Российские инженеры создали ракетный двигатель, работающий на йоде

Создание новых видов двигателей для космических ракет является одной из приоритетных задач мировых аэрокосмических агентств. И недавно стало известно, что специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия» разработали и запатентовали новый вид электроракетного двигателя, использующего реактивный йод. Более того, в ближайшее время планируется начать первые серьезные испытания системы.


Идея использования реактивного йода в качестве топлива не нова. Ее предложил в еще 90-х годах старший научный сотрудник Корпорации Валерий Островский. И лишь в середине 2000-х компании удалось получить необходимые патенты. Работы над новым типом двигателя стартовали в 2012 году. Первые версии устройства были оборудованы газораспределительным устройством, запуск производился на ксеноне, а йод поддерживал разряд. Затем конструкторы приступили к разработке системы подачи йода.

Сгорание йода во время тестовых испытаний

Преимуществом такого подхода является высокая экономичность. В существующих электроракетных двигателях в качестве рабочего тела используется ксенон, который крайне дорог. Также система подачи и хранения ксенона достаточно сложная, что увеличивает габариты и массу двигательной установки. Йод же отлично хранится в твердом состоянии и может быть легко превращен в газ. Но и это еще не все: в такой системе возможна и рециркуляция йода, что значительно экономит топливо. Как рассказал один из руководителей проекта, инженер-конструктор Павел Щербина,

«Наземные испытания двигательной установки разработчики проведут уже в конце июня. Опытный образец двигателя будет оснащён безрасходным катодом-нейтрализатором, что позволит обойтись без дополнительного газообразного рабочего тела — ксенона или аргона. Такой двигатель может использоваться как маршевый или для коррекции орбиты, например, на спутниках связи, а также при решении транспортных задач дальнего космоса.»

Также стало известно, что на 2022 год запланирован эксперимент «Островский» (названный, как не трудно догадаться в честь автора идеи создания двигателя). Электроракетный двигатель на йоде пройдет 2 фазы испытаний: первую часть на борту МКС, а вторую – с использованием грузового корабля «Прогресс», который должен будет отстыковаться и месяц находиться на орбите на двигателях, работающих на йоде.

74 комментария Оставить свой

  1. ekstremist

    господи...

  2. Baksov

    Хорошо.

  3. ikai

    ..даже картинку, для новости , с сайта НАСА стащили))

  4. ikai

    на картинке тестовые испытания двигателя НАСА 2017 год

    • MASking

      ikai, ниже картинка - как х3рово горит йод

  5. gazon

    Как тебе такое,Илон Маск

    • reactos

      gazon, Теперь до Марса точно раньше его доберемся ;)

    • MASking

      gazon, Уже БХР готова на 20% - так что полет на Марс будет в один год с тестированием йодного двигателя! Вот это хохма будет в сравнении с ракетой высотой с 14 этажный дом

  6. reactos

    Следующий движитель будет на зеленке, она дешевле и безопасней.

    • Akibastarec

      reactos, На самогонке будет еще актуальнее.

      • MASking

        Akibastarec, поправка на реактивном самогоне!))))))))))

    • Ce3apyc

      reactos, Поправка - на реактивной зеленке

    • Darter88

      reactos, ВАхахах! Зачётный коммент! +100500!

    • Elk

      reactos, На йоде, или зеленке - не важно, важно - что заправиться можно в любой аптеке :)

    • nubulla

      reactos, Надежнее на пургене. Выставил о-ко в иллюминатор и корректируй орбиту. Короткими импульсами))

    • Asmodeus55555

      reactos, Нет, традиционно зелёнкой будут мазать лоб тем кто не верит в эти перспективы.

  7. amd212

    На шаг ближе к межзвёздным перелётам. Йод можно собирать на пролетающих мимо астероидах прямо в открытом космосе.

  8. a-ft0r

    подумаешь йод, вот удивили, на бояре, это да.

  9. СтранНик

    хм, я сначала подумал про магистра Йоду, в статье как раз про реактивного Йоду, это видимо про молодого магистра.) Эх, чё только не придумают.

    • Z1GA

      СтранНик, Из всех комментаторов, только один заметил.
      Господа, правильное название элемента - Иод.

  10. milkiden

    Вот реально , надо сначала читать коменты, а потом статью , больше информации получаешь...

  11. Kajus Bonus

    Надо траектории запусков таких ракет над городами прокладывать, йод ведь штука полезная, а то летают на всякой шняге от которой экология разрушается.

    • mahan

      Kajus, Выводиться на орбиту не на йоде будут, читай статью, потом рожай мысли

      • Dopamine

        mahan, Вообще, в статье написано что использовать будут и как маршевые двигатели.

        • prinzip

          Dopamine, Маршевый на КА, а не на РН.

          • Dopamine

            prinzip, "...Маршевый двигатель — основной двигатель летательного аппарата, предназначенный для приведения аппарата в движение, работающий до достижения аппаратом его цели, или до конца активного участка полёта аппарата, или ступени многоступенчатой ракеты..."

            • prinzip

              Dopamine, И? Написано же или так или так. Так вот во-втором "или" они не способны работать
              ru.wikipedia.org/wiki/Электрический_ракетный_двигатель#Перспективы

            • Dali_

              Dopamine, конечно маршевый КА, у него удельная тяга ничтожная, да и не работает в атмосфере. Вывод на орбиту будет производиться традиционными средствами

    • SeraphM

      Kajus, И все таки, уже пошутили на эту тему... Эх, целебная реактивная струя, под такую встанешь, сразу омолодишься и избавишься от всех болячек...

      • zegelkranz

        SeraphM, иод сильный антисептик, ядовит для бактерий, а в чистом виде просто ядовит как хлор.

        • SeraphM

          zegelkranz, Это шутка была... Строилась она на стереотипе... Как уголь активированный или подорожник...

  12. VICTUM

    Подождите, а куда тогда теперь девать все закупленные батуты?

    • Putnik1964

      VICTUM, Батуты есть только в головах "любителей"...
      Куда им теперь их девать, это их проблема. :-)

      • VICTUM

        Putnik1964, Вы хотите сказать, что Рогозин "любитель"? Да Вы батенька, пятая колонна!

        • Putnik1964

          VICTUM, А Рагозин здесь с какого боку?
          Он говорил про американскую космическую технику:
          www.youtube.com/watch?v=OssT5BEIq7k

          У Вас же коммент про российскую. ;-)

          • amd212

            Putnik1964, ++
            Знаменитая фраза: "... то пусть тогда батутом доставляют свои астронавтов на международную космическую станцию", кстати, произнесена Рогозиным в Симферополе в 2014-ом году, что ну очень обидно для хэйторов.

            • Sc-in

              amd212, однако спустя 4 года, также остается актуальной. Если не Союзы, то у наса как раньше лишь один вариант - батут. А ещё проекты и прыгалки на подиуме про то, что когда-то будет. Наверное будет. С новыми объявленными реалиями и требованиями. Также задачами. Которые, кроме OneWeb пока не просматриваются. Отдельный вопрос. Проблема интернета - это для кого-то проблема? Да, и как там с демпингом и дележом рынка.
              Марс? Наверное на несколько десятилетий любителям Голливуда и студии Диснея.
              Луна? скорее да.
              Дальний космос? Более чем да. Можно добавить, в последние десятилетия именно НАСА лидер в этом направлении. Это факт. Но где тут коммерция, о которой так много разговоров.

              • PROVOCATOR

                Sc-in, Этот коммент напомнил мне мологи Жванецкого :)

  13. Putnik1964

    Что сказать - молодцы.
    Осталось дождаться реальных двигателей на орбите.

  14. vahtang1961

    Чем дешевле будет топливо для ЭРД, тем лучше. Если удастся заменить ксенон йодом полностью, то это будет прорыв в постройке таких двигателей. Главное. чтобы йод давал нужную скорость и тягу. Но это перспективы, т. к. от испытаний до полноценного двигателя пройдёт ещё 5-6 лет. Для полёта на Марс нужно использовать как химические, так и электрические движки. ПАоотдельгности они не приносят ощутимых выгод. Например, вывести корабль на орбиту земли, а затем дать ему мощный импульсхимическим движком, а затем включить ЭРД. Это позволит сэкономить топливо, т. к. йода уйдёт мало на протяжении всего полёта, а побочно на корабле включённые ЭРД будут поддерживать нужный уровень гравитации и увеличат к середине пути скорость корабля до максимума (50-70 км/с).

  15. snow1eopard

    Т.е. спутники теперь можно будет сохранять на орбите в 2-3 раза дольше?! Прикол, космическую область ждет небывалый бум, а на патенте можно будет рубить не малые бабки. Современные низкоорбитальные спутники на орбите обычно 3 года, после чего у них заканчивается топливо и их приходится уводить в атмосферу и сжигать или топить, с таким движком можно будет продлить ресурс в 2-3 раза и спутники держать на орбите по 10 лет, что очень выгодно. Что ж, судя по всему многим интересным проектам, типа Спутникового Интернета с покрытием всего мира - быть, ибо у таких проектов сложность в обслуживании, если спутников много, а их там около 2000, а срок службы у них 3 года, то менять их очень затруднительно, (ждать подходящей ракеты, с которой его можно будет и запустить долго), а вот если они будут там висеть по 10 лет, система будет очень стабильной. Это несомненный прорыв в этой области, давненько ничего подобного не было.

    • prinzip

      snow1eopard, Вообще-то это не ново. Смотрите хотя бы миссию Dawn.

    • Alex_01

      snow1eopard, Мене кажется супутник возрастом десять лет.... это бестолковая жестянка. Технологии слишком быстро развиваются, через 5 лет современный спутник уже "не потянет" возрастающую нагрузку и требования.

  16. alexandrmitnik

    Йод - очень полезный в микродозах и очень опасный элемент. Вдыхание паров йода приводит к мгновенному попаданию оного в организм. 3 грамма - смертельная доза. 1 мг - доза, которая вызовет уже серьёзное отравление с ожогами верхних дыхательных путей, слизистых и прочего. Ежедневное поступление йода в дозе выше 300 микрограмм 91 микрограмм - это 1 тысячная грамма) приводит к Базедовой болезни. Внимание вопрос - как этот двигатель использовать, если даже его использовать в верхних слоях атмосферы, то это уже загрязнение? Если в космосе, то там могут отравиться космонавты

    • prinzip

      alexandrmitnik, Керосином как-то не травятся.

      • Putnik1964

        prinzip, Йод наверное не сильно хуже, чем применяемое сейчас высокотоксичное топливо 1,1-Диметилгидразин:
        1. ru.wikipedia.org/wiki/Фрегат_(разгонный_блок) (см. справа "Горючее")
        2. ru.wikipedia.org/wiki/1,1-Диметилгидразин#Токсичность_и_экотоксичность

        > Если в космосе, то там могут отравиться космонавты

        Ну да... Надышатся вакуумом с йодом и кердык. :-))

        • Dali_

          Putnik1964, а сколько лунтиков потравится по чем зря

    • Putnik1964

      alexandrmitnik, PS: пост выше для ALEXANDRMITNIK.

    • roman-sun

      alexandrmitnik, 1 микрограмм = одна милионная грамма. Для alexandrmitnik

  17. badbeatrazer

    А как же двигло на коре дуба? Не перспективно?))

  18. Sc-in

    "Такой двигатель может использоваться как маршевый или для коррекции орбиты"
    Наверное тут имелось ввиду разгонный блок, а не первая, вторая ступень. Даже слово "наверное" пожалуй лишнее.
    Но в любом случае, отличная новость! Особенно в теме залпового вывода спутников.

  19. Kok

    Робот Федор что об этом думает?

    • Z1GA

      Kok, Упал, отжался.

      • MASking

        Z1GA, Федор не тупой, он качает железные мышцы!))))))))))))))))))))))

        • Z1GA

          MASking, Ибо кто сильнее - тот и прав

  20. Dinosaur

    Может всё-таки радиоактивный? Йод. Школьная реформа во всей красе показывает уровень и журналистов и читателей.

    • gralex

      Dinosaur, Ох уж эти умники.... Уровень "писателей" тоже оставляет желать лучшего.
      Рекативный иод - это НЕ радоактивный иод;
      Рекативный иод - это не от слова "реактивный двигатель";
      Рекативный иод - это чистые кристаллы иода без каких-либо существенных приместей.

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.