Lada Eva — самый мощный автомобиль СССР для экстремальных гонок

Рамис Ганиев

Одним из самых популярных автомобилей СССР по праву считается ВАЗ-2108, также известный как «восьмерка». Это был переднеприводный хэтчбек, в салоне которого могли поместиться пять человек — советские люди впервые получили возможность купить автомобиль с необычным по тем временам дизайном и передним приводом. Конечно, со временем у легенды 1980-х годов обнаружились минусы, но о нем до сих пор вспоминают с теплотой, ведь автомобиль легко поддавался тюнингу: люди меняли не только его внешность, но и вносили улучшения в техническую часть. Существовало много модификаций ВАЗ-2108, и самым интересным из них был Lada Eva — «монстр», предназначенный для экстремальных гонок.

Lada Eva — самый мощный автомобиль СССР для экстремальных гонок. В 1980-е годы Lada Eva был один из самых обсуждаемых автомобилей. Фото.

В 1980-е годы Lada Eva был один из самых обсуждаемых автомобилей

Гоночные автомобили СССР

В статье про самые культовые модели «Москвичей» мы выяснили, что во времена СССР инженеры создавали не только семейные автомобили, но и скоростные машины для гонок. Среди них был как футуристический «Торпедо-ГАЗ», напоминающий ракету, так и современно выглядящий «Меркурий» на основе народной ВАЗ-2106.

Гоночные автомобили СССР. Советский гоночный автомобиль «Торпедо-ГАЗ». Фото.

Советский гоночный автомобиль «Торпедо-ГАЗ»

Гоночные автомобили СССР. Советский автомобиль «Меркурий». Фото.

Советский автомобиль «Меркурий»

Но Lada Eva— советский автомобиль, который не имел аналогов. Разработка этой модели началась в 1984 году, специально для участия в раллийных гонках группы Б, которые были самыми экстремальными в мире. Соревнования считались опасными потому, что участвующие в них автомобили не имели никаких ограничений: они могли быть бесконечно мощными, легкими и изготавливаться из самых высокотехнологичных материалов.

Видео с ралли группы Б

Каким был самый быстрый советский автомобиль

Автомобиль Lada Eva соответствовал всем пунктам этого описания. Инженеры из литовского Вильнюсского Автозавода под руководством инженера Стасиса Брундзы (Stasys Brundza) взяли в качестве основы ВАЗ-2108. Его внешний вид был полностью переработан и из «восьмерки» остались разве что оптика, двери и лобовое стекло. Кузов был сделан максимально аэродинамичным и легким, а капот и багажник были откидными и изготовленными из стеклопластика. Хорошая аэродинамика и легкий кузов значительно увеличивали скорость Lada Eva, но это не главное.

Каким был самый быстрый советский автомобиль. Дизайн автомобиля Lada Eva. Фото.

Дизайн автомобиля Lada Eva

Каким был самый быстрый советский автомобиль. Lada Eva с открытым капотом и «багажником». Фото.

Lada Eva с открытым капотом и «багажником»

В качестве двигателя Lada Eva выступил движок от ВАЗ-2106, более известного как «шестерка». Он обладал мощностью в 80 лошадиных сил, чего с лихвой хватало для семейных поездок, но для раллийных гонок он был слабоват. Но литовские инженеры нашли способ наделить его «звериным» характером. Из оригинального двигателя они оставили только блок цилиндров, а все остальное заменили. Они установили впрыск топлива Lucas, турбонаддув, улучшенную систему смазки, кованные поршни, новую камеру сгорания и так далее. В итоге 80 лошадок превратились в… 300 лошадиных сил.

Каким был самый быстрый советский автомобиль. Автомобиль Lada Eva был оснащен двигателем мощностью 300 лошадиных сил. Фото.

Автомобиль Lada Eva был оснащен двигателем мощностью 300 лошадиных сил

Это было что-то революционное, потому что советских людей можно было удивить даже сотней «лошадок», а тут целые три сотни. В 80-е с Lada Eva мог конкурировать разве что BMW M5 (E28), мощность двигателя которого составляла 286 лошадиных сил. Новинка в одно мгновение стала самым быстрым автомобилем СССР и им даже заинтересовались в правительстве — было дано разрешение на производство 200 экземпляров.

Каким был самый быстрый советский автомобиль. Автомобиль BMW M5 (E28). Фото.

Автомобиль BMW M5 (E28)

Автомобиль Lada Eva настолько впечатлил людей, что у инженеров возникла идея выпустить модель LADA EVA S-PROTO с двигателем на 350 лошадиных сил. Но до него дело так и не дошло, потому что Международная автомобильная федерация (FIA) запретила гонки группы Б.

Читайте также: Эта техника СССР была у всех, но многими уже забыта

Почему запретили ралли группы Б

Это произошло в 1987 году. Разработанные для раллийных соревнований группы Б автомобили поражали своими техническими характеристиками — гонки были крайне зрелищными и собирали огромное количество зрителей. Однако, вместе с этим, они были очень опасными, и речь идет не только о здоровье водителей —в ходе Port Wine Rally в Португалии, автомобиль Ford RS200 влетел в толпу зрителей. В результате этого чрезвычайного происшествия, десятки людей были ранены, а три человека погибли. После этого ужасного события Ford перестал участвовать в гонках, но они еще не были закрыты.

Почему запретили ралли группы Б. Автомобиль Ford RS200 въехал в толпу зрителей в 1986 году. Фото.

Автомобиль Ford RS200 въехал в толпу зрителей в 1986 году

Последней каплей была авария 2 мая 1986 года. Во время соревнования финский гонщик Хенри Тойвонен не справился с управлением и, вместе со штурманом Серджио Кресто, вылетел в пропасть. После падения их автомобиль Lancia Delta S4 загорелся и взорвался. Как вы уже могли понять, экипаж автомобиля не смог вылезти наружу и погиб. Некоторые детали происшествия до сих пор остаются неизвестными, потому что у аварии не было свидетелей, а кузов машины полностью сгорел, остался только каркас.

Почему запретили ралли группы Б. Хенри Тойвонен, Серджио Кресто и автомобиль Lancia Delta S4. Фото.

Хенри Тойвонен, Серджио Кресто и автомобиль Lancia Delta S4

Удивительный автомобиль Lada Eva так и не смог поучаствовать в гонках. Было выпущено всего лишь четыре экземпляра — два из них существуют до сих пор и хранятся в одном из музеев Литвы.

Хотите больше интересных статей? Загляните в наш Дзен-канал, найдете много нового!

Что вы думаете о легендарном Lada Eva? Пишите в комментариях или нашем чате в Telegram. Также почитайте нашу статью о том, какими будут современные автомобили «Москвич».