10 самых странных сооружений современного мира

16 Декабря 2013 в 20:00, Илья Хель 5 886 просмотров 4

Колосс Родосский

Что было общего у семи чудес света в древности? Большинство из этих сооружений вошли в «шорт-лист», благодаря своим масштабам, которые вызывали трепет у путешественников и ученых. К примеру, Колосс Родосский возвышался на 33,5 метра над Средиземным морем, пока землетрясение не поставило бронзового гиганта на колени. Самая крупная из трех пирамид Гизы — пирамида Хеопса — четыре тысячи лет была самым высоким строением мира.

Современные инженеры продолжают поднимать ставки, когда дело доходит до строительства чего-то большого. Мы даже писали недавно о том, насколько вообще высокий можно построить небоскреб, и выяснили, что ого-го. Достаточно взглянуть на плотину Three Gorges, монструозную гидроэлектростанцию, которая стоит на реке Янцзы в Китае, или на Бурдж-Халифа, самый высокий небоскреб в мире, венчающий собой Дубаи.

Другие пытаются просто шокировать публику. Дизайнеры-авангардисты и архитекторы создают сюрреалистические структуры, которые не вызывают ничего, кроме странного чувства легкого безумства. Конечные продукты не производят впечатление гигантских, но потрясающие воображение изгибы, бросающие вызов силе гравитации, также вызывают возгласы «воу-воу-воу».

Совместно с дочерним ресурсом Discovery мы подобрали десять чудес современной архитектуры и инженерских воплощений для вас. Начнем с башни, которая стала прапраправнуком Пизанской башни.

Capital Gate

Capital Gate

Большинство инженеров не хочет, чтобы их небоскребы наклонялись. Напротив, здание, которое начинает изгибаться сразу после сооружения, практически всегда указывает на косяки в проекте. Пизанская башня, к примеру, была построена на слабой нестабильной почве, в результате чего накренилась на одну сторону. Угол наклона составляет четыре градуса по отношению к центру.

Скажите «привет» сумасшедшим инженерам, которые решили построить такие же кривые здания. Вот, к примеру, Capital Gate, 35-этажный небоскреб, расположенный на острове города Абу-Даби, ОАЭ. В соответствии с проектом, структура наклоняется на 18 градусов — что больше чем в четыре раза «пизанского» наклона. Чтобы воплотить свой замысел, инженеры вбили 490 свай длиной 30 метров в почву и построили крепкий фундамент из плотной сетки арматурной стали. Потом возвели «предварительно изогнутое ядро» — железобетонный позвоночник с признаками сколиоза. Ну а поскольку ядро кривое, все здание кривое тоже. Работникам приходилось обрезать ромбовидные панели, потому что каждая из них находилась под уникальным углом.

В 2010 году Книга рекордов Гиннесса обозначила Capital Gate как «Farthest Man-made Leaning Building», что можно перевести дословно как «самую падающую башню, созданную руками человека». Единственное но: в отличие от Пизанской башни, это строение обладает полезной площадью, на которой разместились эксклюзивные офисы и пятизвездочный отель Hyatt.

Туннель Лаэрдаля

Туннель Лаэрдаля

Чтобы соединить норвежские города Лаэрдаль и Аурланд дорогой, инженерам пришлось решить небольшую проблемку: горы Хорнснипа и Йеронноси. Вместо того, чтобы пытаться обойти горы, инженеры решили пробурить их насквозь. В результате появился Лаэрдальский туннель (Laerdal Tunnel), который проходит через твердую гнейсовую скалу на протяжении 24 километров и заслуженно носит титул самого длинного дорожного туннеля в мире.

Пробурить такую структуру — не самая большая проблема. Дизайнеры также должны были убедиться, что автомобилисты смогут совершить такой длинный подземный переезд, не подвергаясь «дорожному гипнозу». Для решения этой проблемы норвежская администрация общественных дорог взяла в команду психологов, которые должны были максимально оживить дорогу. Рекомендовалось включить синие огни и аккуратные кривые, чтобы занять водителей. Также было решено, что туннель будет разделен на четыре секции, которые помогли бы разбавить монотонность. Двадцать четыре километра под сводом скалы по прямой это вам не хухры-мухры, тут и «залипнуть» можно, извините уж за просторечие.

Автомобилисты, въезжающие в Лаэрдальский туннель, сегодня могут и не замечать этих усовершенствований дизайна, но они безусловно ценят их, когда благополучно выезжают по ту сторону после 20-минутной поездки по центру горы.

Die Gläserne Manufaktur

Стеклянный завод

Когда большинство людей думают о заводе, им представляется огромный ящик, увешанный дымовыми трубами. В 2001 году Volkswagen пересмотрел концепцию автомобилестроения и построил Die Gläserne Manufaktur — «фабрику из стекла» — чтобы строить роскошный седан Phaeton. Здание располагается прямо в центре немецкого Дрездена, бросая вызов градостроителям, которые сказали, что производство не может существовать бок о бок с городской культурой и жизнью.

С другой стороны, «стеклянная фабрика» не такой уж и обычный производственный цех. Вы не найдете ни дымовых труб, ни эпохального шума, ни токсичных отходов. Стены фабрики содержат 26 942 квадратных метра стекла, а значит люди могут наблюдать, что же там происходит внутри. Вне всяких сомнений, они пускают слюнки, глядя на этажи из канадского клена, или задаются вопросом, почему переднее лобби выглядит как оперный театр. Но когда мельком замечаешь разные части Phaeton, конвейерные ленты и ожидающих сборку роботов вместе с 227 рабочими, сомнений в том, что это автомобильный завод, не остается.

Возможно, так будут выглядеть все фабрики будущего.

Парковка Центральной библиотеки Канзас-Сити

Библиотека Канзас-Сити

Если бы вы попытались прочитать «Убить пересмешника» на книжной полке за Центральной библиотекой Канзас-Сити, вы бы одновременно разочаровались и остались бы в восторге. Во-первых, корешок книги составляет в размерах 7,6 метра на 2,7 метра. Во-вторых, за негабаритным корешком не прячется настоящая книга. Вместе с 21 другими «шедеврами литературы» он образует фальшивое укрытие гаражу библиотеки. Дизайнеры здания решили не прятать гараж за основным зданием, да и обычная бетонная коробка им тоже не подошла. Парковка заработала в 2004 году.

Команда проекта также внимательно учла мнение общественности. Жители Канзас-Сити предложили, какие книги оставить на главной книжной полке, поэтому библиотекари сузили список до 22 произведений художественной и научной литературы и поэзии, включая двухтомник истории Канзас-Сити. Наряду с шедевром Харпер Ли, вы найдете «Уловку-22» Джозефа Хеллера, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредберри, «Безмолвную весну» Рэйчел Карсон, «Человека-невидимку» Ральфа Эллисона, «Повесть о двух городах» Чарльза Диккенса и «Паутину Шарлотты» Э. Б. Уайта. Теперь все они гиганты литературы натурально.

Гигантский телескоп Zenith

Телескоп Зенит

Оптические телескопы, которые должны перевернуть наш взгляд на звезды, туманности и экзопланеты, требуют такой же инженерской сноровки, что и дамбы, туннели и мосты. К примеру, основное зеркало телескопа Subaru, который находится на плато Мауна-Кеа на Гавайях, в диаметре 8,2 метра, а весит более 25 тонн. Структура, которая поддерживает оптику и окружающую ее систему обойдет любое конкурентное здание по сложности.

Одной из самых больших проблем с традиционными телескопами является доставка зеркала на вершину горы без повреждений. После этого, астрономы должны постоянно настраивать систему с учетом деформации, вызванной силой тяжести, влажностью и другими условиями окружающей среды. Жидкозеркальные телескопы, как Large Zenith Telescope в Университете Британской Колумбии, решают эту проблему. LZT использует жидкую ртуть в основном зеркале, поскольку ее можно вылить на месте и поддерживать идеальную параболическую форму по мере того, как телескоп вращается с постоянной скоростью. Такой телескоп отражает 75 % входящего света звезд и стоит раз в пять дешевле оптического телескопа.

На сегодняшний день LZT держит рекорд как крупнейший ртутный телескоп мира, но Индия, Бельгия и Канада объединились, чтобы создать еще большую модель — Международный жидкозеркальный телескоп, который будет действовать на пике Девасталь в северной Индии.

Palm Jumeirah

Palm Jumeirah

За последние десять лет город Дубай пережил феноменальный рост, сосредоточившись по большей части на 60 километров от побережья, граничащего с Персидским заливом. К сожалению, все высотные квартиры, небоскребы и отели стоят плечом к плечу на берегу, не оставляя места для развития. Чтобы решить эту маленькую проблему, Nakheel Properties, поддерживаемая правительством компания, решила продлить береговую линию Дубая с помощью трех искусственных массивов суши под названием Palm Islands (острова пальмы).

Как бы вы реализовали такой подвиг? Насыпали бы тонны песка и камня, пока не образовался бы искусственный остров в океане? Работники притащили более 3 миллиардов кубометров песка, чтобы создать Palm Jumeirah, первый из трех островов. Но они не просто ссыпали материал в курган. Они создали архипелаг в форме пальмы со стволом в 2 километра и короной из 16 листьев, окруженных полумесяцем. Данные GPS помогли им понять, что структура сохраняла свою симметрию в течение всего периода строительства.

В 2013 году Palm Jumeirah остается крупнейшим искусственным островом в мире — по крайней мере, пока его компаньоны еще не выросли из моря. По завершению строительства Palm Deira будет еще больше, отвоевав у Персидского залива около 47 квадратных километров.

Мельбурнский прямоугольный стадион (AAMI Park)

AAIM Park

Название говорит о том, что перед нами совершенно скучная структура. Что может быть интересного в прямоугольном стадионе? Однако если вы взглянете с высоты птичьего полета на AAMI Park, как его называют в Австралии, вы поймете, почему проект был обозначен как «новое поколение спортивных стадионов». Основная отличительная черта — это крыша, которая черпает вдохновение из геодезических куполов американского инженера Р. Бакминстера Фуллера. Чтобы построить геодезическую систему, вы собираете воедино многоугольники, образующие сферу. В результате структура становится прочной, однако задействует куда меньше материалов, чем традиционные строительные методы.

Крыша AAMI Park содержит несколько геодезических куполов, упакованных вместе, как мыльный пузырь со сложной поверхностью. При этом стадион использует на 50 % меньше стали, чем обычная консольная конструкция. Он также содержит значительное количество переработанного строительного материала, собирает дождевую воду с крыши и минимизирует потребление энергии. На открытии в мае 2010 года стадион собрал ряд наград в сфере архитектурных инноваций, инженерии и экологии. Но экологи особенно не радовались — все-таки 30 000 зрителей могут сильно шуметь.

Глобус Эрикссона

Глобус Эрикссона

Глобус Эрикссона (Ericsson Globe), спортивная арена в Стокгольме, также собрал ряд наград. Будучи 110 метров в диаметре, 85 метров в высоту и 600 000 кубометров в объеме, он представляет собой крупнейшую в мире сферическую структуру. И что самое удивительное, на его постройку ушло не так уж много времени. Рабочие начали рыть землю 10 сентября 1986 года, а здание открылось 19 февраля 1989 года. Весь процесс строительства занял всего 2,5 года.

Размер глобуса Эрикссона делает его идеальным не только для хоккея и развлечений. Он также играет важную роль в крупнейшей в мире образовательной модели. Да, вы не ослышались. Отдел астрономии в Стокгольмском университете решил изобразить правильную шкалу нашей планетарной системы с помощью структур, разбросанных по шведской деревне. Глобус служит аналогом Солнца, устанавливая шкалу модели, которая должна быть в пропорции 1:20000000. Все внутренние планеты находятся в пределах городской черты Стокгольма, однако внешние уходят далеко на север. К примеру, Нептун находится в Содерхэмне, на 246 километров от Глобуса, а Плутон находится в Делсбо, вообще за 300 километров. В каждой модели есть приемное учреждение, поэтому туристы могут путешествовать на планеты, не теряясь в пространстве.

Штаб-квартира центрального телевидения Китая

CCTV

На первый взгляд, штаб-квартира Китайского центрального телевидения (CCTV) выглядит чем-то из разряда живописи Эшера. Но это далеко не фантастическое изображение бесконечных лестниц и петель. Здание открылось в 2012 году, спустя 10 лет проектирования, разработки и почти случившейся катастрофы. Пожар в соседствующем с CCTV здании едва не свел проект с рельсов. Сегодня занимательную структуру можно увидеть из любого места Пекина.

Rolling Bridge

Rolling Bridge

Как мы уже отметили, строить побольше — не единственный способ инженеров произвести впечатление. Rolling Bridge, позволяющий пешеходам ходить по лондонскому каналу Grand Union, всего 11,8 метра в длину. Но его инновационный дизайн более чем восполняет его небольшие размеры. Мост состоит из восьми разделов скрепленных вместе древесины и стали и будучи полностью вытянутым лежит ровно. Затем, под действием гидравлических поршней, секции могут вытянуться и свернуться сами в себя. Пока лодки спокойно проходят через канал, мост находится на берегу как небольшая скульптура.

Rolling Bridge является детищем Томаса Хезервика, который разработал и другие архитектурные нелепости. Например, гигантский котел, который горел на церемонии открытия Олимпийских игр 2012 года в Лондоне и скульптуру звездообразования. В 2008 году Манчестер попросил Хезервика снести «B of the Bang». Но вот Rolling Bridge всем полюбился. И даже получил награду в 2005 году.

10 самых странных сооружений современного мира

Приложение
Hi-News.ru

Новости высоких технологий в приложении для iOS и Android.

4 комментария

  1. ilya.kachalkin99

    Был в Норвегии. Тоннели там повсюду. Полчаса по этому тоннелю едешь. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

  2. oldmeln1k

    Воль на выдумки хитра. (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

  3. klomaran

    Русская баня круче (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

  4. KYW

    "...железобетонный позвоночник с признаками сколиоза"

    *выпрямил спину*

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.