#чтиво | 500 скучных дней полета на Марс

Илья Хель

Будущие астронавты, собирающиеся на Марс, встретятся с серьезными проблемами со сном, станут вялыми и будут иметь проблемы с психикой на протяжении долгой миссии. Наверняка, они были готовы на все, когда записывались в летное училище, но что они скажут сейчас своему уставшему сознанию?

Mars500

И это лишь один побочный эффект эксперимента Mars500, международного теста, который проводится совместными усилиями РАН и европейскими и китайскими космическими агентствами. Эксперимент заключается в том, чтобы симулировать 520-дневный полет на Марс для шести человек в течение 2010 и 2011 годов.

Целью Mars500 было выяснение того, как поведут себя космонавты физиологически и психологически в таких замкнутых условиях. За добровольцами установлена тщательная слежка, их кровь и моча проверяется ежедневно, а сон контролируется. Ученым крайне необходимо создать максимально приближенные к нормальным условия жизни для космонавтов.

«Мы сделали серьезный вывод: на самом деле существуют большие индивидуальные различия среди членов команды и в их реакции на изоляцию», — сообщил психолог Матиас Баснер из Университета пенсильванской школы медицины, помогавший в запуске эксперимента со сном. — «Четыре из них проявили как минимум по одному вопросу, которые могли бы подорвать или привести к серьезным неблагоприятным эффектам во время полета на Марс».

Подобные эксперименты в прошлом изучали психологию изолированных групп, например, экипажи, зимующие в Антарктиде, но Mars500 — это первая подробная симуляция обстоятельств, которые будут на пути к Марсу.

Двое из участников отлично справились с длительной изоляцией, а вот другие члены отреагировали по-разному. Большинство членов экипажа остались в 24-часовом режиме дня, а вот один выпал в 25-часовой день. «От отключился», — говорит Баснер, добавляя, что около 20% времени он был единственным членом экипажа, который бодрствовал или спал.

«Если у вас одни люди бодрствуют, а другие спят, это не сулит ничего хорошего для сплоченности коллектива», — сообщила исследователь биомедицины Лорен Б. Леветон (Lauren B. Leveton), изучающая поведенческое здоровье и производительность в космическом центре NASA Johnson и не вовлеченная в исследование. Она полагает, что такая група скорее всего будет разъединенной в настоящей экспедиции в космос.

Другое интересное наблюдение во время эксперимента показало, что все добровольцы спали больше, чем обычно. Баснер присовокупил это к тому факту, что на протяжении всей миссии им просто нечего было делать. У большинства людей в современном обществе постоянный недосып из-за того, что стиль жизни предполагает постоянную трудовую активность и потребление кофеина. Достаточное количество сна увеличило когнитивные показатели группы в целом.

Но есть и побочная сторона: члены экипажа часто скучали от однообразия. Слишком часто они играли в Guitar Hero. Добровольцы стали вести оседлый образ жизни, уменьшили активность и стали больше спать и отдыхать.

Но и здесь возникли различия между членами экипажа. Один из них стал меньше спать, что негативно сказалось на его умственных способностях. Другие начали испытывать проблемы с настроением и депрессией.

«Это замечательное исследование, в котором есть много полезных наблюдений», — говорит Леветон. Будущая работа поможет выяснить особенности факторов, влияющих на членов экипажа путем вариации различных условий, например, степени секретности или социального взаимодействия.

Другие же исследователи хотели бы выяснить, как марсианский день может повлиять на членов экипажа. Из-за того, что день на Марсе немного длиннее, чем один на Земле (24,65 часа), на поверхности планета астронавты могут столкнуться с проблемами в циркадном ритме. Побочные эффекты от исследования могут проявиться в куда худшей степени во время реальных испытаний, когда астронавтам придется жить марсианским днем. Так полагает невролог Стивен В. Локли (Steven W. Lockley) из Гарвардской медицинской школы, который также не вовлечен в исследования.

И хотя ничего серьезного между членами Mars500 не произошло, наблюдения демонстрируют основные проблемы, которые вполне могут возникнуть в условиях долгосрочного глубокого космического полета. Ученые должны определить основные маяки, которые могли бы предсказать проблемы со сном и настроением. Баснер надеется, что будущий выбор экипажа будет включать в себя модели, которые помогут выяснить, будут ли у кандидата проблемы.

Mars500

Например, можно задействовать простой способ синхронизации членов экипажа путем игры со светом. Сетчатка глаза обладает естественным пигментом под названием меланопсин, который чувствителен к световым волнам синего цвета и обеспечивает прямую передачу сигнала в гипоталамус, который, в свою очередь, является основным законодателем циркадного ритма в мозге. Увеличение синего цвета стимулирует активность, в то время как красный цвет склоняет ко сну.

В 2015 году МКС обновит свое суровое LED-освещение таким образом, чтобы космонавты могли скорректировать режим сна с помощью цветных огней. Управление освещением может быть особенно важным для будущих полетов на Марс, поскольку путем искусственного светодня можно будет «обмануть» мозг астронавта и предоставить ему возможность отлично работать в условиях удлиненного марсианского дня.

И в качестве финальной отметки, исследование 500-дневной изоляции поможет людям, которые не собираются в космос.

«Все это свидетельствует о том, что людям, живущим на Земле, нужно спать больше. Это улучшает когнитивные способности», — говорит Баснер.

Источник: wired.com