Виртуальная реальность или интегральная реальность?

Как и большинство людей, я провожу большую часть дня, глядя на экраны, которые делают мою жизнь и работу более интересной и продуктивной. Тем не менее, при всем позитивном, что нам дает связь, есть и обратная связь: эти светящиеся пиксели не являются реальностью. Поэтому, пока мы увеличиваем время, проведенное в Интернете, мы рискуем оказаться в изолированной виртуальной реальности, которая, говоря начистоту, бедна эмоциями, переживаниями и событиями, доступными только в аналоговом мире.


Facebook сделала большую ставку на виртуальную реальность со своим недавним приобретением Oculus VR за 2 миллиарда долларов, разработчиком мощной гарнитуры виртуальной реальности Rift. Rift напрямую стимулирует части коры головного мозга, отвечающие за зрение, погружая пользователя в гиперреальность. Для геймеров это, конечно, хорошая штука, но конечная цель Facebook — создать на основе гарнитуры новую грандиозную платформу после смартфонов и планшетов, которую можно будет распространить по школам, больницам и местам для развлечений. В таком тревожном сценарии единственная реальность, которую мы будем испытывать, будет искусственно смоделированный мир внутри шлемов и очков.

К счастью, есть альтернативное цифровое будущее, которое один журналист Wired назвал «интегральной реальностью», соединяющей лучшее цифровых и аналоговых миров. Интегральная реальность сплетает цифровые чудеса с телесными вещами. Встроенная при помощи незаметных цифровых компонентов в объектах, интегральная реальность не будет отделять нас от реального мира, а гарантирует эмоционально привлекательный опыт на его основе.

Отчасти это уже происходит с первой волной подключаемой интеллектуальной бытовой техникой, а также носимыми технологиями, которые наблюдают за нашим здоровьем или физическими нагрузками. Потребители впервые сталкиваются с ненавязчивыми датчиками, которые собирают данные и делают жизнь более комфортной, удобной, безопасной.

Тем не менее есть еще масса пространства для исследований. Интегральная реальность будет еще более интересной по мере развития технологий, поскольку дизайнеры смогут размещать цифровые и интерактивные элементы во многих других продуктах методами, которые уже активно используются для разнообразия аналогового мира. Давайте коротко пройдемся по ним.

Реальные игры

Мобильные игры постепенно вытягивают игроков в реальный мир. Ingress от Google, например, позволяет игрокам развязать войну за Землю, но вместо поля боя выводит их в парки, на общественные работы или к художественным памятникам и другим реальным местам, которые нужно посетить, чтобы победить. Можно предположить, что в будущем походы в музеи будут интересны не только музейными достопримечательностями, к которым людей сложно привлечь, но и своим игровым процессом. Подумайте о том, как мало школьников на самом деле интересуются историческим прошлым своих городов, страны, планеты.

Новые интерфейсы

Основным интерфейсом между цифровым и физическим миром сегодня остается плоский и неизменный экран. Но по мере развития дополненной реальности и прочих форм интерфейсов, например, тактильных, мы постепенно перетягиваемся к новым способам восприятия информации. Экраны постепенно переходят на стены, размываются, приобретают формы и даже запахи. Доступ к стенам, умным столешницам, бытовым приборам иногда, но все чаще осуществляется голосовыми командами. Наш портал в цифровой мир будет щедро сдабриваться физической информацией, и наоборот — физическая реальность будет полна цифровой информации. Представьте себе кофейную чашку или кресло, которые напомнят вам о встрече, о которой вы забыли.

Машины без водителей

Теперь, когда вам больше не нужно рулить, что вы будете делать в дороге? Самоуправляемые автомобили избавят нас от стресса, агрессивного поведения на дороге и параллельной парковки. Это приведет к тому, что сам физический дизайн автомобиля должен быть полностью пересмотрен с целью гораздо большего взаимодействия с человеком и связи между пассажирами и внешним миром. Представьте себе окна, которые станут интерактивными порталами, картографирующими поездку и описывающими пейзаж вокруг. Мы сможем работать, играть, смотреть фильмы или просто болтать друг с другом.

Эти примеры дают радикально новое видение будущего. Это не виртуальная реальность от Rift, которая запрет нас в герметичном мире, полностью отрезанном от реальности. Удовольствие от аналогового опыта, от пейзажей, воздуха, запахов, ощущений, эмоций и красок сложно заменить цифровой реальностью. Но дополнить — вполне возможно и необходимо.