Hyperloop: идея « скоростной трубы» Элона Маска медленно воплощается в жизнь

15 696 просмотров
Об авторе

Hyperloop

Компании и студенты ищут способы перемещать людей между городами, запуская их по гигантским трубам. Звучит странно? Возможно. Но все не так плохо. Потому что предложил эту идею один из самых известных и талантливых предпринимателей нашего времени, Элон Маск, тот самый, который первым посадил ракету (вернувшуюся из космоса) на твердую почву целой и невредимой; создатель SpaceX и Tesla. Будущее сверхбыстрого перемещения по трубам решается в этой комнате на третьем этаже центра Эджертон при Массачусетском технологическом институте, в которой группа аспирантов сидит за компьютерами.

Они проводят расчеты и моделирование, проектируя левитационную капсулу, которая будет перевозить людей на скорости сотен километров в час. Крис Мериан, главный инженер, держит в руке модель их концепции, которая заняла первое место в начальном раунде новаторского глобального конкурса.

Теперь студентам MIT нужно ее построить. Они планируют начать в следующем месяце. Этим летом они испытают свой магнитный, похожий на бобслейные сани прототип в финале конкурса Hyperloop Pod Competition, организованном SpaceX — ракетостроительной компанией Элона Маска, которая поощряет команды сделать капсулу.

Хорошие новости: люди не будут принимать участие в испытаниях.

То, что сначала казалось высосанной из пальца идеей Маска — того самого визионера, который мечтает колонизировать Марс, — обрело почву за два с половиной года с того момента, как он предложил этот «пятый способ транспортировки». Тогда у него была мечта: сделать возможным путешествие из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско за полчаса.

Hyperloop

«Я начинаю подозревать, что это действительно произойдет… Очевидно, люди и мир хотят чего-то нового», — заявил Маск в конце января на уик-энде конкурса, проводившемся в Texas A&M University. Он сказал студентам: «Работа, которую вы, ребята, делаете, взорвет умы людей».

«Мы на самом деле строим ее», — говорит Роб Ллойд, генеральный директор Hyperloop Technologies, одной из по меньшей мере двух компаний, которые планируют создать собственные версии трубчатых путешествий. К концу года он планирует создать полномасштабный демонстрационный участок длиной в 3 километра близ Лас-Вегаса.

«Это жизнеспособная система», — отмечает Джон Майо, руководитель проектов массачусетской команды Hyperloop, хотя и признает, что изначально был настроен скептично. Он ожидает, что некоторого рода «хайперлуп» — для грузов или пассажиров — однажды да появится. И считает, что инженерам вполне по силам выяснить, как заставить его работать. Реальная проблема, однако, заключается в стоимости: можно ли построить трубу достаточно дешево и получить одобрение правительства?

Зачем нужен Hyperloop?

«Я застрял в лос-анджелесской пробке. Опаздывал на час и подумал: мужик, должен быть способ разобраться с этим», говорил Маск на неожиданном появлении на неделе дизайна Hyperloop. Студенты, которые сначала отпускали твиты с хэштегом #whereisElon, приветствовали 44-летнего предпринимателя как рок-звезду.

Маск, не мальчик, но муж, миллиардер в черном кожаном пиджаке, рассказал им, что случайно упомянул эту идею в беседе, но потом почувствовал обязанность снабдить ее деталями. Поэтому в августе 2013 года его 58-страничный белый труд был опубликован на сайте SpaceX. Он говорит, что не ожидал, что идея разлетится вирусом.

Но она разлетелась. Он предложил нечто неслыханное: систему на солнечных батареях, которая доставляет капсулы («стручки») с пассажирами на чем-то вроде воздушной подушки по трубам на скорости звука. Он описал Hyperloop как «помесь Concorde, рельсопушки и стола для воздушного хоккея» и сказал, что система может стать «пятым видом» транспорта — после самолетов, поездов, кораблей и автомобилей.

Маск сказал, предложенный Калифорнии высокоскоростной поезд, спроектированный разгоняться до 220 миль в час и добираться из Сан-Франциско до Лос-Анджелеса за два с половиной часа, был слишком медленным. Его альтернатива может совершать 640-километровое путешествие за полчаса. По оценкам Маска, стоимость альтернативы варьируется между 6 и 10 миллиардами долларов — мелочь, по сравнению с высокоскоростным поездом за 60 миллиардов долларов.

Hyperloop

«Вы могли бы жить в одном городе и работать в другом… это дает людям больше свободы», рассказал Маск студентам. Остальные с ним согласились, и через год уже минимум две компании решили воплотить видение Маска в реальность.

«Определение города меняется», говорит Ллойд, бывший исполнительный директор Cisco, ныне возглавляющий Hyperloop Technologies, и путешествие по трубе со скорость звука могло бы сократить время, необходимое, чтобы добраться до работы. Калифорнийский стартап привлек именитые таланты, включая Брогана Бамброгана, бывшего инженера SpaceX; Джима Мессину, руководителя кампании по переизбранию Барака Обамы в 2012 году; Дэвида Сакса, который раньше работал с Маском в PayPal, и Шервина Пишевара, инвестора Uber, который натолкнул Маска на мысль вынести на суд общественности идею Hyperloop.

«Мы определенно зашли дальше остальных», говорит Ллойд о гонке коммерческого воплощения гонок в трубе. В Apex Industrial Park в Неваде его компания начала строительство двигателя открытого воздуха и этой весной начнет строительство дорожки и испытания системы.

«Когда люди посещают нас здесь, они говорит: ох, епте, началось, — говорит Ллойд. К концу года, после проведения полномасштабной демонстрации, его компания планирует выбрать три лучших проекта и начать их строительство в 2017 или 2018 году. — Интерес есть по всему миру». Особенно Ллойд отмечает интерес Европы и России. В портах, например, есть огромный потенциал для краткосрочной реализации перемещения крупных контейнеров.

Другой предприниматель, Дирк Альборн, в прошлом году заявил, что Hyperloop Transportation Technologies начнет строить пятимильный испытательный участок в этом году в Калифорнии вдоль магистрали Interstate-5. HTT — это сеть экспертов, которые работают в университетах и компаниях вроде Boeing и SpaceX, а в свободное время работают над проектом в обмен на будущую прибыль.

Его версия использует магниты и пропеллеры, чтобы толкать аэродинамические алюминиевые капсулы через трубы под давлением. Стальные трубы покрыты солнечными панелями и оснащены батареями, чтобы накапливать энергию и использовать ее затем ночью или в облачную погоду.

Альборн говорит, что Hyperloop дешевле поезда, поскольку его опоры выстраиваются параллельно существующим магистралям, и отпадает необходимость в железнодорожных путях и покупке дополнительной земли. Также эта система может работать независимо от погодных условий или стихийных бедствий.

Конечно, есть много скептиков, которые ставят под сомнение достоинства Hyperloop: смогут ли опоры противостоять землетрясениям? Смогут ли солнечные панели вырабатывать достаточно энергии? Смогут ли пассажиры справиться с тошнотой, когда капсулы будут резко трогаться, тормозить, поворачиваться или подлетать?

Вызов SpaceX

Маск говорит, что он пока не поощряет отдельную компанию и не строит собственную систему Hyperloop, но хочет продвигать идею. Поэтому прошлым летом SpaceX присоединилась к общему потоку желающих и пообещала построить испытательный участок длиной в полтора километра рядом со своей штаб-квартирой в Хоторне, Калифорния.

Студенты всего мира участвуют в этом грандиозном мероприятии. На дизайн-уик-энде побывало более 1000 студентов. Они представили более 120 команд из 20 стран, включая Индию, США, Китай, Южную Африку и Германию.

«Один из плюсов такого соревнования в том, что все в чем-то выигрывают, поскольку все участвующие творят будущее», — рассказал один из участников собрания.

Группы студентов продемонстрировали различные способы заставить свои капсулы парить. Некоторые использовали воздушные подшипники, позволяющие шайбам скользить по столу воздушного хоккея, другие использовали магниты. Маск предпочел последний вариант.

«Это как магнитик на холодильнике. Висит бесконечно, — говорит Майо, отмечая, что магниты на дне капсулы его команды смотрят в направлении алюминиевой дорожки. — Чем выше скорость, тем лучше работает». Капсула левитирует с меньшим сопротивлением при больших скоростях. Чтобы оторваться, говорит он, капсула должна двигаться на скорости минимум 40 км/ч и разгоняться до 400 км/ч на однокилометровом испытательном треке SpaceX. Учитывая короткую дорожку, капсула обладает «отказоустойчивой» гидравлической тормозной системой.

Майо говорит, что был немного удивлен, что команда MIT победила, поскольку сосредоточил свое внимание почти исключительно на инженерных моментах — не на внешнем виде. Его виртуальная конструкция даже не включала посадочных мест, хотя в конечном варианте они, безусловно, будут.

Другие команды, которые были высоко оценены SpaceX, в порядке убывания, представляли Технологический университет Делфта в Нидерландах, Университет Висконсина, Virginia Tech и Калифорнийский университет в Ирвине. Еще 25 команд будут состязаться этим летом на финальном испытательном участке, хотя SpaceX пока не назначила дату.

«Знания, полученные здесь, будут открыты для всех», утверждает SpaceX на своем сайте. Маск сообщил студентам, что ожидает больше соревнований Hyperloop в будущем.

Студенты MIT, как и другие команды, привлекают инвесторов и собирают пожертвования, на которые смогут построить свою капсулу и испытательный участок. Они планируют привлечь порядка 100 000 долларов, чтобы удовлетворить свои нужды.

«Никто из нас не ожидал, что будет работать над этим, — говорит Майо, планирующий работать в Лаборатории реактивного движения NASA по окончании аспирантуры весной. — Это отличная возможность узнать и, возможно, изменить будущее транспорта».

Hyperloop: идея « скоростной трубы» Элона Маска медленно воплощается в жизнь

Приложение
Hi-News.ru

Новости высоких технологий в приложении для iOS и Android.

69 комментариев

  1. marakovlab

    Ну вот опять упомянули Россию. Хотелось бы больше подробностей. (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

    • Froren

      Ты думаешь в стране, где не могут построить обычные дороги, построят хай тек дорогую систему типа гиперлуп? Хорошо быть наивным :)

      • marakovlab

        Построить может и не построят, но уже не первый раз упоминают о заинтересованности. Хотелось бы знать кто и зачем) (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

        • Earl

          Если строительство и вправду будет дешевле жд магистралей в 6-10 раз, то не так уж и удивителен интерес.

        • Zain&Pati

          Насколько мне известно, большой интерес исходит от группы Сумма, которая контролирует порт(ы). Еще слышал о частных инвесторах (Российских), который вложились в проект.. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

      • sadkov24

        для страны с такой территорией это выгодно.Так что да

        • Froren

          А все эти сто лет построить нормальные дороги не выгодно было? :) Тупость удивляет

          • botancik

            froren - посмотри цены на квадрат . и эта тупость тебя удивит.... (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

          • Sam777

            Вы провокатор. России спокойно не дают развиваться Ваши западные друзья эти 100 лет. Постоянно мобилизационная экономика и гонка вооружений - до нормального ли развития?
            И Вы это прекрасно знаете, а вопросы такие задаёте с целью провокации срача в комментах. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

            • mannannlegur

              "России не дают развиваться"..
              Ну-ну, весь мир ополчился против нас, белых и пушистых, вбухивают просто миллиарды только с одной целью - помешать развиваться России. Если тот человек - провокатор, то вы - жертва пропаганды. Америка, как ни странно, прямой участник той самой гонки вооружений. Но есть одно "но": Америка успевает и развиваться, и "мешать" России делать то же самое. Невольно приходит мысль на ум: "А не Россия ли сама себе мешает?" (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

              • simles

                Вы как будто в вакууме живете))
                Никто в мире никогда не получал карт-бланш на развитие, каждый выгрызал его изо всех сил.
                А Россия в начале 20го века действительно лидировала в строительстве железных дорог как по километражу, так и по новациям.
                А кто раньше мешал развиваться Китаю?
                Кто мешает теперь нормально жить Европе?
                Кто мешает США развивать Лунную программу?
                Что ? Неужели все лузеры вокруг по-вашему?

            • Froren

              Ну так перестаньте быть агрессором и интегрируйтесь в цивилизованное общество. Кто мешает? Ах да, крымнаш мешает

  2. neznayer

    >> Когда люди посещают нас здесь, они говорит: ох, епте, началось
    >> епте
    ох, епте, взоржал аки конь)

    • neznayer

      наймите уже радактора епте

      • LovetsVetra

        Использование просторечных слов в прямой речи допустимо. Другое дело — сама эта приведённая цитата Ллойда какая-то пустая и не понятно для чего нужна в тексте статьи.

  3. mr Vanya

    Народ тащится по пробкам в машинах потому, что дёшево.
    Маск - американский Мавроди. Гений по развешиванию лапши, куёт персональное богатство вгоняя всех других в долги.
    За 20 долгих лет карьеры ни одного собственного самоокупаемого проекта.

    The PayPal Wars, PayPal Mafia

  4. cijic

    С каких пор идея скоростной трубы - это идея Илона? (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

    • realsomebody

      Понятно, что самой идее наверняка много лет. Просто Маск немного приблизил её к реальности.

  5. SpectreForce

    У нас если через 20 лет построят, будет заебись. 600 км за полчаса - это реально круто! А если ещё и дёшево...

  6. storm X

    как я рад, что идею не забросили...пусть хоть через 10 лет у на постророят, пусть постоят, даже ради того, чтоб отмыть денег - но лишь бы построили

  7. bartviktor

    Впервые, я прочитал об идее Гиперлуп далёком 1986 году в журнале Техника Молодежи. Один молодой советский учёный предложил такую идею. Это был Элон Маск???!!! (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

    • SpectreForce

      Дай-ка ссылочку на статью, думаю, не одному мне будет интересно её почитать.

    • Froren

      Ага, я уже читал такие комментарии сказочников, у них все новые технологии уже были описаны в этой технике. Сказочные сказочники

    • Sam777

      Я кстати, Вас поддержу. Тоже в школьном возрасте читал этот журнал и что-то такое помню, но без конкретики конечно, искать лень сейчас ради спора.
      А для поклонников Маска (я его кстати уважаю, но не обожествляю как некоторые) - смотрите заставку Футурамы, там эти трубы по всему городу :) (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  8. Beeplan

    Ну, что сказать... Кто раньше собрался ДЕЛАТЬ – того и идея. (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

    • Sam777

      Более того, идея это не объект интеллектуальной собственности. Можно оформить патент на изобретение (есть конкретные формальные требования), прототип (полезную модель) и ещё много чего, но не идею.
      Так что Вы правы - если они первые разработают хотя бы опытный образец, то могут защититься патентами. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  9. matva

    Для того, чтобы данный проект жил одной трубы мало. Всё приемлемо будет пока длинна трубы будет маленькой и всё/всю её можно будет видеть/контролировать с одного места. Но как только она перейдёт определенный порог, то контроль будет утрачиваться. Для её поддержки надо иметь роботизированые системы контроля. Причём, как по мне, без вмешательства человеческого фактора. Ведь для поддержки 3-5 км надо одно количество людей, а для 100-500 км совсем другое. И если для тестового участка людей специально отбирали, обучали, то для рабочей трассы так не отберёшь и не обучишь... А с каждым новым человеком возрастает шанс, что в дело будет включаться человеческий фактор, причём в геометрической прогрессии... (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

  10. Khius

    дело труба (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  11. realsomebody

    Даже если построят "просто" дорогу для маглева с хорошей скоростью, будет здорово. Но цена постройки будет гигантской. Путешествие в вакуумной трубе - попытка перескочить через технологическую ступеньку, мне кажется.

    • Sam777

      Как я понимаю, стоимость гиперлупа наоборот дешевле. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

      • St_Sinner

        Дешевле, но вот как мне кажется, мало смысла в ней на коротких дистанциях.
        Вакуум предполагает, что должен быть какой то процесс шлюзования капсулы. Что бы избегать избыточного попадания атмосферы в трубу. А это, в свою очередь, занимает время. Ну и вероятно какие то энергозатраты. То есть на коротких дистанциях такая система себя не оправдывает, так как не получится наставить кучу станций (как у нас принято) вдоль ветки. А следовательно все те люди, которые пользуются электричками для того, что бы приехать в какую нить деревеньку, ну или скажем с 45-го км носовихи доехать до ст. Новогиреево (а это занимает как раз 45 минут), все так же продолжат пользоваться электричками и поездами ближнего следования. Хотя конечно в России имеются расстояния (перегоны), на которых нет промежуточных мелких станций. И вот тут да, действительно полезное строительство получится. Но говорится то только о стройке Питер - Москва. И да, именно говорится, а не разрабатывается и проводится какое либо подготовительное действо.

        А вот если бы скажем разработали маршрут Хабаровск - Москва, было бы просто грандиозно, потому как сейчас это

        8534 км, покрываемые за 6 суток сменятся 24 часами! Но только если это будет маршрут из А в Б, без промежуточных остановок

        • LovetsVetra

          Такой транспорт будет хорош только внутри больших агломераций, где большие потоки людей.

          А такой длинный маршрут, как Хабаровск — Москва не окупиться, даже будь население азиатской части страны в 10 раз больше.

          • simles

            такие проекты скорее всего будут рентабельны как транснациональные...
            как уже было в истории, введение новых технологий в жизнь меняет политические системы, границы, менталитети т.д.

  12. botancik

    патент на вакумную трубу..... (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

  13. simles

    скажу крамольную мысль..
    возможно такие проекты будут в будущем более экологичны - без удаления почвы на несколько десятков метров вдоль трассы, без кюветов , системы водоотводов ...
    но это когда такой способ транспортировки станет исключительным))

  14. the12live

    Элья

  15. vladimirvlasov

    На первый взгляд идея интересная! Но есть вопросы! Какой диаметр трубы должен быть? Если туда должен входить евро контейнер, то диаметр должен быть около 5 метров! Какой перепад давлений должен получится? Думаю разница будет почти в сто раз. Значит давление на поверхность составит примерно сто килограмм на сантиметр квадратный! Какая толщина металла нужна чтобы выдержать такое давление? Даже если применить рёбра жёсткости толщина стенки металлической трубы составит от 10 мм. Квадратный метр такой трубы весит 78 кг! Один метр трубы диаметром 5 метров весит 1230 кг! Километр такой трубы весит минимум 1224.6 тн (один миллион двести двадцать четыре тысячи килограмм металла!!!! . Чтобы выкачать воздух из такой километровой трубы до необходимого давления нужны мощнейшие вакуумные насосы. Их ещё надо разработать. Потребность в электроэнергии на достижение вакуума составят десятки миллионов кВт!!! Металлическая труба при изменении температуры окружающей среды и от действия нагрева от солнечного излучения будет менять диаметр и длину (температурное расширение и удлинение). При таких весах трубы и изменениях длины необходимо делать мощнейшие фундаменты, конструкцию трубы для того чтобы не было прогиба необходимо сделать очень прочную. Вообщем, надо решить много технических вопросов!!!
    Но есть простая технология , есть патент, управление обтеканием пограничного слоя. При минимальных затратах сопротивление аэродинамическое равно нулю! Почему никто не обращает внимание на эту реальную технологию. Неужели все такие бестолковые?

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.