Разработана многоразовая система запуска ракет, имеющая возвращаемые первую и вторую ступени

6 576 просмотров

Разработана многоразовая система запуска ракет, имеющая возвращаемые первую и вторую ступень

Запуск космических аппаратов — дело недешевое. Поэтому производителям вдвойне неприятно, когда их продукты являются, можно сказать, «одноразовыми изделиями» для вывода на орбиту или взлета. После этого аппараты сгорают в верхних слоях атмосферы, превращаются в космический мусор или падают на дно океана. Но разработки в сфере «многоразовых» продуктов тоже ведутся, и недавно австралийские ученые представили проект многоразовой системы запуска ракет с возвращаемыми первой и второй ступенями.

За разработку отвечают ученые из университета Квинсленда во главе с профессором Майклом Смартом. Их система получила название «Spartan» («Спартанец»), и она способна существенно снизить затраты на космические путешествия. Суть технологии проста: после взлета и отделения первой ступени вторая ступень, оборудованная выдвижными крыльями, выдвигает их. Прямоточный реактивный двигатель доставляет груз к границе верхних слоев атмосферы. После этого управление ускорением передается третьей ступени, а вторая, вслед за первой, производит контролируемый спуск и посадку на площадку космодрома, где можно произвести их дозаправку и повторный ввод в эксплуатацию. Таким образом, в ходе вывода груза на орбиту в негодность будет приходить лишь третья ступень.

Разработана многоразовая система запуска ракет, имеющая возвращаемые первую и вторую ступень

Иллюстрация этапов использования многоразовой системы запуска ракет

Стоит сказать, что на протяжении 2016 года профессор Смарт с коллегами, помимо разработки самой системы, собрали тестовую радиоуправляемую модель высотой в 2 метра. Модель несла на борту ступени с копиями реактивных двигателей, выполненных в миниатюре. Тестовые запуски этой модели прошли успешно и позволили разработать специализированное ПО для контроля за полетом и внести некоторые корректировки в существующий проект. Сейчас разработчики нацелены на создание уже полноразмерной системы Spartan и проведение более комплексных испытаний своей технологии.

Разработана многоразовая система запуска ракет, имеющая возвращаемые первую и вторую ступени

Приложение
Hi-News.ru

Новости высоких технологий в приложении для iOS и Android.

21 комментарий

  1. Joe

    Не знаете разницы между разработана и спроектирована? (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  2. Sergazy_N

    Это старая советская концепция. Вот ее продолжение: http://www.objectiv-x.ru/kosmicheskie-korabli-buduschego/sistema-bajkal.html (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  3. mr Vanya

    "... собрали тестовую радиоуправляемую модель высотой в 2 метра."
    Как-то по пионерски.

  4. iKrass

    А разве Маск не это же успешно протестировал? (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • mr Vanya

      Нет. У него без крылышек - экономичность не та.
      Ну и пока имплементация хромает - вторая ступень не сажаемая, а первая хоть и условно сажаемая, но до сих пор не взлетаемая

      • 4loveK

        У фалкона всего 2 ступени ))) основная первая ступень и вторая которая выводит груз и все . (отправлено из приложения Hi-News.ru)

        • 4loveK

          Тут же 3 ступени , да и как говорится простота залог успеха , слишком много лишних запчестей как говорилось ниже , про вторую тоже непонятно как сажать (отправлено из приложения Hi-News.ru)

        • mr Vanya

          Сначала надо сделать работающую модель, а потом уже делить шкуру.
          У Маска пока не выходит, не получается перезапустить даже первую ступень. Уже сколько лет бьётся, а воз ни с места.
          Второе - у "крыльев" прямоточный двигатель (не нужен окислитель) и больше возможностей по манёвру и приземлению. Не у всех стран есть безбрежный океан под боком с плавучими платформами.

          • 4loveK

            Нет окислитель нужен реактивный двигатель это допоснительное оборудованье что бы это чудо юдо смогло летать , а у маска все ок пока , естественно не все сразу но сколько ракет в начале ракетостроения взрывались , тут же обсолютно новая технология дороботают и будут летать , к тому же первую ступень которая уже летала должны были запустить повторно только взрыв отодвинул сроки (кому то не нравится конкуренция ) )) (отправлено из приложения Hi-News.ru)

            • mr Vanya

              Окислитель - воздух.
              Прямоточный воздушно-реактивный двигатель
              https://ru.wikipedia.org/wiki/Прямоточный_воздушно-реактивный_двигатель

              На данный момент у Маска нет ни одной ракеты пригодной для повторного использования
              https://twitter.com/elonmusk/status/731984739012251648

              П.С. Falcon Heavy так и не взлетел в Ноябре

              • 4loveK

                Воздушно-реактивный двигатель слишком слаб для того что бы поднять необходимый вес , воздушно-реактивный двигатель это дополнительная установка к основной ракетной ступени которая будет обычная только еще с дополнительным оборудованием , (акум , гидравлика , механизация , шасси, двигатель , и топливо ) это во первых
                Во вторых фалкон хэви тут причем ? у фалкон 9 грузоподъемность 3,300кг
                а у хэви 54тонны на низкоорбитальную орбиту , и 2,900кг с учетом отправки на Плутон
                И в третьх есть готовая ступень которая отработала 1 раз которая будет повторно использована это ступень от прошлого запуска crs-8
                https://nplus1.ru/news/2016/08/31/ses-launch

                Не надо подтасовывать факты под себя , это некрасиво .

                • 4loveK

                  Перепутала у фалкон-9 грузоподъемность 22тонны на низконапорную орбиту и 4тонны если на марс отправить .

                • mr Vanya

                  "... будет использована" У меня была ссылка на твитер самого Маска у вас на Николая Воронцова. И давайте дождёмся декабря 2017-го, а то окажется что зря тут копья ломаем.
                  В любом случае спор не об этом. Самолёты потенциально способны выводить ракету в космос и у такой технологии есть ряд преимуществ. На те же 90 миллионов что берёт Маск за запуск можно построить фигурально "три руслана" и связкой из них запускать ракеты и 20 и 50 и 100 раз с минимальными затратами на тестирование. Они даже садиться у вас будут сразу на космодром - заправляй и запускай.

                • mr Vanya

                  Да, по поводу двигателя - это прямо из этой стать цитата "Прямоточный реактивный двигатель доставляет груз к границе верхних слоев атмосферы. "

                  • 4loveK

                    Ты взял устаревшую информацию из мая и выложил ее тут , чего не взял новую , у меня информация же более новая
                    Да и вообще какой смысл говорить с лжецом , (отправлено из приложения Hi-News.ru)

                    • amd212

                      Мои пять копеек
                      1. Прямоточный реактивный двигатель использует забортный атмосферный кислород
                      2. У Муска нет ни одного факта успешного перезапуска своей первой ступени. Ходили правда слухи, что та которая взорвалась последней была как бы б.у. Но Муск этот слух решительно опроверг.
                      3. Самолётный разгон ракеты имеет право на жизнь. Хотя австралийцы в плане космоса ноль.

  5. cats.can.fly

    Сие чудовище мёртвым рождено!
    Серьезно? Тащить с собой крылья-шасси-гдравлику-приводы-для-элеронов-дополнительную-прочность-корпуса-для-самолетной-посадки?

    • mr Vanya

      Куда тащить?
      Первая ступень невысоко взлетает, сама садиться аккуратнейшим способом с помощью крыльев и готова к полёту уже через пару часов.
      Со второй ступенью детали не раскрыты. Запарки именно с ней будут. Всё что австралийцы придумали так это разделяемый спец самолёт, бустер - разгонщик. Можно бы его и монопланом сделать для жёсткости.

      • cats.can.fly

        А какая разница? "первая" ступень - это всего лишь ракета с полезной нагрузкой из остальных "ступеней" и потеря грузоподъемности будет точно так же ощущаться.
        Да и точек отказа на такой самолето-ракете гораздо больше.
        Если например Falcon просто алюминевая труба, то сие чудо должно быть достаточно структурно прочным что бы выдержать самолетную посадку, а это просто дофига лишнего веса.
        Мое мнение на счет таких вот реинкарнаций древнего байКала\зенита (ага, эта задумка древнее некуда) однозначно - конструкторов на мыло.
        Самая продвинутая схема посадки отработанных ступеней - вертикальная посадка на свои опоры. При таком подходе минимизируется мертвый вес и количество точек отказа.

        • mr Vanya

          Самолёты летают ежедневно тысячами тысяч - это дешёвая и обкатанная на сегодняшний день технология. Стоимость топлива - копейки 0.2% от стоимости запуска (сам Маск сказал). Повреждение при посадке просто исключаются. Универсальность - можно запускать и сажать в любой стране мира(!) в независимости от размеров территории и широты.

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.