Андрей Жуков

Имя древнегреческого философа Пифагора Самосского известно каждому со школьной скамьи. Считается, что он придумал таблицу умножения, которая так и называется “таблица Пифагора”, а также теорему, согласно которой квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Но действительно ли их автором является Пифагор? Некоторые археологические находки указывают на то, что древние люди знали эти математические истины задолго до рождения мудреца, в том числе это касается теоремы. При этом нет ни одного оригинального свидетельства того, что автором теоремы является действительно Пифагор. Но почему в таком случае таблица и теорема названы его именем?

Пифагор не открывал свою великую теорему, она была известна за 1000 лет до его рождения. Глиняные вавилонские таблички содержат доказательства того, что Пифагор не был автором теоремы. Фото.

Древние вавилонские таблички с теоремой Пифагора

Несмотря на то, что теорема носит название древнегреческого философа, существует вавилонская табличка, датируемая 1770 годом до нашей эры, где теорема Пифагора используется для определения длины диагонали внутри прямоугольника. Предположительно, она была создана для обучения.

Кроме того, существует еще одна древняя табличка, датированная 1800–1600 годами до нашей эры, на которой изображен квадрат с подписанными треугольниками внутри. Перевод обозначений системы счета, которую применяли древние вавилоняне, показал, что древние вавилонские математики в то время уже знали о теореме Пифагора. Об этом в своем исследовании сообщает математик Брюс Ратнер. Как минимум, вавилоняне использовали эти знания для определения длины диагонали прямоугольника.

Древние вавилонские таблички с теоремой Пифагора. Теорема Пифагора была известна древним математикам за 1000 лет до рождения самого Пифагора. Фото.

Почему теорема была названа в честь Пифагора

Древнегреческий Пифагор Самосский родился в 570-490 годах до нашей эры. Отсюда следует, что теорема была известна математикам примерно за 1000 лет до его рождения. Но на самом деле ничего удивительного в этом нет. Античные биографии содержат о древнегреческом философе много легенд, которые спустя тысячи лет сложно отделить от реальных фактов.

Согласно самой распространенной версии, Пифагор родился на острове Самос. В молодости он много путешествовал и учился. По некоторым данным он получал знания от египетских жрецов, халдеев (семитских племен), магов и даже Заратуштры. Очевидно, в этот период своей жизни Пифагор и узнал о теореме, которая впоследствии была названа его именем.

В древнем Вавилоне студенты на глиняных табличках не только записывали математику, но и писали письма своим родителям. Одно из таких писем ученым недавно удалось расшифровать.

После возвращения на родину у философа возник конфликт с тираном Поликратом, в результате чего Пифагору пришлось эмигрировать в Италию. Там он организовал собственную школу, получившую название “Полукруг Пифагора”. Это была не просто школа в привычном понимании этого слова, а некий прообраз современных монастырей и масонских лож. По некоторым данным, тайное общество пифагорейцев в какой-то момент даже получило политическое влияние.

Почему теорема была названа в честь Пифагора. Пифагор не оставил после себя ни одной письменной записи. Фото.

Пифагор не оставил после себя ни одной письменной записи

Пифагореисты, то есть ученики школы древнего философа, приписывали Пифагору много открытий, которые на самом деле ему не принадлежали. Даже те открытия, которые делали сами пифагореисты все равно приписывались Пифагору.

К сожалению, ни одного оригинального сочинения самого Пифагора не сохранилось. Вся информация о нем и его открытиях была донесена именно его последователями. Поэтому вполне закономерно, что теорема, которой он учил, была приписана тоже ему. Справедливо ли ее называть именем древнегреческого философа? Скорее да, чем нет. То же самое относится и к таблице Пифагора.

“Одной из причин редкости первоначальных источников Пифагора было то, что пифагорейские знания передавались от одного поколения к другому из уст в уста, поскольку письменных материалов было мало” — говорит Брюс Ратнер, автор исследования.

Почему теорема была названа в честь Пифагора. Пифагор был основателем школы, которая популяризировала теорему. Фото.

Пифагор был основателем школы, которая популяризировала теорему

Даже если Пифагор не придумал теорему, его школа ее популяризировала. Она стала передаваться из поколения в поколение, и спустя более двух тысяч лет дошла до наших дней как «теорема Пифагора». Поэтому вряд ли имеет смысл пересматривать ее название.

Переходите по ссылке на наш ЯНДЕКС.ДЗЕН КАНАЛ. Мы подготовили для вас множество интересных, захватывающих материалов посвященных науке.

Надо сказать, что современникам Пифагор запомнился не только как философ, математик, теоретик музыки и мистик, но также ненавистник бобов. Ранее мы рассказывали, что он предостерегал своих учеников есть мясо и бобы. Это немного странно, так как в Древнем Египте, где он предположительно учился, бобы считались священным растениям.