Airbus отменяет водородный самолёт: почему самолёты будущего не взлетят еще 20 лет

Вера Макарова

Несколько лет назад казалось, что революция в авиации уже на подлёте: Airbus хотела пересадить нас на экологичные самолёты. Проект ZeroE, стартовавший 5 лет назад, должен был стать первым в мире серийным лайнером на водороде. Компания вложила в него $1,7 млрд, пообещала нулевые выбросы и запуск уже к 2035 году. Но теперь всё меняется: Airbus заморозила проект водородного самолёта, бюджет урезан, сроки отложены на 10 лет, инженеров переводят в другие отделы. Почему проект, который должен был спасти планету, в итоге ушёл в штопор?

Airbus отменяет водородный самолёт: почему самолёты будущего не взлетят еще 20 лет. Проект ZeroE представлялся как ответ климатическому вызову и был вторым по значимости после появления реактивного двигателя. Но теперь эко-мечта отложена минимум до 2045 года. Источник изображения: 4pda.to. Фото.

Проект ZeroE представлялся как ответ климатическому вызову и был вторым по значимости после появления реактивного двигателя. Но теперь эко-мечта отложена минимум до 2045 года. Источник изображения: 4pda.to

В чём сложность водородной авиации

На первый взгляд, идея проста: заменить керосин на водород, чтобы избавиться от вредных выбросов. Водород — чистое топливо. При сгорании он даёт только водяной пар. Но использовать водород в самолётах оказалось сложнее, чем ожидали:

  • температура хранения — минус 253 °C. Нужны особые баки и изоляция
  • объём в 4 раза больше, чем у керосина при той же дальности полёта
  • инфраструктура в аэропортах отсутствует полностью: водород нужно где-то производить, как-то доставлять и хранить. Это потребует гигантских вложений в инфраструктуру.
  • цена билетов выросла бы, а пассажиры платить за «зелёность» не готовы. Даже энтузиасты, поддерживающие Грету Тунберг, вряд ли согласятся на билет в два раза дороже только потому, что самолёт не дымит.

По оценкам NASA, авиация даёт всего 2,5% выбросов CO₂, но оставляемые ею следы в небе могут усиливать парниковый эффект за счёт конденсационных облаков — их влияние учёные считают недооценённым.

Самое главное: Airbus долго шла по пути сжигания водорода в турбинах. Но при этом выделяются оксиды азота — а значит, полностью «чистым» такой самолёт не становится. Попытка перейти на топливные ячейки тоже не помогла: дальность полёта резко падает — аж до 1800 км, и в итоге выходит только небольшой региональный экологичный самолёт всего на 100 мест (а доля таких в мировых авиаперевозках крайне низка, поэтому проблема экологии не решилась бы).

Почему водородный самолёт не стал реальностью: мнение экспертов

Почему водородный самолёт не стал реальностью: мнение экспертов. Первый водородный пассажирский самолёт Ту-155. Источник изображения: rostec.ru. Фото.

Первый водородный пассажирский самолёт Ту-155. Источник изображения: rostec.ru

Интересно, что первый водородный пассажирский самолёт поднялся в воздух ещё в 1988 году — советский Ту-155. Он выполнил около 100 полётов, в том числе 5 — только на водороде. Но и тогда стало понятно: технология дорогая, сложная и требует много условий.

Сейчас топливные гиганты BP и Neste отказываются от строительства заводов по производству водорода. Даже Porsche отменила переход на электромобили, снова вкладываясь в бензиновые двигатели. А ведь ещё в 2022 году Boeing официально заявила, что водород — это тупик.

Идея водородной авиации оказалась во многом завязанной не на технологии, а на политику. ZeroE был частью модной «зелёной повестки»: пока она была в тренде, водород поддерживали грантами и хайпом. И когда политический климат поменялся — интерес к проекту резко остыл. После смены власти в США ставка на экологию больше не в моде, а миллиарды на водородные самолёты выглядят всё менее оправданными.

Читай также: Морская вода может стать бесконечным источником водорода

Что ждёт водородную авиацию в будущем

Airbus обещает не забрасывать исследования и не закрыла проект полностью, но снизила его приоритет. Пока водород требует больше денег, чем даёт пользы, авиация будет коптить небо и дальше. Эксперты считают, что в ближайшие десятилетия водородные лайнеры не заменят привычные. Поэтому ещё лет 20 мы продолжим летать на авиационном керосине, а небо так и останется голубым со следами пролетевших самолётов.

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram и Дзен, делитесь своим мнением в нашем чате. И читайте следующую интересную статью: Airbus создаст космический завод по производству спутников. Но зачем?

Новости партнеров
Какие функции здоровья Apple добавит в свои часы в ближайший год?
Какие функции здоровья Apple добавит в свои часы в ближайший год?
Объём эфиров ETH на вывод из стейкинга бьёт рекорды. Как это отразится на цене альткоина?
Объём эфиров ETH на вывод из стейкинга бьёт рекорды. Как это отразится на цене альткоина?
realme выпустила мощные realme P4 и realme P4 Pro. С батареей на 7000 мАч и новыми процессорами
realme выпустила мощные realme P4 и realme P4 Pro. С батареей на 7000 мАч и новыми процессорами