Самый опасный аэропорт в мире: что с ним было не так и почему его закрыли 30 лет назад

Рамис Ганиев

Когда-то сердце Гонконга билось в такт ревущим двигателям самолетов, садившихся рядом с городскими застройками: это был аэропорт Кайтак. С 1925 года и до конца 20 века он служил главными воздушными воротами города, став легендой не только благодаря своей загруженности, но и из-за репутации одного из самых опасных аэропортов в мире. Здесь пилотам приходилось выполнять маневр, больше похожий на трюк каскадеров, чем на обычную посадку — с резким поворотом над крышами домов, после чего лайнер буквально «нырял» на узкую взлетно-посадочную полосу, уходящую в море.

Самый опасный аэропорт в мире: что с ним было не так и почему его закрыли 30 лет назад. Чтобы сесть на взлетно-посадочную полосу Кайтака, пилотам приходилось проявить все свое мастерство. Источник фотографии: artofit.org. Фото.

Чтобы сесть на взлетно-посадочную полосу Кайтака, пилотам приходилось проявить все свое мастерство. Источник фотографии: artofit.org

История аэропорта Кайтак в Гонконге

Аэропорт Кайтак появился почти случайно: в 1920-х два гонконгских бизнесмена планировали застроить участок земли на полуострове Коулун, но проект прогорел, и площадку решили использовать под аэродром.

История аэропорта Кайтак в Гонконге. На фотографии видно, насколько близко Кайтак расположен к жилым домам. Источник фотографии: skyscraperpage.com. Фото.

На фотографии видно, насколько близко Кайтак расположен к жилым домам. Источник фотографии: skyscraperpage.com

Сначала здесь базировались летные клубы и школа пилотов, позже британские военные, а к 1930-м годам Кайтак уже превратился в полноценный аэропорт. С тех пор он стал главными воротами Гонконга в мир, а его история тесно переплелась с историей города, который рос вокруг и в итоге вплотную «подобрался» к самой взлетно-посадочной полосе.

Почему аэропорт Кайтак считался самым опасным

Главная особенность Кайтака — легендарный заход на посадку на полосу 13. Из-за гор и плотной застройки прямой посадки быть не могло, поэтому пилоты резко поворачивали почти под 47 градусов. На высоте пары сотен метров самолет вдруг оказывался между жилыми многоэтажками, и пассажиры в иллюминаторах буквально видели людей у себя дома за ужином. Для пилотов это был не рейс, а проверка мастерства: тренажеры, специальные допуски и стальная выдержка были обязательны.

Почему аэропорт Кайтак считался самым опасным. Иногда самолеты пролетали прямо над головами горожан. Источник фотографии: archive.nytimes.com. Фото.

Иногда самолеты пролетали прямо над головами горожан. Источник фотографии: archive.nytimes.com

Но дело было не только в географии. Гонконг славится непредсказуемой погодой: тайфуны, резкие порывы ветра и опасный сдвиг воздушных потоков превращали каждый заход в серьезное испытание. Даже опытные экипажи иногда не справлялись:

В 1993 году Boeing 747 China Airlines при боковом ветре промахнулся с посадкой и оказался в бухте Виктория, благо без жертв. Раньше, в 1967-м, Caravelle Thai Airways в условиях тайфуна упал в воду — погибло 24 человека.

Подобные случаи закрепили за Кайтаком репутацию «самого опасного аэропорта мира», хотя на фоне гигантского пассажиропотока статистика аварий была относительно скромной.

Читайте также: 7 самых необычных аэропортов мира

Закрытие аэропорта Кайтак и переезд в Чхеклапкок

К середине 1990-х Кайтак работал на пределе: в 1996 году он обслужил почти 30 миллионов пассажиров и стал первым в мире по грузообороту. Но город продолжал расти, самолеты становились все больше, а ночью действовал режим тишины, потому что жилые дома находились буквально в сотнях метров от самолетных двигателей.

Закрытие аэропорта Кайтак и переезд в Чхеклапкок. Вы только представьте, какой шум производили эти самолеты! Источник фотографии: yaplakal.com. Фото.

Вы только представьте, какой шум производили эти самолеты! Источник фотографии: yaplakal.com

Вопрос о переносе стоял давно, и в 1998 году Гонконг получил новый современный аэропорт Чхеклапкок. В ночь на 6 июля в Кайтаке в последний раз погасли огни взлетно-посадочной полосы.

Закрытие аэропорта Кайтак и переезд в Чхеклапкок. Аэропорт Чхеклапкок. Источник фотографии: wikimedia.org. Фото.

Аэропорт Чхеклапкок. Источник фотографии: wikimedia.org

Обязательно подпишитесь на наш Telegram-канал. Там много чего интересного!

Что находится на месте аэропорта Кайтак сегодня

Сегодня на месте «самого опасного аэропорта мира» работает современный круизный терминал и строится огромный спортивный парк. От легенды остался «шахматный холм» — культовый ориентир, который бережно сохранили как память о золотой эпохе авиации Гонконга. А сотни видео с экстремальными посадками в Кайтаке продолжают собирать миллионы просмотров на YouTube, доказывая, что этот аэропорт по праву заслужил свой статус легенды.

Новости партнеров
iPhone Air — самый выгодный смартфон Apple в России. Он стоит даже дешевле, чем iPhone 17
iPhone Air — самый выгодный смартфон Apple в России. Он стоит даже дешевле, чем iPhone 17
Как подтвердить свой возраст на кассе через мессенджер MAX
Как подтвердить свой возраст на кассе через мессенджер MAX
Биткоин откатился до 120 тысяч долларов на фоне перегретого рынка криптовалют. Что происходит?
Биткоин откатился до 120 тысяч долларов на фоне перегретого рынка криптовалют. Что происходит?