Большой адронный коллайдер готовится к новым столкновениям частиц

Илья Хель

Большой адронный коллайдер (БАК) находится в процессе перезагрузки перед своим вторым 3-летним периодом работы, в который он удвоит энергию столкновений и отправится на поиски новой физики, которая, как мы надеемся, решит несколько загадок современной физики на этом пути.

Большой адронный коллайдер

Когда вы запускаете мощнейший и крупнейший ускоритель частиц в мире, вам нужно не просто нажать на кнопку включения. Будучи самой сложной машиной, созданной человечеством, БАК, управляемый организацией CERN и расположенный в Женеве (Швейцария), нужны месяцы, чтобы привести в рабочее состояние каждый компонент сложной цепи сверхпроводящих магнитов и массивных детекторов.

В конце прошлой неделе CERN объявила, что главное длинное кольцо сверхпроводящих магнитов БАК (27 километров) было охлаждено до «номинальной рабочей температуры в 1,9 градуса выше абсолютного нуля», то есть до -271,25 градуса по Цельсию.

После двухлетней паузы между столкновениями, ускоритель частиц будет снова включен в марте 2015 года, чтобы начать новую эру столкновений частиц на сверхвысоких энергиях, которые начнутся уже в мае. Цель на 2015 год: вывести энергию протон-протонных столкновений до 13 ТэВ — почти в два раза выше, чем при первом запуске БАК.

«На новом энергетическом уровне БАК откроет новые горизонты для физики и будущих открытий, — заявил генеральный директор CERN Рольф Хойер. — Я с нетерпением жду момента, чтобы увидеть, что природа припрятала для нас».

«После огромного объема работ, проделанных за последние два года, БАК почти как новенький, — сказал один из руководителей CERN Фредерик Бордри. — Перезагрузить такой невероятный ускорить весьма непросто. Тем не менее я уверен, что мы будем идти согласно графику, чтобы обеспечить эксперименты столкновениями в мае 2015 года».

В длинном списке прорывов, которые ученые надеются совершить, находятся намеки на частицы темной материи, понимание взаимодействия антивещества, поиск дополнительных измерений и выявление возможных признаков суперсимметрии.

Однако в случае с физическими экспериментами, которые выходят за пределы обычных вещей, возможно, самым захватывающим прорывом будет открытие экзотических частиц, о которых мы никогда не подозревали — и это вполне возможно, поскольку мы выходим на новый энергетический уровень столкновений частиц, которого никогда не достигали ускорители на Земле.

В общем, держитесь, очень скоро мы отправляемся в морское путешествие в неизведанные страны физики.