Созданы «роботизированные» перчатки, позволяющие потрогать виртуальную реальность

Олег Довбня

Инженерами из Калифорнийского университета в Сан-Диего технология изготовления мягких роботов была использована в создании легких и гибких перчаток, позволяющих пользователям ощутить тактильный отклик при взаимодействии с виртуальной реальностью. Эти перчатки уже показали свою способность реалистичной симуляции тактильных откликов при игре на пианино с виртуальной клавиатурой.

Созданы «роботизированные» перчатки, позволяющие потрогать виртуальную реальность. Фото.

Созданы «роботизированные» перчатки, позволяющие потрогать виртуальную реальность. Фото.

Результаты нового исследования, находящиеся на стадии прототипа, были представлены инженерами на конференции Electronic Imaging, Engineering Reality for Virtual Reality в Бурлингейме (Калифорния).

В настоящее время пользовательские интерфейсы виртуальной реальности несколько отдалены от пользователя, поскольку он не ощущает поверхностей и объектов виртуального пространства. По словам исследователя Юргена Шульца (Jurgen Schulze) из института Qualcomm Institute Калифорнийского университета в Сан-Диего, это не реалистичный способ взаимодействия, ведь пользователь не может ничего коснуться. Новая разработка позволяет пользователям тактильно ощущать виртуальную реальность подобно реальности физической.

Другие команды исследователей также работали над перчатками в качестве интерфейса виртуальной реальности. Но они слишком громоздкие и изготовлены из тяжелых материалов, таких как металл. Разработанные инженерами новые перчатки содержат мягкий экзоскелет, оборудованный мягкими мышцами, предназначенными для роботов, который делает их намного легче и удобнее в использовании.

Майкл Толли (Michael Tolley), профессор механической инженерии в Jacobs School of Engineering Калифорнийского университета в Сан-Диего, также являющийся ведущим автором рассматриваемого исследования, отмечает, что первый прототип новых перчаток оказался на удивление эффективным. По его словам, конечной целью разработчиков является создание девайса, обеспечивающего «более насыщенный опыт» взаимодействия с виртуальной реальностью. Новая разработка потенциально может найти себе применение не только для видеоигр и других цифровых развлечений, но и в хирургии.

Рассматриваемая система состоит из трех основных компонентов. Сенсор Leap Motion определяет положение и движение рук пользователя. Специальный струйный распределительный щит контролирует движения перчаток. Предназначенные для использования в мягких роботах компоненты в рассматриваемых перчатках для виртуальной реальности раздуваются и сдуваются, имитируя тем самым мышечные усилия, которые были приложены пользователем в пространстве виртуальной реальности. Система взаимодействует с компьютером, на дисплее которого отображается виртуальная клавиатура пианино на фоне реки и деревьев.

Один из ключевых элементов конструкции перчаток является своего рода компонентом мягких роботов и называется мышцей Mckibben — латексные полости с плетеным материалом. Искусственные мышцы откликаются на усилия, создаваемые перемещением пальцев пользователя. Распределительный щит управляет мышцами, раздувая и сдувая их.

Исследователями была напечатана при помощи 3D-принтера форма (молд) для создания мягкого экзоскелета предназначенных для виртуальной реальности перчаток. Это, как отмечают исследователи, сможет облегчить производство таких девайсов и сделать возможным их массовое производство. В качестве материала экзоскелета исследователями был использован силиконовый каучук с полосами Velcro в местах соединений.

Инженеры провели неформальное пилотное исследование, в котором принимали участие 15 пользователей. В их числе — 2 эксперта в сфере виртуальной реальности. Все участники исследования попробовали тестовый образец, позволяющий им играть на пианино в виртуальной реальности. Все исследователи согласились с тем, что новые перчатки повышают уровень погружения в виртуальную реальность. Они высоко оценили новую разработку, назвав ее «очаровывающей» и «изумительной».

Инженеры работают над тем, чтобы сделать перчатки для виртуальной реальности дешевле, менее громоздкими и более компактными. Они также надеются на возможность обойтись вообще без девайса Leap Motion, что позволило бы сделать рассмотренную выше систему более компактной.

В августе 2016 года сообщалось о перчатках Dexmo, позволяющих коснуться виртуальной реальности. В конце июня минувшего года рассматривались также улучшающие игровой опыт перчатки Contact CI. Об удивительных музыкальных перчатках, превращающих в синтезатор любую поверхность, также рассказывалось весной 2016 года. Перчатку Hands Omni с обратным откликом, расширяющую грань виртуальной реальности, показали еще в апреле 2015 года. Поэтому новая разработка — хотя и не первый, но очередной важный шаг в направлении приближения ощущений пользователя от виртуального пространства к реальным.

Станет ли появление в девайсах виртуальной реальности возможности потрогать элементы цифрового пространства способствовать росту популярности девайсов, предназначенных для взаимодействия с ней?

По материалам sciencedaily.com