#чтиво | Как миллиардер поднял со дна океана 40-летнюю историю ракетостроения

21 Марта 2013 в 18:30, Николай Хижняк 2 916 просмотров 18
bezos-f1

Если вы следите за нашей постоянной колонкой #чтиво, то вам наверняка уже известно об Элоне Маске, его собственной компании SpaceX и об их желании построить первую марсианскую колонию, а также планах на коммерческие космические полеты. Но не все знают, что основатель и владелец компании Amazon Джефф Безос, один из богатейших людей мира, тоже грезит космосом. Именно поэтому он и его исследовательская команда решили отправиться в далекие глубины, но «космоса» подводного, с одной-единственной целью — достать со дна океана части ракетного двигателя F-1, который использовался в миссиях «Аполлон».

Команда исследователей отправилась в эту экспедицию на многофункциональном корабле «Seabed Worker», оснащенном различным оборудованием и дистанционно-управляемыми батискафами для подводных работ и подъема находок на поверхность. За три недели команде удалось опуститься на отметку в 4267 метров. Брезос разрабатывал план миссии более года, в надежде достать со дна океанских глубин двигатели, которые использовались в космической миссии «Аполлон», запуск которой был осуществлен 11 июля 1969 года. Несмотря на то, что команду в конечном счете ожидал успех, серийные номера на поднятых со дна океана двигателях были частично или полностью утеряны, поэтому точно определить частью какой именно ракеты были эти двигатели будет непростой задачей.

bezos-f-1

Двигатель F-1 в сборе

Важность этой миссии заключается в том, что поднятые части двигателей имеют достаточно весомую историческую ценность, ведь они были разработаны еще во времена первых дней начала космической эры. То, что когда-то позволило сделать настоящий прорыв в космонавтике, было безжалостно сброшено на темное дно океана, откуда обычно никогда и ничего не возвращается. Поэтому Брезос решил буквально поставить перед собой личную задачу — во что бы то ни стало поднять исторический артефакт на поверхность. И он это смог.

bezos-f-1-14

Остатки ракетоносителя «Сатурн V»

«Что за удивительное приключение! В настоящий момент мы находимся на борту «Seabed Worker» и возвращаемся обратно на мыс Канаверал, после трехнедельной работы в океане на глубине более 4 километров. Мы так много всего нашли! Мы видели удивительный подводный мир: буквально настоящие сады из двигателей F-1, которые рассказали нам о великой славе при запуске «Аполлона» и о таком трагичном и жестоком конце. Было сделано множество фотографий. Мы смогли достать поистине уникальные части истории. С каждой поднятой такой частью наша команда в несколько тысяч человек постепенно все глубже и глубже погружалась в воспоминания о былых открытиях, которые так незаслуженно впоследствии были забыты»,

— делится радостью об успешной миссии Джефф Брезос на своем сайте.

Двигатели серии F-1 использовались для запуска с мыса Канаверал космических кораблей «Аполлон» с 1960-х по 1970-е годы. И были они не просто инструментами, которые в какой-то момент позволили сделать первый шаг человечеству на поверхность другого космического тела, но были и серьезной заявкой на доминирование в области ракетостроения.

bezos-f-1-0

Обладая тягой в 6,87 МН (меганьютон), F-1 и по сей день является самым мощным однокамерным жидкостным двигателем из когда-либо реально разработанных и летавших. Пять таких двигателей использовались в первой ступени ракетоносителей «Сатурн V», для которых они и были созданы. Но после трех минут славы их сбрасывали на дно Атлантического океана, где их ждало целых 40 лет забытья и коррозии.
Благодаря технологиям, к которым пришла за полувековую историю подводная археология, эти двигатели обнаружили и подняли на поверхность. Точной информации о процессе поиска публично пока не поделились, но помимо сонаров, скорее всего, использовались магнетометры, которые позволили обнаружить металлические объекты и построить на основе поисков подводную 3D-карту.

apollo 11

«Аполлон-11»

Для подводной миссии использовались дистанционно-управляемые батискафы с прикрепленными оптическими и электрическими кабелями, по которым поступали данные и питание в четыре тысячи вольт. Пилотам батискафов пришлось столкнуться не только с фактом того, что двигатели развалились на части от удара об океаническую поверхность, но и с фактом того, что многие части за долгие годы наполовину были вкопаны в дно из-за глубоких океанических течений. Но несмотря на трудности, команде удалось использовать механические руки батискафов для извлечения погребенных компонентов и закрепления их на стропы для поднятия наверх. Когда-то работы такого уровня являлись практически героическими подвигами, но сейчас это становится обычным рутинным занятием.

bezos-f-1-13

bezos-f-1-12

Несмотря на то, что Безосу и его команде удалось достать ракетные двигатели, по международным законам они по-прежнему являются собственностью NASA. Сам Безос теперь планирует сначала законсервировать, а затем и восстановить эти двигатели, говоря о том, что команде удалось достать достаточно компонентов для реставрации двух F-1. Правда, в данном случае, ему опять придется столкнуться с нелегким испытанием, ведь, напомним, двигатели и их части пролежали на океанском дне более сорока лет.

bezos-f-1-6

Топливный генератор и распределитель

bezos-f-1-7

bezos-f-1-9

Теплообменник

bezos-f-1-10

Турбина

bezos-f-1-11

Камера тяги и топливный коллектор

В своем заявлении NASA поздравила Безоса и команду, принимавшую участие в этой поистине волевой миссии:

«Мы аплодируем желанию и упорству Джеффа в том, чтобы эти исторические артефакты стали открыты для общественности. Мы будем пристально следить за тем, как его команда будет проводить работы по реставрации».

#чтиво | Как миллиардер поднял со дна океана 40-летнюю историю ракетостроения
Метки: .

Приложение
Hi-News.ru

Новости высоких технологий в приложении для iOS и Android.

18 комментариев

  1. peterbuild

    молодцы

  2. KROSS

    Лудше бы он поднял с дна бедных детишек африки ,чем эту ржавую херь!

  3. TET

    Не уверен, что историческая ценность их на столько велика, чтобы окупить затраты на подъем. Но, если учитывать, на что и сколько тратят не последние мира сего, то оно того стоило. Одна покупка Vertu за $350 тыс. мне кажется на много абсурдней чем это.

  4. Баха

    *Если вы следите за нашей* -
    "Вы" с большой буквой пожалуйста.

  5. Баха

    *может мусье еще и ручку поцеловать и пред челом бить?)*
    Лучше запятую поставьте.

  6. дима

    Думаю гораздо интереснее было бы выловить затопленную станцию "мир"

    • spacetoxicology

      ага. дождешься от наших жмотов финансирования. Они лучше виллу себе в Испании построят. Да и вообще, не нужно нам этого. Пусть хоть МКС достроят как обещали. Или хотя бы модуль новый построят. А то летаем на морально устаревших "Союзах". Стыд.

  7. Виктор

    "Союзы " морально устарели потому, что Россия под властью аморальных жуликов и воров - за 30 лет ничего не создавших, но многое разрушивших.

  8. Илья Хель

    Класс.

  9. Вася Пупкин

    Мне кажется турбина на фото совсем из другой оперы

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.