Ту-22: первый серийный сверхзвуковой бомбардировщик СССР

Андрей Жуков

Самолет Ту-22 представляет собой советский стратегический сверхзвуковой бомбардировщик, разработанный в ОКБ Туполева в еще 50-х годах. Он примечателен тем, что стал первым серийным самолетом такого класса в СССР, и предназначался для выполнения ядерных и обычных ударов по стратегическим объектам противника. Помимо этого, бомбардировщик использовался для разведки и постановки помех. Несмотря на высокие скорости и новаторские решения в конструкции, Ту-22 имел ряд недостатков, что ограничивало его боевое применение. Тем не менее, он внес важный вклад в развитие советской авиации и стал предшественником более совершенного Ту-22М, о котором также поговорим ниже.

Ту-22: первый серийный сверхзвуковой бомбардировщик СССР. Первый советский сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. Источник: war-book.ru. Фото.

Первый советский сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. Источник: war-book.ru

История создания Ту-22 и Ту-22М

Разработка Ту-22 началась в далеком 1953 году. В это время армия нуждалась в замене дозвукового и устаревшего бомбардировщика Ту-16. Перед конструкторами стояла задача создать самолет, который мог бы нести тяжелые бомбы и ракеты, развивать сверхзвуковую скорость и преодолевать системы ПВО противника.

Разработка заняла около пяти лет. Первый полет состоялся в 1958 году, а серийное производство началось в 1960 году на Казанском авиационном заводе. Однако в ходе эксплуатации выяснилось, что бомбардировщик имел сложную аэродинамику, требовал высококвалифицированных летчиков и часто страдал от отказов двигателей.

История создания Ту-22 и Ту-22М. Во время эксплуатации выяснилось, что Ту-22 имеет много недостатков. Источник: rg.ru. Фото.

Во время эксплуатации выяснилось, что Ту-22 имеет много недостатков. Источник: rg.ru

Характеристики управляемости Ту-22 оказались опасными. Его посадочная скорость была на 100 км/ч больше, чем у предыдущих бомбардировщиков, и он имел тенденцию задирать нос и ударяться хвостом при посадке. В результате практически сразу после начала производства Ту-22 в 1962 году, ОКБ Туполева начало работу над серьезной модернизацией самолета. Так началась история самолета Ту-22М, который стоит на вооружении и эксплуатируется по сей день.

Конструкция и характеристики

Ту-22 получил аэродинамическую схему с низкорасположенным стреловидным крылом и двумя турбореактивными двигателями РД-7М, расположенными в хвостовой части фюзеляжа. Длина самолета составляет 41,6 м, а размах крыла — 23,5 м. Несмотря на все недостатки, Ту-22 мог развивать скорость до 1 510 км/ч. При этом практическая дальность полета достигала 5 100 км

Максимальная боевая (бомбовая) нагрузка самолета составляла 9 000 кг. Вместо бомб самолет также мог нести на борту одну ракету X-22. К слову, эти ракеты продолжают стоять на вооружении.

Конструкция и характеристики. Бомбардировщик Ту-22М лишился многих недостатков своего предшественника. Источник: en.wikipedia.org. Фото.

Бомбардировщик Ту-22М лишился многих недостатков своего предшественника. Источник: en.wikipedia.org

Ту-22М — новое поколение бомбардировщиков

Самолет Ту-22М, известный в НАТО под кодовым названием «Backfire», несмотря на то, что обозначается как модернизация Ту-22, фактически представляет собой совершенно новую конструкцию. Первый полет Ту-22М состоялся в 1969 году, а серийное производство началось в 1972 году.​

Ту-22М получил крыло изменяемой стреловидности, что позволило улучшить взлетно-посадочные характеристики и эффективность на различных режимах полета. Двигатели были размещены в гондолах под корневой частью крыла, что улучшило балансировку и управляемость.​

Размеры самолета изменились незначительно, за исключением размаха крыла, который при стреловидности 20° достигает 34,28 м. Скорость самолета была увеличена до 2 000 км/ч,​ а практическая дальность – до 6 800 км.​ Благодаря улучшению конструкции, бомбовая нагрузка самолета увеличилась до 24 000 кг. Также он получил возможность нести сразу три ракеты, такие как Х-22 или Х-15.

Ту-22М — новое поколение бомбардировщиков. Самолет может нести на борту три ракеты X22. Источник: globalsecurity.org. Фото.

Самолет может нести на борту три ракеты X22. Источник: globalsecurity.org

Вооружение и ракеты

Основное вооружение Ту-22 состояло из бомб различного калибра, в том числе ядерных зарядов. Однако с развитием авиационных технологий бомбардировщик получил возможность нести управляемое ракетное оружие.

Как уже было сказано выше, на борту может размещаться ракета Х-22, и ее различные модификации, в том числе баллистическая ракета, которую по сей день крайне сложно сбить. Дальность ее полета составляет 600 км при скорости до 4 000 км/ч. Эти ракеты предназначены для поражения авианосных соединений и стратегических объектов. Также ракета может нести термоядерную боеголовку мощностью от 0,35 до 1,0 Мт.

Ракеты Х-15 имеют меньшую дальность – до 300 км, но высокую маневренность. Эти ракеты создавались для атак по защищенным целям. Помимо ракетного вооружения, Ту-22 оснащался кормовой пушечной установкой Р-23М, которая служила для самообороны от истребителей противника.

Вооружение и ракеты. Самолет Ту-22М по сей день стоит на вооружении ВС РФ. Источник: airteamimages.com. Фото.

Самолет Ту-22М по сей день стоит на вооружении ВС РФ. Источник: airteamimages.com

Применение и судьба самолета

Ту-22 участвовал в нескольких военных конфликтах, включая войну в Афганистане, где применялся для бомбардировок позиций моджахедов. Однако сложность эксплуатации и высокая аварийность привели к тому, что в 1990-е годы его окончательно вывели из состава ВВС России.

Надо сказать, что в настоящее время, когда говорят о самолете Ту-22, как правило, подразумевают Ту-22М. Этот самолет стал одним из ключевых дальних бомбардировщиков в ВВС СССР и России, пройдя через несколько вооруженных конфликтов и модернизаций. Сегодня он продолжает оставаться на вооружении, выполняя как боевые, так и патрульные задачи. Несмотря на солидный возраст, Ту-22М скорее всего сможет еще прослужить не одно десятилетие.

Многие могут подумать, что самолет слишком старый, однако напомним, что бомбардировщики, в отличие от, например, истребителей, эксплуатируются гораздо дольше. Например, знаменитый самолет B-52 Stratofortress был принят на вооружение еще в 1955 году. Это связано с тем, к данным самолетам предъявляется гораздо меньше требований. Им не приходится вступать в бой с другими самолетами, а нужно лишь доставить ракеты или бомбы до места пуска.

Обязательно посетите наши каналы Дзен и Telegram, здесь вас ждут самые интересные новости из мира науки и последние открытия!

Поэтому Ту-22М, по меркам других бомбардировщиков, не такой уж и старый. К тому же, самолет неоднократно подвергался модернизации, в частности, у него установлены новые двигатели НК-32-02, которые увеличили дальность полета.

Новости партнеров
Китайские бренды нашли новое направление улучшения камер смартфонов
Китайские бренды нашли новое направление улучшения камер смартфонов
Strategy критикуют за последний раунд покупки Биткоина. Что компания делает не так?
Strategy критикуют за последний раунд покупки Биткоина. Что компания делает не так?
Оплату Айфоном через Bluetooth от Сбера показали на видео
Оплату Айфоном через Bluetooth от Сбера показали на видео