Ученые создали искусственный интеллект, который может обучаться, как ребенок

Программы искусственного интеллекта уже способны на выполнение специализированных задач вроде управления самолетом, игры в викторинах, или в конце концов щекотания ваших нервов в ваших любимых видеоиграх. Однако подавляющее большинство даже самых современных компьютеров не умнее обычного среднестатистического четырехлетнего ребенка, если позволите такое сравнение. А сравнение это действительно уместно, так как исследователи из Гетеборгского университета разработали программу, которая имитирует когнитивное развитие ребенка.

child-learning-ai

«Мы создали программу, которая может учиться. Например, базовой арифметике, логике и грамматике и при этом без предустановленных знаний», — говорит Клае Страннегард, один из создателей программы.

«Начиная с простого и емкого набора определений эта программа способна когнитивно развиваться на основе ранее полученных знаний. На основе новых знаний она составляет новые выводы в отношении правил и устоев, принятых в нашем мире, после чего определяет новые модели, которые наиболее подходят к той или иной теме».

Процесс этого обучения аналогичен тому, как развивается интеллект ребенка. Например, ребенок может интуитивно догадаться, что если 2 x 0 = 0 и 3 x 0 = 0, то, скорее всего, и 5 x 0 тоже будет равно 0, или же по аналогичному примеру с цифрами «2, 5, 8» ответ будет 11. Аналогичным образом ребенок интуитивными методами может развиваться и в других областях, например, в английской грамматике, где, скажем, есть неправильные глаголы «sing» (петь — прим. ред), который в прошедшей форме становится «sang» (спел или спела), а также «run» (бежать) и «ran» (бегал).

«Мы утверждаем, что дети обучаются всему на основе полученного опыта, и в конечном итоге они ищут общие для конкретной среды правила», — продолжает Страннегард.

Программа, которую ученые назвали O*, следует принципам Бритвы Оккама, которые можно интерпретировать так: не следует давать долгие и сложные объяснения, если можно ограничиться короткими и простыми. В наших бы реалиях этот постулат звучал бы так: «краткость — сестра таланта». При этом принцип совсем не запрещает использование сложных определений в принципе, но лишь рекомендует определенный порядок рассмотрения гипотез, который в большинстве случаев является оптимальным.

Иногда такой подход приводит к ошибкам. Например, ребенок может сказать «I brang my lunch» (Я принес свой обед), вместо правильного «I brought my lunch» («brang», как и «brought», является прошедшей формой глагола «to bring» (принести), но в первом случае слово является сленговым выражением). Тем не менее программа O* способна обучаться не только азам арифметики и грамматики, как обычный ребенок, но и решать весьма непростые для среднего человека логические задачи. Ученые надеются, что их программа однажды сможет понимать и обосновывать свои заключения на всех уровнях решения проблемы и при этом без какой-либо необходимости в предварительном внедрении в нее постулатов и правил, которым в тех или иных ситуациях необходимо следовать.

«Мы надеемся, что наша программа окажется полезной в нескольких различных и практических сферах», — говорит Страннегард.

«Думаю, универсальные домашние роботы, обладающие такими знаниями и возможностями, будут необычайно востребованы в обществе будущего. Но мы пока лишь на полпути к этому».