Ионные двигатели миссии BepiColombo прошли первую проверку в космосе

6 Декабря 2018, Николай Хижняк 22

Помимо проверки научного оборудования, о которой сообщалось вчера, один из аппаратов BepiColombo — совместной миссии Европейского космического агентства (EKA) и Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) по исследованию Меркурия — провел успешное испытание своих ионных двигателей, совершив с помощью них первый коррекционный маневр, сообщает официальный сайт ЕКА.

В ходе миссии BepiColombo к Меркурию, стартовавшей 20 октября, был отправлен перелетный модуль MTM (Mercury Transfer Module) с четырьмя ионными двигателями и два орбитера — планетарный и магнитосферный. Перелетный модуль доставит аппараты к Меркурию, а орбитеры займутся изучением поверхности небесного тела и его магнитосферы.


В течение следующих семи лет аппаратам предстоит преодолеть 9 миллиардов километров, хотя расстояние от Земли до Меркурия составляет максимум 271 миллион километров. Объясняется это тем, что за время полета аппараты BepiColombo совершат в общей сложности 9 гравитационных маневров вокруг Земли, Венеры и Меркурия, пока в конечном итоге не выйдут на нужную орбиту самой меленькой планеты Солнечной системы.

Антенна перелетного модуля

20 ноября команда управления миссией провела запуск одного из ионных двигателей транспортного модуля. Удовлетворившись результатами, через три часа Центр управления полетами сначала запустил два ионных двигателя перелетного блока, а затем все четыре. В течении пяти часов они работали на полную мощность — 125 мН.

Каждый ионный двигатель аппарата диаметром 22 см использует электрический заряд, получаемый от солнечных панелей, чтобы ионизировать атомы газа ксенона. Его частицы вырываются из сопла со скоростью свыше 50 км/с. Преимущество таких двигателей, в отличии от тех же химических, заключается в том, что они могут работать днями и даже неделями. Даже невысокая постоянная тяга позволит кораблю развить огромную скорость.

Инженеры предполагают, что сверхмощные ионные двигатели Т6, изготовленные британской компанией QinetiQ, позволят придать перелетному модулю дополнительную тягу. Планируется, что в ходе полета аппаратов двигатели будут работать в течение недели с восьмичасовым перерывом.

Если все пойдет по плану, BepiColombo прибудет на орбиту Меркурия 5 декабря 2025 года и займется изучением поверхности планеты и ее химического состава.

Обсудить новость можно в нашем Telegram-чате.

22 комментария Оставить свой

  1. Chekagos

    А сколько было нытья, что это бесполезный двигатель. А вот и нет, бесплатный выходит по топливу.

    • Targin

      Chekagos, Если вы о ведре с магнетроном, то это не оно.

      • Targin

        Targin, "ведро с магнетроном" = EmDrive

        1964-11-30: В направлении Марса запущен «Зонд-2». Впервые в условиях космического полета проведено испытание плазменных электрических ракетных двигателей в качестве исполнительных органов системы ориентации.

        • nibulla

          Targin, Два холопа, после хорошей взбучки на конюшне сознались, что построили паровой двигатель раньше немчуры поганой. И звали тех холопов Черепановы.

          • Targin

            nibulla, И к чему этот расплывчатый наброс?

        • Akibastarec

          Targin, Ну-у, мало ли чего мы могли производить КОГДА-ТО. Представьте себе, не только электроракетные двигатели делали, но и телевизоры, калькуляторы, музыкальные центры, CD-проигрыватели ( DVD-формата тогда еще не существовало, но лазерные видеодиски тоже пробовали делать), причем на отечественных микросхемах, маркированных кириллицей по нашему ГОСТу. Да что там - даже обычные пылесосы. Вот утром магазины откроются, посмотрю, как сейчас с такой отечественной продукцией во "вставшей с колен" ; )

          • Targin

            Akibastarec, > "мы могли производить КОГДА-ТО"

            И сейчас производим. На зарубежных спутниках устанавливаются наши двигатели.

            P.S. По теме нечего сказать?
            Человек почему-то решил, что на перелётном модуле установлены EmDrive, о чём свидетельствуют его слова: "бесплатный выходит по топливу". Если даже не спутал, то я привел пример, что уже с 1964 не "было нытья" на этот счёт.
            Вы с nibulla либо действительно плохенько соображаете, либо прикидываетесь дурачками.

            • nibulla

              Targin, Вы правы, прежде чем писать надо хоть что то соображать! К сожалению это не ваше кредо. То за что вы так рубитесь это электрореактивные двигатели на эффекте Холла. Они и сейчас производятся в России. Даже говорят, что мы держим 90% рынка в этом секторе. А вот ионный двигатели с ускорением в электростатическом поле ксенона в космос мы еще не выводили. Опытные установки есть, но на аппараты еще не ставили. Тут запад впереди. Но и эффект хола они осваивают - один из 64 спутников запущенных иксами как раз про это.

              • Targin

                nibulla, > "двигатели с ускорением в электростатическом поле ксенона"

                Топливо (рабочее тело) всё-таки нужно, что противоречит тезису: "бесплатный выходит по топливу".
                Про "нытьё" насчёт электрореактивных двигателей не припоминаю.
                Это не EmDrive, в котором как и в плазменном двигателе используется магнетрон.

                Теперь перечитай самый первый мой комментарий и увидишь всё это в сжатой форме, которую ты воспринять не можешь или не хочешь (перефразированный тезис выше).

                • Akibastarec

                  Targin, Так есть разница в расходе топлива при скорости истечения в 50 км/с и в каких-нибудь 3,5.

          • p1glet

            Akibastarec, Ничего, еще увидишь видеомагнитофоны отечественного производства, страна упорно возвращается за занавес. Правда, как мне кажется, устаревшая на 10-20 лет бытовая техника и автомобили в 80х это не столь существенно, как отставшие на 10-20 лет цифровые технологии в 2020х... но разве кого то это волнует?

          • boyko_s

            Akibastarec, "CD-проигрыватели".
            А ничего, что на этих проигрывателях все равно стояли импортные приводы? Так что и Вашего "когда-то" тоже, по-существу, особо и не было.

  2. ARMINS

    Вес аппарата 4 тонны. При этом бюджет 350 лимонов. Хорошая экономия,несмотря на 7 лет ожидания

    • Putnik1964

      ARMINS, ... и тяга двигателя 0,1 Н.

  3. Nash

    Зачем изучать то, что бесполезно? Лучше бы на марсе сосредоточились

    • Pyth0n

      Nash, А чем вам марс полезен? Мне он например не нужен. Под этим брендом распиливаются огромные бюджеты, и урезаются другие более важные земные отрасли науки. Вы как отдельно взятый налогоплатильщик, ничего взамен своих уплаченных налогов не получите с этих исследований марса, кроме картинок разумеется ;)

      • Mauhuur

        Pyth0n, есть такой девайс как "знание". но так как для тебя это пустой звук и он тебе ненужен отсюда он у тебя полностью отсутствует.

      • karambas

        Pyth0n, ты все еще гонишь за гопников?

        • Pyth0n

          karambas, И как ты увязал с гопниками мое нежелание содержать небольшую группу распильщиков, желающих отправлять мои деньги в космос? Как раз таки гопники отбирают бюджеты и распиливают их, в том числе и гопники из пиндостана, а значит я против гопников :) А по мне так чтоб деньги тратились на исследования имеющие непосредственное отношение к налогоплатильщикам, например такие как связанные с медициной, химией, энергетикой, робототехникой, и пр. земными проблемами.

  4. Simpson

    Ионный двигатель является первым хорошо отработанным на практике типом электрического ракетного двигателя. Концепция ионного двигателя была выдвинута в 1917 году Робертом Годдардом[8], а в 1954 году Эрнст Штулингерruen детально описал эту технологию, сопроводив её необходимыми вычислениями[9].

    В 1955 году Алексей Иванович Морозов написал, а в 1957 году опубликовал в ЖЭТФ статью «Об ускорении плазмы магнитным полем». Это дало толчок к исследованиям, и уже в 1964 году на советском аппарате «Зонд-2» первым таким устройством, выведенным в космос, стал плазменно-эрозионный двигатель конструкции А. М. Андрианова. Он работал в качестве двигателя ориентации с питанием от солнечных батарей.
    из википедии. Надоели патриоты. какая разница кто когда чего первым сделал если этим пользуются все государства.

  5. Pyth0n

    Надо было муску разрабатывать этот двигатель, и назвать его илонным двигателем, неплохой пиар был бы.

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.