Ученые разгадывают тайны древней дороги, которая помогла строить египетские пирамиды

В 1994 году геологи занимались созданием подробной карты мест, в которых жители Древнего Египта добывали камни для строительства пирамид, храмов и других сооружений. В процессе этого нелегкого дела им удалось найти 12-километровую дорогу из известняка и песчаника, которая тянулась из базальтового карьера к Меридову озеру, также известному как Карун. Благодаря найденным на месте керамическим изделиям, которые явно были оставлены рабочими, исследователям удалось определить возраст этой дороги — она была проложена примерно в 2600–2200 годах до нашей эры. Исходя из этого, найденный объект является самой древней мощеной дорогой в мире. Она была необходима для доставки строительных материалов к египетским пирамидам, но это только часть пути. Материалы также перевозились по воде.

В Древнем Египте люди умели прокладывать мощеные дороги из известняка и песчаника

Как древние египтяне перевозили тяжелые камни

Базальт — это вулканическая порода темно-серого или черного цвета, которая до сих пор активно используется в строительстве. Это очень прочный материал, поэтому он начал пользоваться большой популярностью уже во времена Древнего Египта. Судя по археологическим находкам, египтяне использовали его не только для укрепления храмов и королевских гробниц, но и изготовления статуй. Объекты из базальта всегда выглядели величественно и отлично сохранялись на протяжении многих веков — некоторые из них дошли и до наших дней.

Базальтовые камни

Из-за своей высокой плотности базальт является очень тяжелым материалом — один кубический метр может весить более 100 килограммов. Поэтому для перевозки материала из места добычи к пирамидам и храмам египтянам приходилось использовать сложные приспособления.

Древняя статуя из базальта

Например, для транспортировки базальта из карьера к озеру Карун строители использовали найденную дорогу из известняка и песчаника. На этой мощеной дороге не было следов износа твердыми породами. Поэтому ученые решили, что для их перевозки использовались сани, поставленные на прочные бревна.

Фотография самой древней мощеной дороги в Египте

После доставки к берегу озера Карун базальт перетаскивали на лодки — иногда это озеро соединялось с рекой Нил, что позволяло транспортировать строительный материал вплоть до Гизы. На плато Гизы находятся такие исторически важные сооружения, как пирамида Хеопса, Хефрена, Микерина и так далее.

Читайте также: На дне Средиземного моря обнаружено поселение и дорога возрастом 7000 лет

Самая известная дорога Древнего Египта

Это не только самая древняя в мире мощеная дорога, но и самая известная из тех, что были построены древними египтянами. Идеальной ее назвать невозможно, потому что рабочие использовали известняк и песчаник, который был у них под рукой. В некоторых участках дороги они старались класть камни аккуратно, но в большей части дороги они укладывали материал хаотично.

Эта дорога не может сравниться с пирамидами по сложности строительства, но это значительное инженерное достижение, — объявил геолог Джеймс Харрелл.

Возможно, без этой дороги строительство египетских пирамид было бы невозможной затеей

Важно отметить, что в мире есть и более старые дороги, но они не являются мощеными, то есть они никак не укреплены.

Вам будет интересно: Почему автомобильные дороги часто ремонтируются в дождь и снег?

Самая древняя дорога в мире

Одной из самых древних обычных дорог в мире является Свит-Трек, которая была обнаружена в английском графстве Сомерсет в 1970 году во время добычи торфа. Она протягивается через болотистую местность — в древние времена длина дороги могла составлять около 2000 метров. Ученые считают, что она была проложена в 3807–3806 годах до нашей эры людьми неолита, которые занимались земледелием и садоводством.

Заросшая травой дорога Свит-Трек

Важно отметить, что Свит-Трек — это не просто грязная тропинка. Она состояла из наложенных друг на друга досок из ясеня, дуба и липы. На эту конструкцию дополнительно был наложен дубовый настил. Какой бы хорошей эта дорога ни была, она использовалась только на протяжении 10 лет. Скорее всего, ее потом забросили из-за повышения уровня воды. Часть дороги была законсервирована и не разложилась, что и позволило совершить важное научное открытие.

Обязательно подпишитесь на наши каналы в Дзен и Telegram. Так вы не пропустите ничего интересного!

Удивительные дороги прокладывали и во времена майя — в одной из статей мы уже рассказывали о «Великой белой дороге». Она протягивалась на поразительные 100 километров и имела ширину в 8 метров. Считается, что этот роскошный маршрут соединял город Коба с небольшим поселением Яксуна. Подробнее о ней вы можете узнать, прочитав наш материал «Почему 100-километровая дорога майя считается инженерным чудом».