Космический туризм не стоит жертв

Илья Хель

Новаторский космический корабль Virgin Galactic, разработанный с целью доставки туристов в космос и обратно, разбился вчера в Калифорнии. Один пилот погиб, второй ранен, обломки рассыпаны по пустыне. Сеть наполнили фотографии обломков SpaceShipTwo, который разбился в ходе испытаний на востоке Мохаве, в нескольких часах пути от северо-востока Лос-Анджелеса.

spaceshiptwo

«Космос жесток, и сегодня был тяжелый день», — заявил Джордж Уайтсайдс, генеральный директор Virgin Galactic, спустя несколько часов после аварии.

«Когда в сообществе испытателей случается неудача, мы понимаем, что наших испытателей очень мало. Мы люди. Нам больно», — добавил Стюарт Уитт, глава авиационного и космического порта Мохаве.

Инцидент стал второй катастрофой с участием космического аппарата США на этой неделе. Во вторник непилотируемая ракета Orbital Sciences с полезным грузом для Международной космической станции взорвалась спустя шесть секунд после старта.

Также это серьезный удар по давней мечте британского магната Ричарда Брэнсона, который давно хотел возить туристов на орбиту. Билеты на полеты были раскуплены, один из них купил даже Леонардо ди Каприо. В целом экскурсии в космос были предназначены для состоятельных людей, билеты очень дорогие.

Глава Virgin незамедлительно вылетел в Мохаве, чтобы быть с командой. Смелый и опытный пилот погиб, другой тяжело ранен, и все это превращается в сюрреалистичную картину на фоне смелых и бесполезных фантазий амбициозного миллионера. Действительно ли все так печально?

Билеты проданы

Космический туризм не стоит жертв. Билеты проданы. Фото.

WhiteKnightTwo, старший корабль-носитель, оторвался от земли в 9:20 утра и выпустил SpaceShipTwo на высоте 15 километров в 10:10 утра, спустя 50 минут полета. Спустя две минуты Уитт, который наблюдал из космопорта, сообщил, что что-то точно пошло не так, хотя с земли ничего особо не было видно.

«Если был большой взрыв, я этого не увидел. Мои глаза и уши не заметили ничего, чтобы было бы странным».

Полет — тридцать пятый для SpaceShipTwo — проходил точно так же, как и все предыдущие, разве только тип топлива был относительно новым. Более 500 человек уже забронировали места, заплатив по 250 000 долларов за билет. Стандартный полет в невесомости должен был длиться 4 минуты, на каждый полет по шесть пассажиров. Эксперты считают, что этот взрыв был серьезным ударом по индустрии космического туризма. Неизвестно, что теперь будет делать с билетом ди Каприо, выкупивший его на аукционе за 876 000 долларов. В ближайшие несколько лет мы точно не увидим никаких полетов, связанных с космическим туризмом, с участием гражданских пассажиров.

Уитт думает иначе: всем предпринимателям, которые работают в сфере космического туризма, нужно пережить пятничную трагедию и двигаться дальше. Конечно, выводы сделать необходимо, но не останавливаться.

Мы любим космические аппараты. Мы пережили катастрофу «Челленджера» и движемся дальше. Мы с удовольствием наблюдали за первым испытательным полетом SpaceShipTwo и внимательно следим за успехами SpaceX. Мы живо переживали утрату ракеты «Антарес» на этой неделе.

Но трагедии вроде той, что случилась в Мохаве, серьезно травмируют энтузиастов. Люди начинают сомневаться, что мы, люди, сможем сделать Большой Шаг в Космос, усеяв дорогу трупами. Есть и другое но.

SpaceShipTwo — во всяком случае, с ливреей Virgin Galactic — это не корабль Федерации. Это не транспорт для изучения дальних границ Солнечной системы. Virgin Galactic строит самые дорогие в мире американские горки. Цель компании: дать людям возможность заплатить 250 000 долларов за то, чтобы не чувствовать притяжение мира в течение нескольких минут.

Люди богатеют, люди тратят деньги. Такова жизнь, и эту систему мы все принимаем. Но когда приходится платить цену в человеческих жизнях за эту систему, мы прекращаем ее использование.

Правительства и бизнес всегда позиционировали космическое путешествие как славный подвиг. Но это неверное направление. Это брендирование. Программа «Аполлон» была самой хитроумной технологической пропагандой на фоне холодной войны, войной между сверхдержавами, научным бахвальством. Это не умаляет блеск достижения. Это не означает, что все инженеры и гении того времени, или же астронавты, не были смелыми или опытными. Но это немного умаляет идею того, что астронавты того времени открывали новые горизонты.

Брэнсон

Исторически сложилось так, что поиск новых границ всегда был рискованным. То, что среднестатистический западный европеец в 1600-х годах видел границей, было чьей-то землей. Был ли Колумб смельчаком? Конечно. Но он искал торговый путь. Были конкистадоры бесстрашными? Конечно. Но они искали золото и земли. Пытаются ли люди раздвинуть старые горизонты, протиснуться через горы, просочиться через щели в неизвестное? Конечно. Но мы всегда балансируем между амбициями и последствиями. Мы движемся вперед, когда там что-то нас ждет.

Космическая программа, по которой человечество покинет планету, имеет смысл, но только в определенных рамках. Когда-нибудь наша планета станет непригодной для жизни, по разным причинам, техногенным или природным. Астероиды ранее уже зачищали Землю и, вероятно, сделают это снова. Было бы хорошо оказаться где-нибудь еще, прежде чем это случится. Элон Маск сделал это стремление рациональным обоснованием работы SpaceX, своей ракетной компании. Движение в космос — это прекрасное человеческой стремление найти новые земли. Также это глубоко циничное и практичное стремление. Это значит быть пионером.

Но было бы ошибкой связывать это стремление с Virgin Galactic. Исследовать и ретироваться — не очень ценное предложение. Технологии, которые использует SpaceShipTwo в своем основном аспекте, не помогут человечеству покинуть планету. Да, это гений инженерного ремесла, но, помимо чрезвычайной сложности, нет ничего интересного в том, чтобы запустить ракетный самолет очень высоко. Задача Virgin — сделать космический туризм прибыльным бизнесом.

Испытание нового самолета требует определенной смелости и особых навыков, недоступных большинству людей. Пилоты, которые летают на военных истребителях или на крупных авиалайнерах, защищают свою страну или помогают развитию глобальной экономики. Но у Virgin этого нет. Есть немного бравады, немного веселья и соревновательный аспект (самолетом SpaceShipTwo очень трудно управлять).

Смерть пилота SpaceShipTwo произошла ради бизнеса Брэнсона. Она не приблизит человечество к Марсу. Максимум — богатые люди смогут побыть в невесомости, выложив крупную сумму. Но стоит ли игра свеч? Решайте сами.