Valve тайно работала над очками дополненной реальности

Три месяца назад известнейший издатель видеоигр Valve содеял нечто из ряда вон выходящее: в компании было уволено около 25 работников, что назвали «грандиозной чисткой». В то же время Гейб Ньюелл, сооснователь компании, быстро успокоил геймеров тем, что работа над всеми проектами продолжится. Однако так вышло, что один проект все же свернулся. Догадываетесь, какой?


Valve секретно разрабатывала пару очков дополненной реальности. И эти очки до сих пор находятся у двух работников Valve, которые потеряли свою работу в тот день.

Бывший инженер аппаратной части Valve Джери Эллсворт и программист Рик Джонсон около года работали над этим проектом в компании, да и теперь тратят по шесть дней в неделю и по шестнадцать часов в день на продолжение работы.

«Мы верили в то, что однажды это изменит то, как люди взаимодействуют с компьютером и играют в игры», — говорит Эллсворт в интервью The Verge. – «Это то, что я собираюсь сделать во что бы то ни стало. Тогда в Valve это не имело никакого смысла, но теперь мы просто обязаны их закончить».

Инженер основала компанию Technical Illusions, чтобы положить технологию на коммерческую основу. И вот — безумный прототип впервые выходит на публику.

Очки называются CastAR и не имеют ничего общего с Google Glass или Oculus Rift. Суть в том, что очки проектируют небольшую виртуальную реальность, которую вы можете видеть и с которой можете взаимодействовать в ее трех измерениях в реальном мире. Похоже, это примерно то, что мы показывали в фильме Sight.

В основе работы очков четыре компонента. Во-первых, это пара миниатюрных проекторов, прикрепленных к очкам, присоединенных к компьютеру. Во-вторых, это специальные световозвращающие фильтры, отражающие проекцию на ваше лицо. В-третьих, это фильтры с активным затвором, создающие изображения отдельно для левого и правого глаз 120 раз в секунду, поэтому вы видите картинку в 3D.

Последний — и самый хитрый — компонент это камера, встроенная в очки, которая занимается инфракрасным позиционированием краев дисплеев, поэтому очки могут оптически определять положение вашей головы, оставляя программному обеспечению регулировать трехмерную перспективу в режиме реального времени. Вы физически можете осмотреть объекты, которые даже не существуют. Дополнительные камеры размером с копейку определяют остальные объекты. Также в наличии инфракрасная палочка.

Клей и голые чипы.

Как пишет журналист The Verge, он поиграл в разрушительную игру Jenga, круша при помощи палочки виртуальные башенки из блоков мячами. «Я вытянул шею, пытаясь посмотреть вниз, и увидел, как они летят на поверхность стола. Я полетал по грубым пейзажам Minecraft, используя только голову для управления. Мне понравилось то, как CastAR может работать с виртуальными игрушками, благодаря размещению RFID-маркеров на поверхности, которые вырастают в персонажей Team Fortress 2.

Наконец, Эллсворт представила мне самое лучшее, что только можно представить. Мы играли в многопользовательскую игру с двумя контроллерами Xbox, стоя плечом к плечу, смеясь друг над другом по мере того, как падали зомби в какой-то стрелялке. Мы смотрели в одно и то же место, но очки давали уникальную 3D-перспективу каждому из нас.

Благодаря световозвращающей поверхности, очень много света возвращается обратно к зрителю, поэтому было очень мало перекрестных помех между игроками. Вы можете видеть только то, что предназначено для вас, поэтому играть можно сразу вчетвером. Очки дают достаточно много света, чтобы использовать устройство в умеренно залитой солнечным светом комнате. Теоретически можно создать отдельную комнату вроде голодека, разместив световозвращающие поверхности на каждой из стен.

Стоит отметить, что хотя очки весьма впечатляют, сама конструкция еще очень сырая и не подходит для общественного вкуса. Даже Oculus Rift, очки виртуальной реальности, склеенные клейкой лентой и мечтой, держатся куда крепче, чем прототипы CastAR, на которые Эллсворт потратила 40 часов кропотливой пайки. Клей и голые чипы — на злобу дня.

Проект находится в экспериментальной фазе, и сама команда отмечает, что хотя некоторые проекты вызывали бурю восторженных аплодисментов, другие не очень-то впечатляли.

Конечный продукт глазами художника.

После выставки Maker Faire, на которой были показаны очки CastAR, дело будет за Kickstarter: в конце лета или начале осени все заинтересованные смогут вложить деньги в развитие системы. Эллсворт и Джонсон надеются, что смогут снизить стоимость очков до 200 долларов, а то и ниже, благодаря распространенным компонентам в основе устройства и собственному опыту. Эллсворт делала дешевые чипы, начиная от видеодекодеров до компонентов видеоигр, а также среди его личных заслуг дешевый отслеживающий инфракрасный чип. Джонсон же делал программное обеспечение, которое помогает людям делать игры. Он умудрился изменить игровой код, пока мы играли. Но перед тем как очки действительно увидят свет, нужно еще многое доработать: и ПО, и палочки, и очки.

В настоящее время задачей разработчиков стоит создание платформы, предоставление аппаратного обеспечения разработчикам и посмотреть, что же они смогут сделать. Пока слишком рано говорить о том, что это будет настоящий продукт, который будет продаваться. Слишком рано.

А теперь самый главный вопрос. Если идея была настолько фантастической, почему Valve отказалась от нее? Команде Technical Illusions не очень удобно говорить об этом:

«Я ушла и позвала всех друзей, коллег, людей, которых смогла найти. Многие из них все еще там. Я желаю им всего наилучшего в том, что они делают, и я не хотела бы мешать им или срывать их планы».

Джери Эллсворт и Рик Джонсон

Аппаратная инициатива Valve работала одновременно над дополненной реальностью и над виртуальной. Виртуальная реальность победила. «Вы наверняка знаете, что Valve более известна в определенном классе игр», — говорит Джонсон. Дополненная реальность элементарно не подходит для шутеров от первого лица, на которых Valve построила свою репутацию.

При всем этом Эллсворт и Джонсон уходить не хотели. «Я вообще не хотела заниматься ни ДР, ни ВР, но кто-то в нашей группе был в восторге от них, и нам пришлось работать заодно», — говорит Эллсворт. Однако спустя полгода она решила, что будущее за дополненной реальностью, и, видимо, развязала внутреннюю борьбу в Valve. На то время Джонс работал в подразделении Linux в Valve и в свободное время помогал Эллсворт в ее увлечении аркадными машинами.

«Я сделал миллиард шутеров от первого лица и мне наконец выпал шанс попробовать нечто принципиально новое. В этом весь я», — отмечает он.

Со своей стороны, Valve потеряла весь интерес к проекту, предоставив команде Technical Illusions абсолютные полномочия заниматься делом, которое они любят. Вот что говорит Эллсворт:

«Гейб был полностью за. Я говорила с Гейбом, он говорил с юристами и решил: «это их, пусть делают», поскольку видел, что мы были полностью увлечены».