Небеса молчат. Почему?

Илья Хель

Долгое время ученые, вроде Стивена Хокинга и Карла Сагана, считали, что в один прекрасный день люди начнут колонизировать вселенную. Но как это осуществить, почему мы должны хотеть этого и почему мы не видим никаких проявлений жизни, кроме нас? Можем ли мы рассчитывать на господство над Вселенной?

Небеса

В последней научной работе доктор Стюарт Армстронг и доктор Андерс Сандберг из Института будущего человечества при Оксфордском университете пытаются ответить на этот вопрос. В качестве отправной точки принимается парадокс Ферми — расхождение между вероятностью существования разумной инопланетной жизни и отсутствием наблюдаемых данных, подтверждающих это существование.

Доктор Армстронг замечает:

«Есть два разных взгляда на нашу работу. Первый заключается в изучении нашего будущего — человечество может в какой-то момент колонизировать вселенную. Второй относится к внеземным видам — учитывая относительную легкость пересечения галактик, он подчеркивает загадочность отсутствия доказательств разумной жизни. Парадоксу Ферми это на пользу не идет».

Парадокс, названный в честь физика Энрико Ферми, серьезно интересует физиков будущего, если верить Армстронгу. Доктор Сандберг объясняет:

«Почему наш институт переживает о парадоксе Ферми? Что ж, тишина в небе говорит нам о какой-либо интеллектуальной активности во Вселенной. В космосе нет маленьких зеленых человечков, и это может говорить о совсем других вещах насчет разумной жизни — она может быть достаточно редкой, она может быть скрытой или она весьма легко гибнет. Разумеется, это может также говорить о том, что ее нет. Если человечество одиноко во Вселенной, на нас лежит огромная моральная ответственность. Ведь мы, по сути, будем единственным разумом, который будет распоряжаться судьбой целого мира».

Возможно, наши технологии слишком примитивны для поиска инопланетян. Возможно, наши способы охоты не слишком удачны.

По словам Армстронга, одним из возможных объяснений парадокса Ферми будет то, что жизнь уничтожает себя, прежде чем способна распространиться. «А значит, мы находимся перед более серьезным риском, чем могли подумать. Стоит позаботиться о будущем человечества».

Сандберг добавляет: «Практически любой ответ на парадокс Ферми порождает некоторые неудобства. Существуют также теории, что многие планеты с жизнью находятся примерно на той же стадии, что и мы, — это называется синхронизация — в плане возможности исследования вселенной, но лично я не думаю, что это так».

Мы знаем, что существуют планеты намного старше, чем Земля — даже большинство из них, если быть точным. Во многих случаях — на миллиарды лет.

Сандберг говорит, что в начале 90-х мы предполагали, что найдем не так много планет, но теперь знаем, что Вселенная буквально кишит планетами:

«Если мы хотим отправиться в далекую галактику для колонизации одной из планет, в идеальных условиях нам стоило бы отправить ракеты, которые будут замедляться по мере прибытия. Но Вселенная постоянно расширяется, что делает расчеты довольно сложной задачей. В своей работе мы объединили ряд математических и физических инструментов для решения этой проблемы».

Ученые показали, что при определенных технологических условиях (например, продвинутые средства автоматизации или базовый искусственный интеллект, способный самовоспроизводиться), было бы целесообразно построить сферу Дайсона, которая улавливала бы энергию солнца и упростила бы волновую межгалактическую колонизацию. Процесс мог бы начаться в невероятно короткие сроки.

Но почему цивилизация хочет расширить горизонты своих владений? И на этот счет у Армстронга есть ответ:

«Одна из причин для расширения может быть такова: некая подгруппа стремится обособиться по идеологическим причинам. Но в таком случае может возникнуть проблема с центральной цивилизацией, которая захочет предотвратить такой тип экспансии. Лучший способ — попасть туда первым. Преимущество — лучшая причина для экспансии».

«Допустим, раса скользких космических пришельцев хочет превратить вселенную в большую парковку и продавать рекламные места — другие виды вряд ли допустят это. Может быть много веских причин для расширения владений у любых видов, даже если их не заботит колонизация или мировое господство».

Наконец, ученый подводит итоговую черту:

«Мы считаем, что если любая из цивилизаций где бы то ни было в прошлом хотела экспансии, она бы развернулась на огромном участке вселенной. Это делает вопрос Ферми острее — в миллиард раз. Если разумная жизнь — редкое явление, она должна быть реже, чем одна цивилизация на галактику. И если развитые цивилизации не спешат колонизировать другие планеты, эта тенденция должна оставаться сильной в течение миллиардов лет и среди миллиардов галактик. Додумывайте сами. У нас пока нет ответа на все эти вопросы, но мы знаем, что все куда сложнее, чем предполагалось ранее».