Watson от IBM может свергнуть Google с поискового трона

Илья Хель

Если вы думаете, что Google — лучший в мире поисковик (не говоря уж о «Яндексе»), то очень скоро вы можете серьезно ошибиться. Пока одни развлекают людей, другие просто делают мегамонстров: например, Watson в исполнении IBM. Помимо того, что IBM и так известна в корпоративном сегменте и ориентацией на бэкенд, а не фронтенд, ее собственный чемпион Jeopardy может выдать вам молниеносный ответ на любой вопрос.

Watson

Watson — предвестник появления «думающих машин», способных созидать знания, что станет козырной картой поисковых машин завтрашнего дня. Равно как и серьезной проблемой для Google, чьи самые амбициозные инициативы — от носимой техники до самоуправляемых автомобилей — финансируются за счет процветающего рекламного бизнеса.

Watson, возможно, будет первым компьютером, который пройдет тест Тьюринга, разработанный британским математиком Аланом Тьюрингом, незаслуженно обиженным, и способным определить, может ли думать машина. Тьюринг предложил такой тест: очень сложно определить, что такое «мыслящий», но «умный» компьютеру вполне подходит, и если человек не будет в состоянии определить, какой из двух собеседников — робот, значит, тест успешно пройден. Пока ни одной «умной» машине не удалось его пройти.

Если бы у вас был выбор: задать вопрос чемпиону Jeopardy и поисковой системе, что бы вы выбрали — Watson или PageRank? Ответ, очевидно, будет зависеть от того, что нужно людям: получение информации или решение проблем. Но получение информации — это часть решения проблемы. Если IBM сделает поисковик, Watson гораздо лучше механизма Google будет решать проблемы.

Но это будет означать отсутствие причин искать в «гугле». Люди пойдут «гуглить в ватсон». Гигантский поисковой трафик, делающий Google непобедимым, понемногу стихнет.

Давайте вспомним. В 90-х годах мы были приятно удивлены, когда компьютер выдавал нам даже отдаленно связанную с предметом наших поисков информацию, вспомните поисковики Altavista, Lycos или Excite. Но в то время наши ожидания от компьютеров были слишком низкими. Когда пришел Google, его поисковой алгоритм PageRank загнал остальных в угол.

На сегодняшний день более 90 % доходов Google дает поиск. Рекламодатели хотят быть там, где ищут люди.

Google продолжает лидировать в битве за поиск, «организуя информацию всего мира и делая ее универсально доступной и ценной». Но теперь этой миссии, возможно, приходит конец, учитывая то, как быстро расширяются границы искусственного интеллекта. Наши требования к компьютерам растут. В таком положении дел Google — всего лишь гигантская база данных с удобными механизмами поиска и качественным механизмом выдачи данных, неспособная создавать новые знания.

Компанию будет полировать PageRank «семантическим» знанием, которое всего лишь будет помогать выдаче более точных результатов, но проблему это не решит. Ее может решить Watson. Он может решить это, используя свою способность работать с информацией и общаясь с людьми обычным языком. Он может создавать новые знания на основе постоянно растущей человеческой и компьютерной информации в Интернете.

Короче говоря, Google может перебирать, но Watson может создавать. Конечно, компьютер все еще можно сбить с толку вопросами, на которые могут ответить даже дети («Скажите мне, что делал слон, когда пришел Наполеон?»).

Но если люди спрашивают о том, что их на самом деле волнует, а не начинают предлагать Siri выйти замуж, вещи становятся яснее. Watson делает осмысленным поток данных, разбросанных по всему Интернету, и он даже может решать сложные судебные дела, отвечать на вопросы, касающиеся здоровья и прочее, неподвластное поисковикам сегодняшнего дня.

Watson — это думающая машина, в которой нуждаются суперкомпьютеры (и это не теоретическая потребность). Google является поисковой машиной с большой архитектурой огромного количества обычных процессоров и хранилищ. Вместе эти IT-монстры образуют грозную машину, которая может думать, запоминать и знать. Что примечательно, у IBM есть возможность собрать довольно неплохую поисковую машину. И если Google решит построить свой Watson, это займет очень много времени. К тому же, играть в догонялки — не в природе Google (если не говорить о том, что у него в ДНК думать о поиске не так; Google сам олицетворяет поиск).

Но история показывает, что IBM, Microsoft и Apple оказывались побежденными в определенный момент времени; среди последних примеров — BlackBerry. Но все эти компании использовали хороший сетевой эффект — когда люди начинают пользоваться и другими продуктами компании — чтобы закрыть клиентов в клетке. Вроде Microsoft. Да и Apple обезопасила себя на несколько лет вперед, потратив тысячу долларов на приложения в App Store, проще будет купить новый iPhone, чем переходить на Android.

С сетевым эффектом даже посредственный продукт может процветать в течение долгого времени, потому что затраты на переход непомерно высоки. Но у Google нет сетевых эффектов. «Корпорация добра» не имеет ярых приверженцев. Google крайне уязвима.

Чего не скажешь об IBM. Она не особо успешна в потребительском сегменте. Но компании хватило ума найти лидера, который вывел ее из рамок умирающего менталитета к процветающим интегрированным услугам, при этом сохранив основные преимущества IBM. Кто еще радует нас фильмом, снятым с участием атомов? Это же целый научный институт. Что помешает компании, разработав в секретных лабораториях Watson, начать продавать его услуги?