Российские инженеры создали ракетный двигатель, работающий на йоде

23 Июня 2018 в 20:00, Владимир Кузнецов 40 951 просмотр 74

Создание новых видов двигателей для космических ракет является одной из приоритетных задач мировых аэрокосмических агентств. И недавно стало известно, что специалисты Ракетно-космической корпорации «Энергия» разработали и запатентовали новый вид электроракетного двигателя, использующего реактивный йод. Более того, в ближайшее время планируется начать первые серьезные испытания системы.


Идея использования реактивного йода в качестве топлива не нова. Ее предложил в еще 90-х годах старший научный сотрудник Корпорации Валерий Островский. И лишь в середине 2000-х компании удалось получить необходимые патенты. Работы над новым типом двигателя стартовали в 2012 году. Первые версии устройства были оборудованы газораспределительным устройством, запуск производился на ксеноне, а йод поддерживал разряд. Затем конструкторы приступили к разработке системы подачи йода.

Сгорание йода во время тестовых испытаний

Преимуществом такого подхода является высокая экономичность. В существующих электроракетных двигателях в качестве рабочего тела используется ксенон, который крайне дорог. Также система подачи и хранения ксенона достаточно сложная, что увеличивает габариты и массу двигательной установки. Йод же отлично хранится в твердом состоянии и может быть легко превращен в газ. Но и это еще не все: в такой системе возможна и рециркуляция йода, что значительно экономит топливо. Как рассказал один из руководителей проекта, инженер-конструктор Павел Щербина,

«Наземные испытания двигательной установки разработчики проведут уже в конце июня. Опытный образец двигателя будет оснащён безрасходным катодом-нейтрализатором, что позволит обойтись без дополнительного газообразного рабочего тела — ксенона или аргона. Такой двигатель может использоваться как маршевый или для коррекции орбиты, например, на спутниках связи, а также при решении транспортных задач дальнего космоса.»

Также стало известно, что на 2022 год запланирован эксперимент «Островский» (названный, как не трудно догадаться в честь автора идеи создания двигателя). Электроракетный двигатель на йоде пройдет 2 фазы испытаний: первую часть на борту МКС, а вторую – с использованием грузового корабля «Прогресс», который должен будет отстыковаться и месяц находиться на орбите на двигателях, работающих на йоде.

Российские инженеры создали ракетный двигатель, работающий на йоде

74 комментария

  1. ekstremist

    господи...

  2. Baksov

    Хорошо.

  3. ikai

    ..даже картинку, для новости , с сайта НАСА стащили))

  4. ikai

    на картинке тестовые испытания двигателя НАСА 2017 год

  5. gazon

    Как тебе такое,Илон Маск

  6. reactos

    Следующий движитель будет на зеленке, она дешевле и безопасней.

  7. amd212

    На шаг ближе к межзвёздным перелётам. Йод можно собирать на пролетающих мимо астероидах прямо в открытом космосе.

  8. a-ft0r

    подумаешь йод, вот удивили, на бояре, это да.

  9. СтранНик

    хм, я сначала подумал про магистра Йоду, в статье как раз про реактивного Йоду, это видимо про молодого магистра.) Эх, чё только не придумают.

  10. milkiden

    Вот реально , надо сначала читать коменты, а потом статью , больше информации получаешь... (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  11. Kajus Bonus

    Надо траектории запусков таких ракет над городами прокладывать, йод ведь штука полезная, а то летают на всякой шняге от которой экология разрушается.

    • mahan

      Kajus, Выводиться на орбиту не на йоде будут, читай статью, потом рожай мысли (отправлено из приложения Hi-News.ru)

      • Dopamine

        mahan, Вообще, в статье написано что использовать будут и как маршевые двигатели. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

        • prinzip

          Dopamine, Маршевый на КА, а не на РН.

          • Dopamine

            prinzip, "...Маршевый двигатель — основной двигатель летательного аппарата, предназначенный для приведения аппарата в движение, работающий до достижения аппаратом его цели, или до конца активного участка полёта аппарата, или ступени многоступенчатой ракеты..." (отправлено из приложения Hi-News.ru)

            • prinzip

              Dopamine, И? Написано же или так или так. Так вот во-втором "или" они не способны работать
              ru.wikipedia.org/wiki/Электрический_ракетный_двигатель#Перспективы

            • Dali_

              Dopamine, конечно маршевый КА, у него удельная тяга ничтожная, да и не работает в атмосфере. Вывод на орбиту будет производиться традиционными средствами

    • SeraphM

      Kajus, И все таки, уже пошутили на эту тему... Эх, целебная реактивная струя, под такую встанешь, сразу омолодишься и избавишься от всех болячек... (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

  12. VICTUM

    Подождите, а куда тогда теперь девать все закупленные батуты?

    • Putnik1964

      VICTUM, Батуты есть только в головах "любителей"...
      Куда им теперь их девать, это их проблема. :-)

      • VICTUM

        Putnik1964, Вы хотите сказать, что Рогозин "любитель"? Да Вы батенька, пятая колонна!

        • Putnik1964

          VICTUM, А Рагозин здесь с какого боку?
          Он говорил про американскую космическую технику:
          www.youtube.com/watch?v=OssT5BEIq7k

          У Вас же коммент про российскую. ;-)

          • amd212

            Putnik1964, ++
            Знаменитая фраза: "... то пусть тогда батутом доставляют свои астронавтов на международную космическую станцию", кстати, произнесена Рогозиным в Симферополе в 2014-ом году, что ну очень обидно для хэйторов.

            • Sc-in

              amd212, однако спустя 4 года, также остается актуальной. Если не Союзы, то у наса как раньше лишь один вариант - батут. А ещё проекты и прыгалки на подиуме про то, что когда-то будет. Наверное будет. С новыми объявленными реалиями и требованиями. Также задачами. Которые, кроме OneWeb пока не просматриваются. Отдельный вопрос. Проблема интернета - это для кого-то проблема? Да, и как там с демпингом и дележом рынка.
              Марс? Наверное на несколько десятилетий любителям Голливуда и студии Диснея.
              Луна? скорее да.
              Дальний космос? Более чем да. Можно добавить, в последние десятилетия именно НАСА лидер в этом направлении. Это факт. Но где тут коммерция, о которой так много разговоров.

  13. Putnik1964

    Что сказать - молодцы.
    Осталось дождаться реальных двигателей на орбите.

  14. vahtang1961

    Чем дешевле будет топливо для ЭРД, тем лучше. Если удастся заменить ксенон йодом полностью, то это будет прорыв в постройке таких двигателей. Главное. чтобы йод давал нужную скорость и тягу. Но это перспективы, т. к. от испытаний до полноценного двигателя пройдёт ещё 5-6 лет. Для полёта на Марс нужно использовать как химические, так и электрические движки. ПАоотдельгности они не приносят ощутимых выгод. Например, вывести корабль на орбиту земли, а затем дать ему мощный импульсхимическим движком, а затем включить ЭРД. Это позволит сэкономить топливо, т. к. йода уйдёт мало на протяжении всего полёта, а побочно на корабле включённые ЭРД будут поддерживать нужный уровень гравитации и увеличат к середине пути скорость корабля до максимума (50-70 км/с).

  15. snow1eopard

    Т.е. спутники теперь можно будет сохранять на орбите в 2-3 раза дольше?! Прикол, космическую область ждет небывалый бум, а на патенте можно будет рубить не малые бабки. Современные низкоорбитальные спутники на орбите обычно 3 года, после чего у них заканчивается топливо и их приходится уводить в атмосферу и сжигать или топить, с таким движком можно будет продлить ресурс в 2-3 раза и спутники держать на орбите по 10 лет, что очень выгодно. Что ж, судя по всему многим интересным проектам, типа Спутникового Интернета с покрытием всего мира - быть, ибо у таких проектов сложность в обслуживании, если спутников много, а их там около 2000, а срок службы у них 3 года, то менять их очень затруднительно, (ждать подходящей ракеты, с которой его можно будет и запустить долго), а вот если они будут там висеть по 10 лет, система будет очень стабильной. Это несомненный прорыв в этой области, давненько ничего подобного не было.

    • prinzip

      snow1eopard, Вообще-то это не ново. Смотрите хотя бы миссию Dawn.

    • Alex_01

      snow1eopard, Мене кажется супутник возрастом десять лет.... это бестолковая жестянка. Технологии слишком быстро развиваются, через 5 лет современный спутник уже "не потянет" возрастающую нагрузку и требования. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

  16. alexandrmitnik

    Йод - очень полезный в микродозах и очень опасный элемент. Вдыхание паров йода приводит к мгновенному попаданию оного в организм. 3 грамма - смертельная доза. 1 мг - доза, которая вызовет уже серьёзное отравление с ожогами верхних дыхательных путей, слизистых и прочего. Ежедневное поступление йода в дозе выше 300 микрограмм 91 микрограмм - это 1 тысячная грамма) приводит к Базедовой болезни. Внимание вопрос - как этот двигатель использовать, если даже его использовать в верхних слоях атмосферы, то это уже загрязнение? Если в космосе, то там могут отравиться космонавты

  17. badbeatrazer

    А как же двигло на коре дуба? Не перспективно?)) (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

  18. Sc-in

    "Такой двигатель может использоваться как маршевый или для коррекции орбиты"
    Наверное тут имелось ввиду разгонный блок, а не первая, вторая ступень. Даже слово "наверное" пожалуй лишнее.
    Но в любом случае, отличная новость! Особенно в теме залпового вывода спутников.

  19. Kok

    Робот Федор что об этом думает? (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  20. Dinosaur

    Может всё-таки радиоактивный? Йод. Школьная реформа во всей красе показывает уровень и журналистов и читателей. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

    • gralex

      Dinosaur, Ох уж эти умники.... Уровень "писателей" тоже оставляет желать лучшего.
      Рекативный иод - это НЕ радоактивный иод;
      Рекативный иод - это не от слова "реактивный двигатель";
      Рекативный иод - это чистые кристаллы иода без каких-либо существенных приместей.

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.