Обзор усилителя для наушников HiFiMan EF 6 — небывалая мощь и размеры

«Усиления не бывает много» — подумали в HiFiMan и сконструировали EF-6. Несмотря на то, что компания занимается исключительно наушниками, в их арсенале есть такая легендарная модель, как HE-6, которая обладает очень низкой чувствительностью и требует очень мощного (по меркам портативного аудио) усиления. Именно для нее и было в первую очередь разработано это устройство. В компании позиционировали его как топ, и до сих пор он способен с легкостью заткнуть за пояс большинство конкурентов.

1 Main Pic

Конечно же, одними HE-6 список «голодных» наушников, любящих побольше мощности, не ограничивается. Есть еще Audeze, другие модели HiFiMan, Abyss и многие другие, причем преимущественно изодинамические модели. Во всех этих случаях на помощь приходят подобные усилители. Даже гибридная модель EF-5, выпущенная в 2011 году, давала 2 ватта на канал. Но для HE-6 даже этого оказалось недостаточно, поэтому в HiFiMan подумали и выпустили героя сегодняшнего обзора.

2 Front

Производители решили подойти к конструкции со всей серьезностью, полностью дискретный усилитель, работающий в классе А, выдающий 5 ватт на канал при нагрузке в 50 Ω (как раз то, что нужно HE-6). Подобная схемотехника привела к поистине устрашающим размерам и весу, с первого взгляда кажется, что перед нами — типичный усилитель мощности, ориентированный на использование с большими акустическими системами.

С одной стороны, HiFiMan постарались создать по-настоящему качественное решение, например, в качестве регулятора громкости используется 24-ступенчатый переключатель, коммутирующий постоянные резисторы, что должно обеспечить идеальный баланс каналов. С другой стороны, усилитель не балансный. 4-пиновое XLR-гнездо на передней панели сделано просто для удобства подключения топовых изодинамических наушников, которые в основном укомплектованы именно таким штекером.

3 Angle

Не совсем гуманным получился и ценник изделия. Сами HiFiMan просят за EF-6 около 1600 долларов, но с учетом его веса доставка сильно увеличивает эту цену, и купить его у нас можно где-то за 1800. Я же, как обычно, взял его для тестов у моих друзей в Era-in-ear.

Технические характеристики

  • Выходная мощность: 5 Вт @ 50 Ω, класс А
  • Общие гармонические искажения: 0,03% (1 Вт, 1 КГц)
  • Соотношение сигнал/шум: 95 дБ
  • Регулятор громкости: 24 позиционный переключатель
  • Размеры: 330 мм × 310 мм × 105 мм
  • Вес: 10,75 кг

Упаковка и комплект поставки

Тут HiFiMan подошли к вопросу максимально утилитарно: коробка EF-6 сделана из обычного коричневого картона, внутри находится сам усилитель, защищенный со всех сторон вставками из полипропилена. Кроме него вы получите сетевой кабель, и на этом все.

4 Rear

С одной стороны, конечно, очень скудный набор поставки, с другой — что еще в нем могло бы быть?

Дизайн и управление

EF-6 не просто большой, по меркам усилителей для наушников — он огромный. Этот мастодонт спокойно занимает треть моего стола, оставляя не так много места для всего остального. Дизайн устройства — простой и функциональный. Большая часть корпуса сделана из черного металла, кроме передней панели из черного же оргстекла. Боковые грани — ребристые, так как выступают в роли радиаторов. Греется усилитель весьма ощутимо, хотя и не запредельно, поэтому в его конструкции предусмотрено так же много вентиляционных отверстий.

5 Rear close

На задней панели разместились входы/выходы: два входа с RCA-разъемами, выход, позволяющий использовать EF-6 в роли предусилителя, переключатель коэффициента усиления, разъем для провода питания и переключатель напряжения в сети. Последний «от греха подальше» закрыт защитным оргстеклом.

Передняя панель вместила: выключатель питания со светодиодом индикации, регулятор громкости, три кнопки селектора входов, 3,5-мм разъем линейного входа и два гнезда для наушников, обычное для 6,3 мм TRS и 4-пиновое XLR. Линейный вход на передней панели позволяет легко подключить что-то типа плеера или ноутбука для быстрого прослушивания. Как я и писал выше, несмотря на наличие XLR-гнезда, усилитель не балансный.

Кроме большого размера к усилителю сложно придраться: солиднейший внешний вид, надежная конструкция, напоминающая танк, наличие всех необходимых опций, качественная сборка — все, что выделяет продукты премиального сегмента, тут есть.

6 Other rear

Звук

Для прослушивания усилителя я использовал следующее оборудование:

  • MacBook Pro Retina Late 2013 в роли источника
  • Yulong DA8 в роли ЦАПа по USB
  • DIY ЦАП на PCM1702
  • Audirvana Plus в роли плеера
  • Наушники HiFiMan HE-4, HiFiMan HE-6, Audeze LCD-3, ТДС-7 в модификации Snorry
  • Записи в формате lossless

Задача EF-6 — «влить» как можно больше мощности в тугие и требовательные к усилению наушники, не добавив при этом особо ничего «от себя». Благодаря дискретному исполнению и работе в классе А, ему это удается без особых усилий.

Бас у данной модели, естественно, хорош. Именно НЧ первыми страдают у HE-6 в случае нехватки усиления. С неподходящим усилителем громкость они развивают неплохую, но подача становится очень уж тонкой и режущей слух. EF-6 показывает лучшую сторону изодинамического флагмана компании: великолепнейший бас, с отменной телесностью и текстурностью потрясает воображение. Эта связка четко показывает, за что изодинамические наушники получили такую популярность.

7 With HE-6

Средние частоты — тоже ожидаемо живые и детальные. Мне немного не хватило проработки СЧ-диапазона по краям воображаемой «сцены» — звуки, разнесенные на самые дальние стороны каждого канала совсем чуть-чуть «не дотягивают» по проработке до 100%, но это слышно очень, очень редко. За исключением этого, усилитель справляется с передачей и эмоций, и динамики, и энергетики записи просто отлично.

ВЧ-диапазон — самая противоречивая часть у многих наушников. У LCD от Audeze он намеренно отодвинут на второй план, что многим не нравится, у HE-6 он, наоборот, передается с максимальной детальностью, чем также вызывает у многих недовольство. EF-6 умудряется добиться лучшего из возможных результатов для любых наушников. Если с LCD-3, как ни старайся, ВЧ остаются все-таки чуть отведенными назад, хотя и сильно выигрывают в контроле и протяженности, то у HE-6 ситуация с ВЧ становится просто отличной. «Верха» HE-6 оказываются отменно прозрачными, реалистичными и неутомительными (по крайней мере, на мой слух, «ВЧ-фобы» по-прежнему могут быть недовольны).

8 Angled with HE-6

В общем, EF-6 это как раз тот случай, когда усилитель не привносит никакой отсебятины, просто помогая наушникам «раскрыться» в полной мере.

Совместимость

EF-6 обладает огромным запасом мощности, и даже в режиме с низким коэффициентом усиления он слишком громкий для многих наушников. Он фактически не предназначен для IEM и «простых» моделей с хорошей чувствительностью. Его задача — раскачивать тугие модели, и в этом ему, конечно, равных немного. В общем, это усилитель, который покупается под конкретные наушники, брать его «про запас» или в роли универсального решения — смысла немного. Не удивительно, что лучше всего EF-6 показывает себя с продуктами самих HiFiMan того же времени, когда был создан сам усилитель, HE-4, HE-5 и HE-6 — лучшая пара для него. Другие изодинамические наушники также хороши с этим монстриком, особенно при условии высокого импеданса.

9 Close with HE-6

Жанрово у EF-6 особых предпочтений нет, он одинаково хорошо справляется с большинством стилей и направлений, раскачивая даже очень тугие наушники до необходимого уровня.

Выводы

Отчасти спорное решение. С одной стороны, несмотря на очень высокую цену, в EF-6 нет даже попытки реализовать функцию ЦАП, как это сделано, например, в усилителе EF-100. Опять же, в отличие от большинства топовых моделей других компаний, EF-6 не балансный. Добавим к этому еще и большой размер и вес. Казалось бы, шансов на успех при таких вводных нет. На самом же деле, если вы любите топовые изодинамические наушники, — EF-6 очень интересная модель: огромный запас мощности, в сочетании с нейтральным и сбалансированным звучанием позволят тугим наушникам раскрыться по полной, показав себя с самой лучшей стороны.