Из клеток кожи сделали клетки иммунитета. И это поможет в лечении рака

9 Декабря 2018, Владимир Кузнецов 15

Ученые уже давно нашли способ «перепрограммировать» клетки. Если попытаться объяснить без сложных научных терминов, то в ходе этого процесса из клеток одного вида можно получить другие, что может быть полезно в целом ряде случаев. Например, недавно группа исследователей из Лундского университета (что в Швеции) смогла «перепрограммировать» клетки человеческой кожи, превратив их в иммунные клетки. И этот процесс вполне может стать ключом в борьбе с онкологическими заболеваниями.

Об успешном опыте сообщает редакция журнала Science Immunology. Шведские ученые в ходе своих изысканий получили дендритные клетки. Дендритные клетки — это гетерогенная популяция антигенпредставляющих клеток костно-мозгового происхождения. Это означает, что они имеют на своей поверхности особые комплексы для обнаружения чудерожных агентов, распознавая, что из них (бактерия или вирус) является источником угрозы, а что не представляет опасности. При контакте клетки «помечают» их, после чего другие иммунные клетки, Т-лимфоциты, уже распознают их и уничтожают.

Почему дендритные клетки так важны? Дело в том, что хоть они должны распознавать все, что «не свое», в отношении рака это не работает или работает, но плохо, так как дендритные клетки начинают терять свою функцию. Соответственно, распознавания не происходит и иммунитет не работает. Поэтому ученые искали пути, которые помогут преодолеть это ограничение.

Эксперты выделили 3 особых фактора PU.1, IRF8 и BATF3, которые участвуют в процессе дифференцировки дендритных клеток. На основе этого из клеток соединительной ткани фибробластов получилось создать «личные» дендритные клетки, которые ведут себя как и «настоящие», но при этом меньше подвержены воздействию опухолевых агентов.

«Опухоли часто имеют ряд уникальных мутаций, что затрудняет их распознавание иммунной системой. Таким образом перепрограммирование клеток в дендритные может стать ключом к тому, чтобы создавать «индивидуальные» вакцины против рака. Опухоль сама станет источником специфических антигенов для иммунитета. Мы назвали этот подход TrojanDC (от английского DC — Dendritic cells).» — заявил автор работы Карлос Перейра.

Эту и другие новости вы можете обсудить в нашем чате в Телеграм.

1. SERGZV

Что толку если наша медецина не может позволить себе покупать дорогие лекарства.

2. ARMINS

Создание индивидуальной вакцины. Боюсь,что 95 процентов землян финансово не потянет. Страховая также открестится

3. Statin

Очередная дутая сенсация. По поводу "перепрограммировать" ответил еще профессор Преображенский Ф.Ф.(см. "Собачье сердце") "Зачем, если любая баба нарожает". Зачем перепрограммировать, если можно взять готовые. А по поводу дендритных клеток, то Институт клинической иммунологии в Новосибирске уже лет 20 занимается дендритными клетками и делает индивидуальные вакцины и лечит людей. Эффективность инд вакцин низкая, но в некоторых случаях помогает.

• Spaceman

Statin, Скажите пожалуйста,какой же тогда максимально эффективный подход к лечению онкологии сегодня?

• Statin

Spaceman, На настоящий момент, если опухоль первично не диссеминированная, то лучше всего - персонализированная химиотерапия (предоперационная) потом операция, потом послеоперационное лечение (химиотерапия. гормональная терапия и/или лучевая терапия - это зависит от многих причин). Для первично диссеминированных (сразу есть метастазы в органах, не путать с метастазами в лимфоузлах) форм только персонализированная химиотерапия, и только в конце, когда будут исчерпаны все возможности химиотерапию, тогда использовать таргетную, иммунотерапию вакцинацию и т.п.

• Statin

Spaceman, Очень многое, конечно, зависит от локализации.

Statin, ''..не путать с
          метастазами в лимфоузлах''

Я так понимаю,в первично не
          диссеминированных опухолях регионарные лимфоузлы всегда имеют опухолевые клетки и эти лимфоузлы нужно вырезать?
          Жестко ,конечно,для пациента -химия,операция.Мне кажется,нужно иммунотерапию совершенствовать

• Statin

Spaceman, Не всегда. Опухоль может быть с метастазами в лимфоузлах, это не очень хорошо, но не смертельно. Предоперационная химиотерапия, грамотно подобранная, может избавить от метастазов в лимфоузлах и лимфодиссекция (т.е. удаление лимфоузлов) не потребуется. В настоящее время, хорошо известно, что иммунотерапия еще не вылечила ни одного пациента, есть только временная регрессия и чувствительны к иммунотерапии менее 25% больных.

• Spaceman

Statin, Тут есть статья про иммунотерапию .

Имуннотерапия спасла
              американку на смертельной
              стадии рака .
              . Буквально за несколько
              недель опухоли были уничтожены.
              После процедуры прошло два года,
              за которые болезнь так и не
              вернулась.
              /https://m.gazeta.ru/science/news/2018/06/05/n_11619499.shtml

• Statin

Spaceman, Надо же как журналисты все переврали. Обычный метастатический рак молочной железы, такие пациенты химиотерапией вылечиваются в 20-25% случаев. Еще в 40-50% случаев можно годами держать в узде. Случаи так называемой "агрессивной" или "особо агрессивной" это просто неумение лечить. Тем более, если посмотреть саму статью в Nature, на которую ссылается gazeta, то там обычная гормон-позитивная опухоль. Это скорее всего люминальный В рак молочной железы. В ряду "агрессивности" он занимает промежуточное значение, ближе к благоприятному люминальному А раку молочной железы.

Statin, Спасибо!Вот ведь как

• 6atyt

Spaceman, Сначала больному раком надо делать сканирование всей костной ткани (остеосцинтиграфию, bone scan), стоимость в районе 5,000 рублей, она похожа на 2D обычный рентген.
                    Дальше варианты разнятся, потому что если рак прошел в кости то лечение сильно отличается.
                    Если кроме мягких тканей поражена костная ткань то химиотерапия должного эффекта не даст, надо делать химиолучевую, раздельно химио и потом раздельно лучевая негодится, т.к. цитостатик в нужных концентрациях плохо проходит в кости.
                    Гамма-ножом сейчас неоперабельны менее 2% опухолей по всему организму включая мозг и легкие
                    Если операция по удалению первичной (и вторичных) опухолей, особенно в мягких тканях, не срочная то сначала делается предоперационная химиотерпия чтобы опухоль загрубела и при удалении когда ее трогает хирург дала меньше метастазов. Бывает также делают предоперационную химию чтобы она сначала уменьшилась в размерах и стала операбельной.
                    Потом собственно сама операция(ии) по удалению опухолей
                    Потом послеоперационная химия или химиолучевая чтобы добить мелкие метастазы.
                    Она занимает до полугода, потом ждут будет ли рецидив и/или отдыхают до следующего курса
                    Всегда лучше консультироваться на стороне чтобы понять что не вредят, или доктор квалифицирован.
                    Рак распространяется преимущественно тремя способами
                    1. непосредственное прорастание опухоли в ткани, и
                    2. по лимфосистеме (затрагивает лимфоузлы), TNM-классификация и др.
                    3. по кровеносной (самая опасная тк минуя лимфоузлы быстро засевает метасастазами кости, в ТNM она не учитывается)
                    рецидивы обычно приходят из костей, когда недобитая клетка оттуда после распада костной ткани высвобождается, снова попадает в мягкие ткани и инициирует рост новой опухоли
                    Сцинтиграфию можно делать часто, но лучше не реже чем раз в полгода.
                    дорогой 3D КТ-томограф или еще более дорогой сопряженный с ним PET итп после сцинтиграфии не делать от недели до двух, т.к. он тогда выдаст ошибки
                    тех у кого в костях (т.н. застарелый рак) российская медицина пытается прокинуть, дескать якобы их не спасти, хотя из костей он удаляется также как кариес, только лучше с криообработкой краев и такими же заплатами из костного цемента или титана
                    если костный не лечить то пойдут переломы и потеряв мобильность пациент быстро угаснет
                    при раке груди он уходит почти сразу в кости в половине случаев, при других меньше обычно не более чем в 1/4
                    тех у кого только в мягких тоже стараются угробить не назначая и даже не говоря о нужных обследованиях (назначают одно УЗИ и онкомаркеры и в лучшем случае МРТ, который метастазов как КT даже в мягких тканях не ищет, а в костях их находит только ПЭТ или сцинтиграфия)
                    А, вообще, чтобы им не заболеть достаточно есть коноплю, та что российская каннабиоидов не содержит и продукты из нее продаются, наиболее полезны незрелые семена в сыром виде.
                    Если человек заболел то она повышает выживаемость в 9 раз, если рак в костях то меньше т.к тоже туда через пищеварительную систему хуже добивает и поэтому нужны местные методы применения.
                    погуглите "конопля лечит рак", ее поэтому чудо-трава зовут, не потому что от нее кайф какой-то, кайф только от индийской (марихуана) она тоже лечит особенно легочников но должна сгодится и обычная. В голландию совсем необязательно ездить

4. freawertyhn

это когда то они нашли способ "перепрграммировать" клетки? Год назад? читал... 3 года назад? тоже читал...а что из этого правда и прошло клин.испытания!

5. coolwolf0

Статью с таким заголовком должен был написать Илья Хель. "Клетки иммунитета" my ass!