Самое важное о самой важной презентации SpaceX

Этой ночью SpaceX сделала самое, наверное, важное заявление за последний год — как для себя, так и для всего человечества. Вкратце: теперь мы знаем, как именно Элон Маск собирается колонизировать Марс и делать человечество многопланетным видом. Не вкратце: читайте далее. Это будет долгое путешествие…

Полететь туда однозначно стоит.

Часть первая: Презентация SpaceX

Компания, занимающаяся частными космическими полетами, известная нам как SpaceX, выпустила видео, описывающее долгожданную «Систему межпланетного транспорта» (Interplanetary Transport System, ITS). Видео было выпущено менее чем за час до того, как CEO компании Элон Маск рассказал о подробностях ITS на Международной конференции по астронавтике в Гвадалахаре, Мексика.

На видео мы увидели, как новая ракета SpaceX, «чертовски большая ракета» (Big Fucking Rocket, BFR), несет на Марс «чертовски большой космический аппарат» (Big Fucking Spaceship, BFS). Взгляните, если еще не видели:

Новая ракета и новый космический аппарат Маска

Ракета и космолет вкупе будут намного больше Falcon 9, другой ракеты SpaceX, которая в настоящее время занимается доставкой груза на МКС. Элон Маск сообщил, что вместе они будут высотой 122 метра — почти вдвое выше 70-метрового Falcon 9. BFR выдает 28 730 000 фунтов тяги на взлете — это 13 031 тонн. Маск сказал, что двигатель Raptor — ракетный двигатель SpaceX — выдает 500 000 фунтов тяги, а значит в первой ступени BFR будут совместно работать 50-60 двигателей Raptor. (Для сравнения: Falcon 9 генерирует 1,7 миллиона фунтов тяги при взлете, задействуя девять двигателей «Мерлин»).

На видео показано, что после выхода в космос SpaceX планирует оставить космический аппарат на орбите, в то время как BFR вернется на стартовую площадку. SpaceX уже приземлила шесть ракет Falcon 9 — две на твердую почву и четыре на море — и планирует делать то же самое с BFR, хотя процесс на видео выглядит намного более точным и изящным. BFR должна будет вернуться непосредственно на место старта, что позволит SpaceX быстро посадить заправочный бак на верхушку ракеты. Этот бак с топливом отправится в космос, чтобы кормить BFS во время путешествия через Солнечную систему.

Ракета

Заправочное судно, предположительно, вернется обратно на Землю. Видно, что BFR стартует и садится с пусковой площадки 39A в Космическом центре им. Кеннеди, с которым SpaceX подписала контракт на 20 лет в 2014 году. С этой знаменитой площадки взлетали многие миссии «Аполлон», а также проходили первый и последний запуски космических шаттлов.

BFS оснащен массивом солнечных батарей, которые будут развернуты во время поездки на Марс и будут способны генерировать 200 кВт мощности.

BFS будет лететь к Марсу на скорости более 100 000 километров в час. При входе в атмосферу внешняя часть судна разогреется до полутора тысяч градусов по Цельсию. Затем судно задействует сверхзвуковую ретротягу (задействует двигатели) для медленной посадки на поверхность Марса.

Илон Маск собрал учёных на секретную конференцию, чтобы обсудить высадку на Марс

Вот пока и все, что можно извлечь из видео, — оно не богато деталями. Мы до сих пор не знаем, как Маск планирует поддерживать путешественников живыми по дороге на Марс, где они будут жить, сколько все это будет стоить или где он возьмет деньги. Видно также, что анимация превращает Марс в цветущую, зелено-голубую планету. Выходит, терраформирование также входит в планы Маска?

Космос

Космос прекрасен!

Сколько будет стоить полет на Марс

Однажды в будущем, как полагает Элон Маск, стоимость путешествия на Марс будет сравнима с покупкой дома. Генеральный директор SpaceX заявил, что визит на Марс должен быть равен средней стоимости дома в США, которая составляет порядка 200 000 долларов. Маск говорит, что достижение такой цены за счет использования «традиционных методов» космических путешествий было бы невозможно. С ними эта сумма выходила в 10 миллиардов долларов на человека, а это, сами понимаете, не по карману для большинства из нас.

Также Маск сказал, что если отправлять на Марс сразу по 100-200 пассажиров, стоимость из расчета на одного путешественника значительно снизится. Постепенно она будет падать, и падать, и падать, и падать… Пока не упадет ниже 100 000 долларов, по словам Маска.

SpaceX

Такие пейзажи вдохновляют творить.

Как Маск рассказал о полете на Марс

Несмотря на то, что реальная аудитория презентации — это NASA и правительство США, это не помешало Маску превратить рассказ о грядущем полете на Марс в некое подобие презентации Apple. Взгляните, например, как Элон сравнивает различные варианты ракетного топлива и как Джобс сравнивал различные варианты памяти для первого iPod.

Стив Джобс.

Так вел презентации Стив Джобс.

Презентация SpaceX

Вот так все просто.

Подумаешь, полет на Марс. Раз плюнуть.

Зачем Илону Маску деньги

Амбициозный план Элона Маска по превращению человеческой расы в многопланетный вид будет стоить кучу денег. CEO Tesla и SpaceX придется проделать длинный путь, чтобы наладить устойчивую систему сообщения Земли и Марса.

Чтобы укрепить свою веру в проект, Маск говорит, что единственная причина, по которой он лично собирает деньги — с помощью его различных предприятий в области возобновляемых источников энергии, электромобилей и космического транспорта, — это помощь в воплощении самой главной его затеи.

«Раз уж мы показали, что это возможно, что мечта реальна, я думаю, эта поддержка будет лишь расти с течением времени, — говорит он. — Главная причина, по которой я лично собираю активы, это финансирование всего этого».

Вот так! Сел в ракету и полетел.

Сколько времени надо на освоение Марса

Элон Маск думает, что человечеству понадобится от 40 до 100 лет, чтобы перейти от приземления судна, полного колонистов, на Марсе к основанию самоподдерживающейся цивилизации. Маск изложил, что флот кораблей, которые способны перевозить минимум 100 человек, отлетающий каждые два года, мог бы в краткие сроки населить марсианские города:

«Если допустить, что минимальный порог для самоподдерживающегося города на Марсе, или цивилизации, это миллион человек, а вы можете летать только через каждые два года, если посадить на корабль 100 человек, потребуется 10 000 полетов. Так что я думаю, что 100 человек за раз — это правильный подход, и мы могли бы впоследствии расшириться и принимать по 200 человек или больше, чтобы сократить расходы на одного человека.

Но 10 000 полетов — это уйма рейсов. Поэтому стоило бы подумать о 1000 кораблей. Понадобится некоторое время, чтобы построить тысячу кораблей, и когда мы достигнем этого порога в миллион человек, с момента отправки первого корабля на Марс, наверное, понадобится в целом 25-50 поездок. Наверное, через 40-100 лет получится создать полностью самоподдерживающуюся цивилизацию на Марсе».

Ракета

И в этом Маску поможет Interplanetary Transport System. Конечно, планы SpaceX еще совсем сырые, понадобится много десятков лет, чтобы воплотить мечту предпринимателя в реальность. Если все пойдет хорошо.

Сколько раз можно использовать ракету Space X

Массивная ракета, которая будет выводить на орбиту гигантский космический аппарат с сотней пассажиров и грузом, будет сделана из новейших материалов на основе углеродного волокна. Двигатели ракеты будут работать на метановом топливе (deep cryo-methalox). Ракета также будет самостоятельно производить давление на себя и не потребует проблемной системы давления на основе гелия, которая используется на Falcon 9.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен. Там можно найти много всего интересного, чего нет даже на нашем сайте.

Также SpaceX планирует сделать ракету многоразовой и пригодной практически к мгновенному использованию после приземления. Маск сказал на сцене, что ракета будет способна садиться через 20 минут после взлета и что хочет использовать каждую ракету-носитель до 1000 раз. После того, как ракета взлетит и доставит космический аппарат на парковочную орбиту над Землей, она сядет обратно на мыс Канаверал, чтобы взять топливный бак. Затем она снова отправится в космос, чтобы накормить этим топливом космический аппарат перед полетом на Марс. И снова сядет.

Ракета

Сделав ракету многоразовой, вместо того чтобы выбрасывать ее после каждого запуска, Маск планирует постепенно сократить стоимость запуска до 140 000 долларов за тонну.

Сколько лететь до Марса

Хотя это еще не решено окончательно, первый космический аппарат, вероятно, будет называться «Золотое сердце», как и космический аппарат из «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса. Его диаметр будет 17 метров.

Путешествие на Марс займет минимум 80 дней и максимум 150, в зависимости от года и технологии. В «более отдаленном будущем», как выразил надежду Маск, время путешествия составит всего 30 дней.

Диаметр ракеты-носителя будет 12 метров, а высота, напомню, 122 метра. Космический аппарат сможет вынести груз до 450 тонн в зависимости от того, сколько потребуется сделать заправок с танкера.

Марс

Момент дозаправки на орбите ключевой, поскольку существенно удешевляет поездку, а значит, приближает ее к реальности. Кроме того, было бы неэффективно брать с собой топливо на обратную дорогу. В идеале люди построят завод по производству топлива на Марсе и зальют его в корабль. Очевидно, природные ресурсы для создания топлива на основе метана на Марсе имеются.

Поездка будет проходить так: сначала космический аппарат взлетает с площадки 39A. Затем космический аппарат и первая ступень разделяются. Первый улетает на орбиту, а первая ступень возвращается на Землю через 20 минут. На Земле она садится снова на стартовую площадку, и на ее верхушку усаживается топливный бак. Ракета снова взлетает, уже с топливом. Затем соединяется с космическим аппаратом, заправляя его на орбите. И, наконец, вся эта конструкция улетает на Марс. По дороге людей будут развлекать игры в невесомости, фильмы, игры, ресторан и прочие развлечения в каютах.

Космос

Главное вовремя заправиться.

Достигнув Марса, аппарат сядет на его поверхность, используя ретротягу. Пассажиры будут использовать его, а также груз и оборудование, которое будет доставлено на Марс заранее, чтобы основать долговременную колонию. Через 20-50 поездок на Марсе будет уже миллион человек.

Пока неизвестно, где будут жить и чем будут питаться люди, как будут сохранять здоровье в условиях микрогравитации и как они решили проблему с вредоносным космическим излучением. Маска это, похоже, не беспокоит — он говорит, что это не серьезная проблема. Риск заполучить рак будет слегка повышен, и наверняка инженеры придумают защиту от излучения к моменту отправки первого корабля.

Люди смогут вернуться: это не будет поездка в один конец. Кроме того, нужно же будет как-то возвращать ракеты. Маск отметил, что среди первых путешественников не будет детей, а астронавты должны будут «готовы умереть». Впрочем, у них ведь будут игры в невесомости, так что не страшно.

Часть вторая: Первые люди на Марсе

Что ждет людей на Марсе

Итак, Элон Маск провел сложную и тщательно выстроенную презентацию своего видения того, как люди будут строить город на поверхности Марса. Но он не сказал, кто именно должен будет первым отправиться на Марс. Все, что мы узнали, так это то, что билет на Марс обойдется примерно в 100-200 тысяч долларов и не будет «билетом в один конец», то есть теоретически любой колонист может вернуться на свою альма-матер. После презентации Маску был адресован вопрос: что это будет за человек, по мнению Маска, который согласится добровольно сесть в большую ракету и улететь на Красную планету?

Космос

Там пока безлюдно.

«Кем будут эти люди, которые понесут свет человечества на Марс ради нас всех?», спросил член аудитории.

«Я думаю, первые путешествия на Марс будут очень и очень опасны», ответил Маск. «Риск смертельного исхода будет высоким. Но с этим ничего не поделать». Само путешествие займет порядка 80 дней, если верить генеральному директору SpaceX.

«Готовы ли вы умереть? Если да, то вы подходите», добавил он. Правда, не стал много обсуждать риски и огромную опасность, сопряженную со всем мероприятием. «Дело не столько в том, кто отправится туда первым… дело в том, что нам необходимо создать стабильную цивилизацию на Марсе как можно быстрее. Это не «Аполлон». Это нужно, чтобы снизить риск полного вымирания и подарить нам удивительное чувство приключения», сказал он.

И хотя случайная смерть вполне может настигнуть первых людей, колонизирующих Марс, Маск не считает, что это убедит людей отказаться от возможности оставить невероятный след после себя.

«Это было бы невероятное приключение. Думаю, это самое вдохновляющее, что только можно представить. Жизнь должна быть чем-то большим, чем просто решением повседневных проблем. Вы должны проснуться и с восторгом подумать о будущем, вдохновиться и хотеть жить».

Маск планирует добывать топливо на Марсе

Элон Маск хочет, чтобы SpaceX отправляла людей на Марс и возвращала их на Землю на той же ракете, на которой они прибыли. С Марса пока никогда ничего не взлетало, и Маск тоже не стал особо вдаваться в детали того, как SpaceX будет добиваться поставленной цели. Но он говорит, что все будет завязано на одном: метан.

Вместо того чтобы тащить топливо с Земли для использования на Марсе, Маск хочет, чтобы SpaceX делала топливо уже на месте. Метан был выбран, поскольку на Марсе его можно добывать относительно просто. SpaceX говорит, что придется построить «топливную ферму» для создания нового топлива и возвращения кораблей.

Чтобы не пропустить ничего интересного из мира высоких технологий, подписывайтесь на наш новостной канал в Telegram. Там вы узнаете много нового.

Метан может быть синтезирован на Красной планете из подповерхностного льда и углекислого газа в атмосфере. Создание этого вида топлива на Марсе позволит сократить общее количество топлива, которое космический корабль должен будет тащить с Земли, что снизит стоимость поездки.

В любом случае судну не нужна ракета, чтобы взлететь с Марса. Поскольку сила тяжести на Красной планете меньше, чем на Земле, космический аппарат сможет самостоятельно произвести достаточно тяги, чтобы взлететь.

Запуск чего-либо с Марса всегда рассматривался как техническая трудность. Да, на планете ниже сила тяжести, но любому аппарату, взлетающему с поверхности Марса, все еще будут нужны ракетные двигатели и много топлива. Даже доставить эту сложную технику на поверхность Марса в целости и сохранности будет проблемой. Если SpaceX сможет посадить и поднять судно с Красной планеты, это будет крупный подвиг для инженеров.

Впрочем, и сам Маск не представил подробной картины того, как люди смогут вернуться. В частности, он совсем не упомянул, что будет после того, как судно сядет на Марсе.

«Не буду вдаваться в подробности, но люди смогут подумать об этом самостоятельно», сказал он.

Что касается топливных заводов, первое судно, которое сядет на Марсе, возьмет с собой «небольшой завод по производству топлива», который будет постепенно расширяться. И чем дальше в лес, тем больше SpaceX будет строить заводиков на разных спутниках, отправляя корабли еще дальше и дальше в Солнечную систему.

Вопросов без ответа — море. Как будут строить эти заводы? Как они будут работать? Как обслуживаться? Сколько топлива понадобится на одну только поездку? Как долго завод будет собирать необходимое топливо? Ничего не понятно с логистикой и как часто люди смогут возвращаться на Землю, например. Сколько будет стоить дорога домой и что поедет на этих кораблях с Марса… Никто пока не знает.

SpaceX хочет построить железную дорогу будущего

Как ни крути, планы SpaceX пока слишком амбициозны и расплывчаты. Как колонисты будут жить на Марсе — об этом пока ни слова. Но основатель компании Элон Маск утверждает, что задача SpaceX — проложить железную дорогу в космическую эпоху и открыть для людей марсианский горизонт.

«Цель SpaceX — построить транспортную систему. Это как построить Union-Pacific Railroad», сказал Маск, вспомнив американскую компанию, которая в свое время опутала всю Америку сетью железных дорог. «И как только транспортная система будет построена, появится возможность для любого, кто захочет отправиться на Марс и создать что-то новое, либо заложить фундамент на новых планетах».

«Огромное количество предпринимателей и талантов могли бы найти себя в этом, как это было в Калифорнии, когда достроили Union-Pacific Railroad», продолжал Маск. «Когда они строили Union-Pacific, многие говорил, что они занимаются полной ерундой, поскольку в Калифорнии никто тогда не жил. Но сегодня это эпицентр технологического развития и развлечений США, это самый большой штат в стране. Нужна транспортная цепь. Всего этого не было бы, если бы мы не могли сюда добраться, поэтому наша цель — дать вам такую возможность».

Безопасно, экологично, дешево.

Только вот люди в Калифорнии жили задолго до ее расцвета, а ее среда не то чтобы была сильно опасной для людей.

Где будут жить колонисты на Марсе?

Во время своего часового анонса планов по колонизации Марса Элон Маск не сказал, где именно будут жить марсианские колонисты, когда прибудут на планету — и как именно будут справляться с суровыми условиями окружающей среды.

Особенно беззаботным Маск казался, когда говорил о солнечной радиации. Он сказал, что да, риск получить рак будет слегка повышен и будет кое-какое экранирование. На Марсе же будет создано искусственное магнитное поле для отражения высокоэнергетических частиц, чтобы защитить колонистов от солнечных вспышек. Но как будут создаваться эти магнитные поля? Неизвестно.

Заходите в наш специальный Telegram-чат. Там всегда есть с кем обсудить новости из мира высоких технологий.

Выходит, рассуждение на тему возможных марсианских сред обитания останется простым смертным. Как они будут выглядеть? Будут ли они под землей? Нужно ли их собирать? Системы жизнеобеспечения? Вода? Воздух? Еда? Ресурсы с Земли или с Марса? Что делать с влиянием низкой гравитации?

Колонистам потребуется стабильная система жизнеобеспечения для создания пригодного для дыхания воздуха, рециркуляции воды и выращивания пищи. Никто не занимался этим на Марсе, да, если честно, и на Земле-то не особо получалось. В закрытых условиях, имеется в виду.

Космическая транспортная система Маска

Что ж, если мы колонизируем Марс за сотню-другую лет, мы на этом не остановимся — так считает Элон Маск. Знаете, почему создатель SpaceX решил переименовать Mars Colonial Transporter в Interplanetary Transport System? Потому что это судно отправится и за пределы Марса. Гигантская ракета, которая первой доставит ITS на Марс, сможет точно так же покорить и другие планеты и спутники нашей системы.

Все самые свежие новости из мира высоких технологий вы также можете найти в Google News.

Маск сказал, что остановился на слове «система» в названии этой архитектуры, поскольку она состоит из четырех частей: ракеты, космического аппарата, заправочного танкера и «топливных складов». Последняя часть может показаться самой необходимой, но на деле это наша путевка за пределы Марса. Поскольку система работает на метановом топливе — которое можно производить, используя естественные ресурсы в космосе, особенно на Марсе — нетрудно понять, почему такая система должна стать железной дорогой для всей Солнечной системы. Грубо говоря, SpaceX однажды придется решить проблему, с которой столкнулась Tesla, другая компания Маска: инфраструктура. Водители Model S и X полагаются на сеть зарядных станций Superchargers, а пассажиры SpaceX однажды могут быть зависимы от заправочных станций по всей Солнечной системе.

Космический полет

Лететь все равно придется долго.

«Если у вас будут четыре этих элемента, вы можете отправиться куда угодно в Солнечной системе, прыгая с планеты на луну, — говорит Маск. — Создав заправочный склад на поясе астероидов или на одном из спутников Юпитера, можно без проблем добраться от Марса до Юпитера».

Затем Маск показал слайды гастролей межпланетного космического аппарата по Солнечной системе. Было видно, как судно проходит сквозь кольца Сатурна, показывается на фоне Большого Красного Пятна, а еще несколько аппаратов стоит на обледенелых поверхностях Энцелада и Европы. «Такая система поистине предоставляет свободу передвижения по Солнечной системе», говорит Маск.

Впереди нас ждет много интересного: теперь, когда мы знаем о плане SpaceX, нам остается лишь понемногу наблюдать за его реализацией. И это будет невероятное приключение.

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны или