Шесть сценариев краха Интернета

Илья Хель

Если вы читаете это, вы находитесь в Интернете, и у нас есть вопрос: вам стало хоть немного страшно? Или вы будете понимать под крахом Интернета лишь освобождение от этой зависимости, и в случае тотального провала пойдете посидите на лавочке с друзьями и подышите свежим воздухом?

Без Интернета

В течение нескольких недель крупнейшие онлайн-структуры вроде Google, Twitter, The New York Times и даже биржа NASDAQ были поражены и выведены из строя на достаточно длительное время, что подняло тревожную рябь в киберпространстве. Нарушения были возложены на технические сбои, возможной деятельностью хакеров и даже на кибертеррористов, действующих в защиту Сирии.

Все, кто склонен к паранойе, задумались о мрачных сценариях: действительно ли это то мерцание света в доме, которое возникает, прежде чем на землю опустится кромешная тьма и электричество по всему городу будет отключено? Может ли крупномасштабная катастрофа или война отключить глобальную сеть? Приведет ли это к краху всемирной сети Интернет? Давайте посмотрим на возможные варианты.

Бэкапы не сработают

Шок

По словам Пауля Левинсона, профессора коммуникаций и медиаисследований в университете Фордхэм, нет ничего невозможного. Хотя правда, что Интернет построен на децентрализации и изобилует системами резервного копирования, катастрофу, с ним связанную, практически нельзя предсказать или предотвратить.

«Вспомните историю электроэнергии», — говорит Левинсон. — «С тех пор, как она была представлена в 1880-х годах, было проведено много работы по установке избыточных резервных систем, и технологии существенно улучшились за те годы. Но как известно, раз в несколько лет возникают огромные сбои систем питания. Катастрофы — часть жизни и технологий».

Что может положить Интернет?

Без Интернета

Даже если бы мы просто ограничились сценарием бедствия в континентальных Штатах, маловероятно, что любое из стихийных бедствий просто так возьмет и выведет из строя все провайдеры, обеспечивающие работу сети — они ведь разбросаны по всей стране. Географически говоря, нет такого стихийного бедствия, которое могло бы разбить все NSP в США. «Ну, если оставить страну на своем месте», — с усмешкой говорит Левинсон.

Таким образом, основным опасением может стать кибертерроризм или преднамеренное внедрение вредоносных программ, которые выведут из строя системы NSP изнутри.

«Террористический вирус, безусловно, может стать причиной для беспокойства», — отмечает Левинсон. — «Векторы действительно указывают на болезненную ситуацию. Вот почему слово «вирус» хорошо подходит. Будь он цифровой или биологический, как только он попадает в систему, он очень быстро распространяется и переходит от одной системы к другой».

Бойтесь злых гениев

Злой гений

Учитывая размер сферы, посвященной решению вопросов кибербезопасности, возможно ли вообще, что вирус сможет полностью ограничить доступ к Интернету по всей стране?

«Очень сложно, но возможно», — отмечает Стивен Хааг, профессор из отдела деловой информации и аналитики в Университете Денвера. — «В силу распределенной природы Интернета и количества избыточных систем резервного копирования, событие должно быть ориентировано на провайдеров сетевых услуг. Они поддерживают инфраструктуру Интернета. Если один подведет, интернет-трафик пойдет сотней других путей, чтобы добраться до места назначения. Таким образом, событие должно разбить множество провайдеров одновременно».

И опять же, всегда есть признак неожиданности.

«Вы строите брандмауэры от вещей, с которыми хорошо знакомы, знаете, как они работают и атакуют», — говорит Левинсон. — «И все это работает до тех пор, пока не находится злой гений, который узнает, как обойти эту защиту».

Что случится днем позже?

Послезавтра

Допустим, случилось непоправимое: Интернет умер в полночь. На что будет похож завтрашний день?

«Гигантский провал в Интернете полностью остановит практически каждую электронную деятельность», — говорит Хааг. — «Ни самолеты, летящие в воздухе, ни фондовый рынок, ни электронные платежи — ничего не будет работать. Просто представьте, сколько систем опирается на Интернет. Среднестатистический житель опирается на успешную работу 250 компьютеров в день. И большинство из них подключены к Интернету и нуждаются в нем для корректной работы».

Это не из области биологической войны, где люди внезапно начинают болеть и умирать, отмечает Левинсон. Но если мы не будем готовы, можно без преувеличений сказать, что отключение Интернета нанесет вред цивилизации, какой мы ее знаем.

Связанные системы уязвимы

Сеть

Даже если массовое отключение Интернета не повлияет на жесткие системы инфраструктуры — коммунальные услуги, транспорт, управление водными ресурсами, — косвенно оно будет наносить вред и им. Компьютеры под управлением электрической сети могут быть защищены или изолированы, но людям, которые нажимают на эти кнопки, необходимо будет общаться на больших расстояниях.

Во многих случаях никто толком не знает, в какой степени нарушение Сети повлияет на другие системы.

«Мы зависим от многих вещей, которых даже не осознаем», — говорит Левинсон. — «То, что мы не получим билеты в кино онлайн, это не проблема. Но медицинские записи, финансовые транзакции серьезно влияют на жизнь и на экономику страны. Сложно сказать, в какой степени каждая из систем привязана к Интернету. Но можно прогнозировать хаос в случае тотального поражения Сети».

Мы не знаем, чего не знаем

Байты

У скептиков, которые не верят в полный крах Интернета, есть много боеприпасов в свою пользу. В конце концов, то, что мы называем Интернетом, это сеть, объединяющая миллионы других сетей, абсолютно избыточных, сложнейших матриц коммуникации в истории технологий. Нет никакого способа обрушить их, не так ли?

Левинсон хорошо понимает вопрос.

«Когда кто-то спрашивает меня, мол, к чему это, по вашему мнению, приведет, и мой ответ «я не знаю наверняка» — мы не знаем наверняка — это однозначно приведет к проблемам. Теория систем — сложная штука, и она гласит, что в любой системе невозможно искоренить все возможные проблемы. Если обстоятельства сложатся удачным образом, вы получите катастрофу».