#чтиво | Как миллиардер поднял со дна океана 40-летнюю историю ракетостроения

Если вы следите за нашей постоянной колонкой #чтиво, то вам наверняка уже известно об Элоне Маске, его собственной компании SpaceX и об их желании построить первую марсианскую колонию, а также планах на коммерческие космические полеты. Но не все знают, что основатель и владелец компании Amazon Джефф Безос, один из богатейших людей мира, тоже грезит космосом. Именно поэтому он и его исследовательская команда решили отправиться в далекие глубины, но «космоса» подводного, с одной-единственной целью — достать со дна океана части ракетного двигателя F-1, который использовался в миссиях «Аполлон».

#чтиво | Как миллиардер поднял со дна океана 40-летнюю историю ракетостроения. Фото.

Команда исследователей отправилась в эту экспедицию на многофункциональном корабле «Seabed Worker», оснащенном различным оборудованием и дистанционно-управляемыми батискафами для подводных работ и подъема находок на поверхность. За три недели команде удалось опуститься на отметку в 4267 метров. Брезос разрабатывал план миссии более года, в надежде достать со дна океанских глубин двигатели, которые использовались в космической миссии «Аполлон», запуск которой был осуществлен 11 июля 1969 года. Несмотря на то, что команду в конечном счете ожидал успех, серийные номера на поднятых со дна океана двигателях были частично или полностью утеряны, поэтому точно определить частью какой именно ракеты были эти двигатели будет непростой задачей.

#чтиво | Как миллиардер поднял со дна океана 40-летнюю историю ракетостроения. Фото.

Двигатель F-1 в сборе

Важность этой миссии заключается в том, что поднятые части двигателей имеют достаточно весомую историческую ценность, ведь они были разработаны еще во времена первых дней начала космической эры. То, что когда-то позволило сделать настоящий прорыв в космонавтике, было безжалостно сброшено на темное дно океана, откуда обычно никогда и ничего не возвращается. Поэтому Брезос решил буквально поставить перед собой личную задачу — во что бы то ни стало поднять исторический артефакт на поверхность. И он это смог.

#чтиво | Как миллиардер поднял со дна океана 40-летнюю историю ракетостроения. Фото.

Остатки ракетоносителя «Сатурн V»

«Что за удивительное приключение! В настоящий момент мы находимся на борту «Seabed Worker» и возвращаемся обратно на мыс Канаверал, после трехнедельной работы в океане на глубине более 4 километров. Мы так много всего нашли! Мы видели удивительный подводный мир: буквально настоящие сады из двигателей F-1, которые рассказали нам о великой славе при запуске «Аполлона» и о таком трагичном и жестоком конце. Было сделано множество фотографий. Мы смогли достать поистине уникальные части истории. С каждой поднятой такой частью наша команда в несколько тысяч человек постепенно все глубже и глубже погружалась в воспоминания о былых открытиях, которые так незаслуженно впоследствии были забыты»,

— делится радостью об успешной миссии Джефф Брезос на своем сайте.

Двигатели серии F-1 использовались для запуска с мыса Канаверал космических кораблей «Аполлон» с 1960-х по 1970-е годы. И были они не просто инструментами, которые в какой-то момент позволили сделать первый шаг человечеству на поверхность другого космического тела, но были и серьезной заявкой на доминирование в области ракетостроения.

#чтиво | Как миллиардер поднял со дна океана 40-летнюю историю ракетостроения. Фото.

Обладая тягой в 6,87 МН (меганьютон), F-1 и по сей день является самым мощным однокамерным жидкостным двигателем из когда-либо реально разработанных и летавших. Пять таких двигателей использовались в первой ступени ракетоносителей «Сатурн V», для которых они и были созданы. Но после трех минут славы их сбрасывали на дно Атлантического океана, где их ждало целых 40 лет забытья и коррозии.
Благодаря технологиям, к которым пришла за полувековую историю подводная археология, эти двигатели обнаружили и подняли на поверхность. Точной информации о процессе поиска публично пока не поделились, но помимо сонаров, скорее всего, использовались магнетометры, которые позволили обнаружить металлические объекты и построить на основе поисков подводную 3D-карту.

#чтиво | Как миллиардер поднял со дна океана 40-летнюю историю ракетостроения. Фото.

«Аполлон-11»

Для подводной миссии использовались дистанционно-управляемые батискафы с прикрепленными оптическими и электрическими кабелями, по которым поступали данные и питание в четыре тысячи вольт. Пилотам батискафов пришлось столкнуться не только с фактом того, что двигатели развалились на части от удара об океаническую поверхность, но и с фактом того, что многие части за долгие годы наполовину были вкопаны в дно из-за глубоких океанических течений. Но несмотря на трудности, команде удалось использовать механические руки батискафов для извлечения погребенных компонентов и закрепления их на стропы для поднятия наверх. Когда-то работы такого уровня являлись практически героическими подвигами, но сейчас это становится обычным рутинным занятием.

#чтиво | Как миллиардер поднял со дна океана 40-летнюю историю ракетостроения. Фото.

#чтиво | Как миллиардер поднял со дна океана 40-летнюю историю ракетостроения. Фото.

Несмотря на то, что Безосу и его команде удалось достать ракетные двигатели, по международным законам они по-прежнему являются собственностью NASA. Сам Безос теперь планирует сначала законсервировать, а затем и восстановить эти двигатели, говоря о том, что команде удалось достать достаточно компонентов для реставрации двух F-1. Правда, в данном случае, ему опять придется столкнуться с нелегким испытанием, ведь, напомним, двигатели и их части пролежали на океанском дне более сорока лет.

#чтиво | Как миллиардер поднял со дна океана 40-летнюю историю ракетостроения. Фото.

Топливный генератор и распределитель

#чтиво | Как миллиардер поднял со дна океана 40-летнюю историю ракетостроения. Фото.

#чтиво | Как миллиардер поднял со дна океана 40-летнюю историю ракетостроения. Фото.

Теплообменник

#чтиво | Как миллиардер поднял со дна океана 40-летнюю историю ракетостроения. Фото.

Турбина

#чтиво | Как миллиардер поднял со дна океана 40-летнюю историю ракетостроения. Фото.

Камера тяги и топливный коллектор

В своем заявлении NASA поздравила Безоса и команду, принимавшую участие в этой поистине волевой миссии:

«Мы аплодируем желанию и упорству Джеффа в том, чтобы эти исторические артефакты стали открыты для общественности. Мы будем пристально следить за тем, как его команда будет проводить работы по реставрации».