Как мы будем улетать с Марса?

12 728 просмотров
Об авторе

Марс

Мы знаем, как добраться до Марса. Мы знаем, как высадиться на Марсе. Осталось выяснить, как покинуть Красную планету. Когда инженеры NASA смотрят на Марс, они видят венерину мухоловку размером с планету. Она соблазняет нас обещанием научных открытий, но к моменту, когда мы приземлимся туда, гравитация и климат будут в сговоре и надолго прижмут нас к поверхности.

Но это плохой вариант. Легко предположить, что общественность не захочет тратить миллиарды долларов только на то, чтобы оставить астронавтов загнивать на другой планете. Наиболее важной частью плана NASA по посещению Красной планеты будет, безусловно, отлет с нее.

Космический аппарат, который NASA будет строить для этой задачи, Mars Ascent Vehicle (MAV), представляет собой сложную инженерную задачу. Когда он полностью заправлен, он слишком тяжел, чтобы оторвать его от Земли и безопасно приземлить на Марсе. Вместо этого космический аппарат будет предварительно собран и отправлен на Красную планету — за годы до прибытия астронавтов — где займется выжиманием топлива из тонкой марсианской атмосферы.

Что потом? MAV должен быть достаточно крепким, чтобы остаться полностью работоспособным, несмотря на массивные пылевые бури и ультрафиолетовое излучение. Когда этот транспорт, наконец, оторвется, он должен будет поддерживать астронавтов в течение нескольких дней, пока они будут лететь на орбитальное судно, которое отвезет их домой.

Mars Ascent Vehicle станет миссией в миссии: пилотируемым космическим аппаратом, запущенным на орбите с поверхности чужой планеты. И будет только один шанс все сделать правильно.

Везите наше все

Миссия на Марс станет первым караваном человечества в глубокий космос. Может понадобиться аж пять отдельных космических аппаратов, чтобы доставить астронавтов и их груз на Красную планету. «Вы вряд ли захотите пытаться завести двигатели на Марсе в своем скафандре, особенно в перчатках, предназначенных для пыльной погоды», — говорит Мишель Рукер, системный инженер в Космическом центре Джонсона при NASA.

Как говорят в NASA, это делает MAV «крупнейшим неделимым элементом полезного груза» одной миссии, весить он будет порядка 18 тонн. На сегодняшний день самым массивным объектом, который мы отправляли на поверхность Марса, был однотонный марсоход «Кьюриосити».

Приземлить объект на Марсе — особенно весом в несколько тонн — будет не так просто, как приземлиться на Земле, где капсула просто падает с неба, полагаясь на атмосферу, которая снизит скорость спуска.

На Марсе, где воздух в сотни раз менее плотный, чем на Земле, «как раз достаточно атмосферы, чтобы доставлять неудобства, но недостаточно, чтобы извлечь что-то полезное для себя», говорит Рукер. Или, если уточнить этот тезис, ее достаточно, чтобы поджарить вас, но недостаточно, чтобы замедлить.

Поэтому NASA разрабатывает технологию Hypersonic Inflatable Aerodynamic Decelerator (сверхзвуковое надувное аэродинамическое замедление) — массивный конусообразный надувной тепловой щит, который будет также выступать в роли тормозной системы.

Марс

Щит разворачивается при входе в атмосферу Марса, замедляя спускаемый аппарат с гиперзвуковой до средней сверхзвуковой скорости. В тот же момент включаются ракетные двигатели для контролируемого приземления.

Приземление потребует от пяти до семи тонн топлива. Когда придет время взлетать с поверхности Марса, MAV понадобится 33 тонны топлива, чтобы преодолеть гравитацию планеты, пробиться через атмосферу и безопасно отвезти астронавтов и их научный груз на орбите, где они встретятся и произведут стыковку с аппаратом возвращения на Землю.

Слишком много придется отправлять наперед. Топливо должно быть произведено на Марсе.

Оторваться от земли

Если экспедиции на Красную планету и будут иметь шансы на успех, то за счет взлета с поверхности. Производя топливо на Марсе, NASA может скостить несколько тонн изначальной массы полезного груза. И, по завершении первой миссии, оборудование можно оставить на Марсе, где оно послужит зарождающейся инфраструктуре для расширения производства по переработке не только топлива, но и воздуха, и воды для будущих исследователей.

Двигатели MAV будут работать на метане и жидком кислороде. Все ингредиенты, необходимые для производства топлива — углерод, водород и кислород — можно найти на Красной планете, если знать, где искать.

В теории кислород можно извлекать из марсианской атмосферы, которая на 95% представлена диоксидом углерода (CO2), и из жидкой и замороженной воды (H2O), погребенной под поверхностью. Оставшийся углерод и водород можно соединить с образованием жидкого метана.

Впрочем, бурение земли ради воды добавит нежелательный элемент неопределенности в уже и так трудную миссию. Добыть и обработать воду намного сложнее, чем просто использовать атмосферу Марса. «Другая проблема производства топлива с подземной водой в том, что это накладывает условия на место приземления: вам придется выбирать, где есть вода», — говорит Рукер. Вам нужно будет копать, и если вы «приземлитесь где-то на вершине коренных пород, все будет напрасно».

Если не извлекать водород из марсианской воды, планом Б будет отправка груза с водородом на Марс как затравка для производства метана. Но для первоначальной миссии эта идея тоже не лучшая. Хотя водород не особо тяжелый, он требует крупных баков для хранения, которые займут много драгоценного пространства.

«У нас есть проект посадочного модуля; сейчас он имеет сверху плоскую палубу, — говорит Тара Пулсгров, аэрокосмический инженер Центра управления космическими полетами Маршалла при NASA. — Сейчас MAV занимает большую часть этой палубы. На ней не так уж и много места для водородного бака».

Инженеры NASA могли бы вместить баки с водородом, сделав MAV выше, а не шире. Но увеличивать высоту космического аппарата крайне нежелательно. Они беспокоятся, что если аппарат будет слишком высоким, увеличится риск его опрокидывания после приземления.

Также, говорит Рукер, высокий MAV может усугубить физическую нагрузку на астронавтов. Если один или несколько из них станут недееспособными в ходе миссии, подниматься по высоким лестницам будет последнее, что они бы хотели. Легкий доступ будет в приоритете.

Таким образом, нынешний план предусматривает отправку полностью загруженного жидким метаном аппарата восхождения, а с ним и химический завод для производства жидкого кислорода из атмосферы Марса.

Этот процесс, как ожидается, займет от одного до двух лет. Когда баки MAV будут полны, человеческий экипаж будет отправлен на Марс в полной уверенности в том, что найдут там заправленный транспорт, ожидающий момента подъема их в космос.

Но инженеры NASA пока не готовы поднимать паруса. «Одна из проблем в том, что мы используем криогенное топливо, — говорит Рукер. — После того как вы сделаете свое топливо на Марсе, вам придется держать его в холодном состоянии несколько лет, прежде чем оно вам понадобится, чтобы оно не выпарилось».

«У нас есть топливо, но нет клапанов, которые гарантируют нулевую утечку, — добавляет Пулсгров. — Об этом приходится задумываться, поэтому мы уделяем особое внимание развитию технологий в области клапанов с низкой степенью утечки».

В более широком смысле, инженеры опасаются, что время не на их стороне. MAV потребует от одного до двух лет, чтобы произвести топливо. Затем экипаж людей потратит от 200 до 350 дней на дорогу к Марсу, а затем до 500 дней на исследование Красной планеты.

Сложите все это, и окажется, что MAV должен оставаться в рабочем состоянии и готовым ко взлету в течение четырех лет после первоначальной посадки на Марсе. «Он будет находиться в марсианской среде, — говорит Рукер. — Она очень пыльная. Там интенсивное ультрафиолетовое излучение. Как бы выглядела мебель вашего внутреннего дворика после такого? Так это на Земле, где защиты против этого всего куда больше».

Задраить люки

Среди многих вопросов, которые инженеры должны учитывать при проектировании MAV, есть один важный: что будут носить астронавты?

«Вы видели фотографии с космической станции, — говорит Рукер. — Они там гуляют в шортах и футболках. Когда вы пребываете в стабильном полете в большом транспорте, вы можете себе такое позволить. Если вы взлетаете в транспорте, деться просто некуда. Если в нем окажется дырка, лучше бы вам быть в одежде».

Но в какой? Те скафандры для внекорабельной деятельности, что астронавты будут надевать во время изучения поверхности Марса, тяжелые и громоздкие. Если астронавты наденут их на борту MAV, инженерам придется увеличить размер кабины.

Еще возникает проблема марсианской пыли, которая будет цепляться к костюмами. Это не то, что астронавты должны привозить домой без надлежащих протоколов планетарной защиты. Рукер считает, что лучшим решением было бы оставить громоздкие скафандры на Марсе, где будущие миссии смогут разобрать их на части. А возвращение астронавтов осуществить в скафандрах корабельной деятельности (IVA) — таких пухлых оранжевых скафандрах, которые экипажи надевали во время запуска и повторного входа в атмосферу.

Марс

Скафандры IVA весят меньше и куда более подвижны. Их также можно избавить от пыли, ограничив их использование пределами транспорта на Марсе. Астронавты могут покинуть свое жилье и попасть в ровер с помощью порта стыковки. Уже оказавшись в ровере, они могут надеть чистые IVA-скафандры и доехать до MAV, в который попадут через специально спроектированный туннель под давлением.

Недостаток отправки такого туннеля на Марс в том, что он добавит веса к общему оборудованию, да еще и будет использоваться только один раз. Рукер, однако, считает, что туннелю можно найти и другие применения.

«Думаю, это вообще неплохая вещь, — говорит она. — Вместо одного большого жилища вы можете разделить его на небольшие жилища и использовать туннель для их присоединения. Добавлять новый элемент всегда не очень хорошо, но если этот элемент решает множество проблем, он может стать хорошим дополнением».

Дорога домой

Наконец, пришло время отправляться.

Интерьер MAV будет спартанским, чтобы минимизировать вес. Это такси в один конец, а не жилье. Инженеры могут даже не включить сиденья — во время поездки астронавты будут стоять.

Восхождение с помощью ракетного двигателя продлится семь минут. Но на этом путешествие не заканчивается. Астронавты сожгут еще больше топлива для маневра на орбите, который позволит им встретиться и состыковаться с аппаратом для возвращения на Землю (ERV).

Это означает, что астронавты могут пробыть на борту подъемного транспорта до 43 часов, при условии что ERV будет припаркован на эллиптической орбите в диапазоне высот от 300 до 40 000 километров над поверхностью Марса. Однако Рукер говорит, что этот вопрос пока не решили планировщики марсианской миссии.

«Ребята, которые занимаются движением в космосе, хотят, чтобы это большое, толстое переходное жилье оставалось так высоко, как только сможет, — говорит она. — Они не хотят, чтобы оно погружалось в гравитацию Марса. Им было бы удобнее, чтобы транспорт восхождения подъезжал к нему».

Но есть проблема: длительное пребывание на борту MAV потребует дополнительных мер.

«Возможно, вы сможете остаться в скафандре и обойдетесь без горячего супа и ванной в течение сорока трех часов, — говорит она. —  Но вам придется начать перетаскивать все, что вы с собой взяли, в течение трех, пяти, семи дней — все это суммируется, учитывая размеры транспорта восхождения».

Как только стыковка наконец осуществится — и экипаж с грузом перейдут в космический аппарат, который доставит их на Землю, — MAV отсоединится и начнет финальный маневр: выход на орбиту, которая не будет мешать будущим миссиям на Марс: неблагородный конец для небольшого космического аппарата, который сыграет ключевую роль в истории человечества.

По материалам National Geographic

Как мы будем улетать с Марса?
Метки: , , .

Приложение
Hi-News.ru

Новости высоких технологий в приложении для iOS и Android.

56 комментариев

  1. tarkit

    Я вот понять не могу, на кой черт нам нужно на марс, кто нам эту идею в голову вбил?
    на луне есть гелий 3 и она ближе - это выгодно.
    А если говорить о колонизации космоса, то нужно ИЗ нашей солнечной системы летеь а не в ней осваиватся, а то солнышко наше сожметься, разбухнет и кирдык, и вот все потраченное сотлетнее время землян.

    • Zarb

      Я думаю человечеству сейчас нужно хоть куда ни будь :) Что проще то и колонизировать, для получения опыта, разработки и обкатки технологий. На луне невозможно основать независимую колонию, Венера горячая стерва, остается Марс. Луна была бы отличным перевалочным пунктом, с заводами по производству топлива, сборочными цехами для сверхтяжелых ракет и космодромом для их отправки.
      ИМХО мне вообще начинает казаться, что все это не просто вспышка мирового энтузиазма покорения космоса, а начало новой космической гонки, где страны и отдельные компании делают все что бы быть первыми в чем либо. Вместо того, что бы объединить усилия всех участников, они наоборот разделяются и тянут каждый свое...

    • Cool

      Наса денюшку пилит, и журналисты с ними, что тут не ясного? Лететь туда никто не собирается... (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

    • Baxter

      А вы тут, то причем? :) Вам не нужно, а ученым очень даже.
      И что за банальная мысль про гелий 3, попахивает простым барыжничеством, мелковато мыслете.

    • CSKA

      Ну, для начала было бы не плохо и тут освоится, а потом дальше в космос лететь) Да и Солнышко наше вроде только через 5,5 миллиардиков начнет выпендриваться. Так что думаю, время у нас есть еще, что бы начать распространятся и за пределами Солнечной системы )

  2. Cool

    А мы это кто? (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

  3. mactep850

    Зря на марс замахнулись.. сначала надо все протестить на луне хотя бы.. год жизни например

    • SuperStarSieve

      Ну, сравнили! На Луне абсолютно иные условия. На Марсе легче выжить, но до него сложнее добраться. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

    • Sagittarius A*

      "на луне хотя бы.." это тебе не на МКС лететь, при том что ракеты направляющийся туда не всегда долетают. (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

  4. tdk

    Все это очередная гонка популярности. Мир наполнен проблемами: голод, нищета, постоянные военные конфликты. Где-то живут на ложку риса в день, а тут многомиллиардные вложения в никуда! Полеты на земную орбиту дали нам gps, глонас, спутники связи, погодные спутники, куча геологических спутников, google eath и многое другое. Каждая вложенная копейка постепенно окупает себя. А что нам даст марс?????? Разве мы уже решили все земные проблемы? Мне тоже интересна эта тема, но как только посмотришь на все земные проблемы, то никаких марсов не захочется. Все это очередная показуха между крупными странами, у кого яйца круче!

    • Аноним

      + (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

    • AtomZakk

      ДЕСЯТЬ ПРИЧИН ИССЛЕДОВАТЬ КОСМОС (Копипаста)

      1. Развитие технологий. Сотни технологических разработок уже перекочевали из космоса на Землю и стали частью повседневной жизни миллионов людей.
      2. Научные открытия, совершаемые с помощью космических исследований, позволяют пополнить наши знания о природе Вселенной и продвигают фундаментальные области науки.
      3. Космос может помочь решить энергетические проблемы человечества. На данный момент наиболее перспективным вариантом является добыча изотопа гелия-3 на Луне.
      4. Космическая индустрия дает работу сотням тысяч людей во многих странах. Ежегодный оборот мировой космической индустрии составляет $170 млрд.
      5. Прямым развитием космической программы является космический туризм, с годами он станет крупной отраслью, обеспечивая работой многих людей и принося большие прибыли.
      6. Космос неразрывно связан с военными технологиями, в перспективе возможно создание космических видов оружия, которые будут многократно превосходить существующие ныне. Например, кинетическое оружие. Запущенный с орбиты небольшой астероид будет во много раз страшнее любой атомной бомбы.
      7. Только располагая мощными космическими технологиями, можно обеспечить защиту планеты от астероидов, подобных тем, которые уничтожили динозавров 70 млн лет назад.
      8. Создание баз на Луне и Марсе станет подготовкой резервных убежищ для человечества на случай катаклизмов на Земле. Эти колонии также спасут планету от практически неизбежного перенаселения.
      9. Космос имеет огромное политическое значение, успехи во внеземном пространстве поднимают престиж страны.
      10. Космос является глобальной целью, вокруг которой со временем может объединиться все человечество, навсегда позабыв о внутренних межнациональных и религиозных распрях.

      • tdk

        Если бы цель была луна, то ваш список был бы полностью реализован! А для марса только половина выполняется и только косвенно.

      • mr Vanya

        1. спорно. я бы сказал наоборот - перекочевали с земли в космос
        2. а есть ли вообще такие научные открытия? По моему там сплошь эксперименты технологического характера.
        3. На данный момент не помогает, а приносит отрицательный баланс в энергодобычу планеты.
        4. Люди бы были заняты в других областях. И кто знает чего бы мы добились здесь на земле не трать эти ресурсы на космос (троллю :-))
        5. Пока удел скучающих толстосумов с отменным здоровьем.
        6. здесь да - глобальное доминирование
        7. пока далековато до успеха. Мелочь и так в атмосфере сгорает. Повредить огромный астероид мы не в состоянии.
        8. фантазии
        9. для 90:% приелось. И это просто альтернатива
        10. коммунизм

        • CSKA

          8. Пока что
          10. Точно фантазии. Человек никогда не изменится и не прекратит убивать себе подобных

    • CSKA

      Ну, все распространяется во все стороны. Если бы шли только в сторону космоса, то еще понимаю претензии. Но то что есть на данный момент....

  5. Chekagos

    Зачем строить многотонный корабль для отрыва от марса?
    Нужно просто выводить всех марсонавтов на реактивных ранцах на орбиту марса.. (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

  6. Chekagos

    Так и шансов на успех будет больше.. и технология эта уже есть.. а корабль пусть ждет на орбите марса... (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

  7. mr Vanya

    Ослабленная гравитация Марса и тонкая атмосфера идеально способствуют созданию там "космического лифта" - давней мечты человечества.
    :-)

  8. 3DPascal

    Пока будут жадные политики со своими деньгами, которые сорят народы, разделяют и властвуют, не видать нам Марса как своих ушей. Элементарные вещи в современном мире на Земле не могут сделать. Полёт на Марс в наше время возможен только в том случае если люди будут едины под одним флагом, не одно государство сейчас неспособно реализовать такой проект, так как не хватит никаких денег, а вот ресурсы и возможности и людей есть. Всё может остаться как сейчас, но тогда полёт на Марс и уж тем более колония будет гораздо позже, когда технологии будут настолько развиты и дешевы, что даже одно коррупционное государство позволит себе спокойно полёт на Марс.

    • mr Vanya

      Правильно говорить - коррумпированное государство и коррупционные риски.
      Мне кажется тут всё сводится к стандартным взаимоотношениям бедный - богатый.
      1. Бедный считает богатого жадным по определению и богатый знает о том что он жадина с точки зрения бедного человека. Расчётливая жадность это то что приносит богатство.
      2. Каждый бедный стремится к богатству, но не каждый богатый хочет стать бедным.
      3. Грандиозные, с точки зрения бедного человека, проекты часто совсем не привлекают богатых в силу их большего опыта в деле планирования и имплементации подобных вещей.
      4. У них разные критерии оценки свободного капитала. Если бедный видит в кармане богатого 2 миллиарда свободных денег, то сам владелец средств оценивает их лишь в четверть миллиарда, ибо он не просто считает а понимает процесс круговорота денег. Он видит будущие платежи, налоги, возврат кредитов, риски и пр.

      • 3DPascal

        Вы о чем вообще? Тут дело не только в деньгах, сама преступная мировая закулиса которая реально владеет миром и печатает деньги введя их просто в компьютер из головы. Я говорю про саму нашу хищническую систему.

        • mr Vanya

          Кто у кого и что похищает?
          Всё гораздо сложнее.
          Допустим например, что у американцев есть 100 триллионов денег в пенсионных фондах, но мы их не сможем использовать на марсианскую программу. Потому что эти средства как бы и есть и нет одновременно. Как только вы попытаетесь вытащить все сто триллионов сразу, то их не станет, они исчезнут, аннигилируют, схлопнутся, исчезнут прямо в ваших руках. И при этом, тамошние пенсионеры не имеют никаких проблем с получением своих ежемесячных пенсий мелкими порциями и на регулярной основе.

        • CSKA

          "преступная мировая закулиса которая реально владеет миром и печатает деньги"

          Вот же блин, а!!! Проклятые масоны

  9. DeN59

    100% (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  10. VZH

    Есть еще вариант построить космический лифт. Разрабатывалась идея протянуть также трос от Фобоса вниз к поверхности Марса - всего то 10000 км, не так уж и много, даже для существующих материалов, не считая экзотические еще пока нанотрубки. Трос к Марсу прикреплен не будет, а будет лететь над поверхностью (довольно быстро впрочем), но все равно это проще и дешевле чем набирать 5км/с для выхода на орбиту.

    • cropman

      Космический лифт - самая абсурдная из всех затей.
      Одна станция на поверхности, вторая на стационарной орбите.
      Конечный пункт нужен одному из 100 пассажиров. Выскочить
      посередине не получится - 1-ой косм. скорости нет, упадёте обратно.
      Посчитайте скорости и увидите - поездка займёт пару месяцев.
      Я уже не говорю, что подходящих материалов ещё не изобрели.
      А самое смешное, на чём экономия? Откуда вообще энергия?
      Атомную электростанцию с собой в лифт не возьмёшь,
      контактный провод (как в метро) не протянешь.
      Энергии солнечных панелей едва хватит на
      освещение внутри кабины лифта.

      • mr Vanya

        1. Не конечный, а промежуточный пункт (космопорт) у всех пассажиров один. В наземной интерпретации вам надо добраться до аэропорта прежде чем куда-то лететь дальше.
        2. у станции наверху как раз 1-ая космическая, иначе бы она шлёпнулась вниз
        3. Обычный подъём на орбиту по кратчайшему пути. Сначала ускоряешься вверх скажем с ускорением 2-3g, потом торможение. Время меньше чем на туристической ракете.
        4. Материал для троса - да, интенсивно работаем. Уже есть варианты
        5. Наверху будет смонтирована внушительная солнечная станция. Поверьте современные панели уже способны доставать 300 ватт энергии с квадратного метра. Экономия - не надо разгонять и тащить с собой тонны жидкого окислителя и горючего, а так же сами баки и двигатели ракеты. Поднимаем непосредственно только полезный груз.

        • cropman

          Похоже на разговор слепого с глухим.
          1. Вы не понимаете, что стационарная орбита избыточна для 99% пассажиров? Им нужна высота 200 км, а их тащат на 20 000 км!
          2. Наверху-то первая, а если мне не надо до верху?
          3. Вы рекорд скорости лифта погуглили? Тросовые системы в принципе не могут быть быстрее ракеты.
          Ненаучной фантастики начитались? Да и туристов никто ещё не додумался возить на стационар.
          5. Энергия измеряется не в ваттах, вернитесь в школу.

          • mr Vanya

            1. про геостационарную орбиту ни вы ни мы речи не вели. Более того шла речь о более низких орбитах. Да трос будет елозить по поверхности, но с современными технологиями это не проблема. Второй способ - сам трос прикрепить к геостационарной станции, а космопорт расположить на гораздо более низкой орбите. Т.е. несколько раз в сутки лифт будет синхронизован с космопортом в пространстве и времени.
            2. см. выше
            3. лифт не земной а космический. О прочностных характеристиках троса речи пока не шло. Вот если я скажу что "самолёты в принципе не могут быть быстрее ракеты" - вы с этим согласитесь или поспорите? Не забывайте лифту не надо 4 дня крутится на орбите чтобы выровнять скорости и пристыковаться к космопорту (СоюззТМ и МКС)
            4. Да, ватты это мощность, на время работы лифта умножайте пожалуйста сами. Это был ответ на вашу фразу "Откуда вообще энергия?" Потому и вклинилось слово "энергия".
            "Посылать в школу" на этом сайте равносильно признанию собственного поражения и окончанию диалога.

            • cropman

              1. Гео - это про Землю, о которой действительно речи не вели. Вели о Марсе. Однако верхняя станция должна быть на стационаре - это азы теории космического лифтостроения. Никаких портов ниже стационара быть не может, - там нет первой космической, оттуда в космос не шагнёшь, свалишься на планету. Сколько нужно разжёвывать этот простой факт? И Вы ещё обижаетесь? Лифт не сможет двигаться с постоянным ускорением 3g, потому что через 3 минуты его скорость превысит 2-ую космическую для Марса и он превратится в катапульту. Вижу, что Вы вообще ничего не считали.

              • mr Vanya

                1. Цитата из самого верхнего поста на который вы отвечали " Разрабатывалась идея протянуть также трос от Фобоса вниз к поверхности Марса - всего то 10000 км, не так уж и много, даже для существующих материалов, не считая экзотические еще пока нанотрубки. Трос к Марсу прикреплен не будет, а будет лететь над поверхностью (довольно быстро впрочем), но все равно это проще и дешевле чем набирать 5км/с для выхода на орбиту."
                Т.е. речь изначально шла не о стационарной орбите.
                Если говорить о стационарном креплении троса, то порт ниже стационарной орбиты будет иметь более высокую скорость и меньший период обращения. Т.е. будет пересекаться с тросом несколько раз в сутки. В эти моменты можно будет пересаживать людей и грузы из лифта в порт не доезжая ес-но до самого верха хотя бы и местным "шатлом".
                Никто не писал про ПОСТОЯННОЕ ускорение. Оптимизация разгона/торможения лифта с учётом комфортности, экономичности и времени путешествия посильное дело для не очень сложной компьютерной программы.
                Вторая Космическая скорость для Марса = 5,027 м/сек. Марсианское g в три раза меньше чем земное g. Т.е. нужно 500 сек а не 180. Но это уже к слову. Я понимаю что вы земное g имели в виду.

                • cropman

                  1. Фобос чуть ниже стационара, Деймос - чуть выше. Спустите с Фобоса лифт на Марс и Фобос свалится с орбиты (трос будет его тормозить). Лифт без нижней станции (со скользящим концом) - это что-то новое. Как им пользоваться мне не ясно.
                  2. Допустим порт в 2 раза ниже стационара, тогда скорость троса на его высоте - 0,5 от первой космической - это 1,77 км/с. Скорость порта - 3,54 км/с. Как Вы сможете совершить пересадку при такой разнице скоростей? А если порт в 10 раз ниже стационара? Разница скоростей станет просто нереальной для пересадки.

                  • mr Vanya

                    1. не свалится у них огромная разница в весе.. Компенсация импульса для верхней станции это общая задача для космических лифтов любой модели. Например там будут ЭМ двигатели корректирующие орбиту раз в месяц..
                    Аналогично портам на более низкой орбите, Построить несколько портов на пути троса. Трос будет в радиусе действия порта в определённые заранее известные моменты времени. Тогда и пересаживать людей и грузы.
                    2. Тут сложнее. Линейная скорость зависит от радиуса. Т.е. трос на более низкой орбите будет иметь более низкую скорость чем "якорь" к которому он прикреплён. Разница в скорости естественно будет, но это уже работа для шатла обеспечивающего сообщение между лифтом и космопортом. Для шатла это будет обыденная процедура увеличить скорость, причалить к лифту, уменьшить скорость причалить к космопорту. Ничего невозможного.

                    • cropman

                      Да тут никакой шаттл не поможет, тут ракета нужна, та самая, от которой нас якобы избавил лифт.

                      • mr Vanya

                        Не ракета, но "обычный многоразовый" реактивный космолёт. Нет нужды в отделяемых ступенях и гравитацию / сопротивление воздуха преодолевать не понадобится. Даже крылья не нужны. Срок эксплуатации > 10 или даже 20 лет

                        • cropman

                          Ну и нафига лифт городить, если космолёт есть?

                          • mr Vanya

                            Т.е. иными словами если бы у Земли отсутствовала атмосфера и гравитация, то мы всё равно бы летали в космос на огромных многступенчатых одноразовых ракетах?
                            Представьте себе небольшой тесла-автобус на взлётной полосе, в нём 20 пассажиров. Автобус разгоняется до 250 км в час, синхронизируется с пролетающим мимо взлетающим самолётом. Пассажиры переходят в салон самолёта, оновременно другие выходят из самолёта в автобус. После чего самолёт опять отрывается от полосы, а автобус притормаживает перегоняя кинетическую энергию в батареи и едет в аэропорт.
                            Автобусу в нашем случае не нужны крылья, турбины, тонны топлива. Он существенно проще и дешевле самого самолёта.
                            Самолёт же подвешен к ниточке троса и как на карусели катается вокруг планеты :-)

  11. dawson.white

    По-моему просто модно сейчас про Марс говорить, вот и пилят тему. Фильмы вон, книги. Бабло делают. То на конце света наживались, теперь на Марсе. (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

    • mr Vanya

      Это да.
      Человечество без проблем просидит на Земле ещё пару столетий, а там технологии на столько революционизируют, что эту же задачу можно будет выполнить на порядок меньшими средствами.

  12. cropman

    Не пора ли понять несколько простых вещей?
    Марс интересен только как объект колонизации.
    Колонизация не предполагает возвращения.
    После нескольких лет жизни на Марсе, обратное
    привыкание к земной гравитации - садизм.
    На Марс надо лететь только в один конец.
    Иначе повторится история с Луной, - слетали
    и на полвека забросили, теперь надо начинать
    осваивать Луну по сути с нуля.

    • CSKA

      Ну, начало положили. Доказали, что это возможно

      • cropman

        Вот и викинги, говорят, в Америку до Колумба плавали,
        но колонизировать её не сумели.

        • mr Vanya

          В те времена у викингов не было ни перенаселения ни технологий для колонизации (совсем как сейчас). Да и без помощи африканских рабов )колонизация америки пошла бы совсем по другому сценарию.

    • mr Vanya

      Обмен товарами между планетами так же предполагает отправку ракет с Марса на Землю.
      План Б - Колонизация не заладилась. Как всех людей притащить обратно?

      • cropman

        На Марсе товар сканируется и на Землю отправляется файл, а тут уже 3D-принтер его распечатывает. Век информации на дворе.
        Обратной дороги нет - помрут от утроенной тяжести.
        МАРСИАНЕ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ НА МАРСЕ!

        • mr Vanya

          Мы вроде ресурсы оттуда получать собирались, нет?

          • cropman

            Ресурсы проще добывать на астероидах.
            Да и посмотрите на Куриосити, какие он там ресурсы нашёл? Глина, камни, да песок...

            • mr Vanya

              Если не вести речи об устойчивой экономике марсианских поселений и об товарном обмене, то и смысла в колонизации Марса я никакого не вижу.
              1. колонизовать просто чтобы размножиться - нелепость. Временное решение ине решает задачи бесконечного размножения людей
              2. Уцелеть при гигантском метеорите - полно более дешёвых и мене фантастичных способов.
              3. Перевалочная база, космопорт - согласен, но это и будут перевалочная база и космопорт, в первую очередь напичканные роботами, а не людьми.

              • cropman

                А колонии землян возле других звёзд разве лишены смысла? Уж с ними-то точно товарообмен не возможен. Я, однако, уверен, что такие колонии обязательно когда-то возникнут.

                • mr Vanya

                  Ах вы об этом?
                  Когда-нибудь да.
                  Правда язык не поворачивается называть такое освоение космоса колониями. Это будут абсолютно независимые образования очагов жизни, скорее всего сильно не похожие на нас.

                  • cropman

                    Правильно. И марсиане будут не похожи на нас. Я на днях слышал, что дельфины - это люди, колонизировавшие океаны. Якобы эмбрионы у людей и дельфинов в определённом возрасте выглядят одинаково, но позже сходство исчезает.

        • VZH

          Прозвучало как шовинистский призыв :) в духе, "Земля - землянам"

  13. Evil Surgeon

    Почти год лететь туда... У них варикоз вен появится быстрее, чем они долетят... (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.