Что такое пост-правда, «вокизм» и культура отмены?

Постправду часто сравнивают с ложью. Но ложь, как известно, существовала всегда, а вот постправда – явление современное. При этом сам термин является неологизмом, то есть новым значением старого слова и впервые появился в прессе в 1992 году. Тогда Стив Тесич из журнала The Nation писал о войне в Ираке и Уотергейтском скандале, указывая, что «общество уже смирилось с тем, что живет в эпоху постправды, в которой ложь говорят без разбора, а факты скрывают». Однако наибольшую популярность и степень концептуального развития термин получил в книге Ральфа Кейса «Эпоха постправды» (2004), автор которой утверждал, что «приукрашенная информация преподносится как истинная по духу и более правдивая, чем сама истина». Сегодня, через 19 лет после выхода книги и 31 год с момента публикации статьи, эти слова особенно актуальны. Но как так получилось и что именно представляет собой «эпоха постправды»? Давайте разбираться!

Как отличить правду от лжи в современном мире? И почему некоторые ученые называют нашу эпоху постправдой?

В 2016 году термин "Постправда" (англ. post-truth) появился в Оксфордском словаре, обозначая ситуацию, "в которой объективные факты оказывают меньшее влияние на формирование общественного мнения, чем апелляции к эмоциям и личным убеждениям".

Правда – ложь, но в ней намек

Технологии, призванные сделать жизнь лучше, окружают нас повсюду – от холодильников, стиральных машин и пылесосов до стационарных компьютеров и смартфонов. Последние и вовсе заменили собой газеты, журналы и телевизор, а социальные сети превратились в бесконечный поток информации на любой вкус и цвет. Cегодня экспертом может быть каждый, главное – умело взывать к эмоциям и убеждениям о̶к̶р̶у̶ж̶а̶ю̶щ̶и̶х̶ любимых подписчиков.

Главными отличиями нынешней эпохи от всех предыдущих, вероятно, являются тотальное недоверие и информационная перегрузка. В какой-то момент новостей и контента стало так много, что разобраться в их достоверности без подготовки практически невозможно. Более того, общественным мнением постоянно манипулируют, будь то в интересах развития бизнеса или политической партии, причем в любой стране мира.

В эпоху постправды рациональное мышление ускоренно замещается эмоциональным

«Фейк-ньюс», теории заговора, альтернативные факты являются основными инструментами постправды, так как укрепляют общественное недоверие к разнообразным институтам (чаще всего официальным) и снижают ценность информации как таковой. Постправд также приводит к созданию собственных, субъективных представлений о реальности и морали. Так, вспышка практически побежденного инфекционного заболевания – кори – распространяется в последние годы благодаря популярности движения против прививок.

Подробнее о том, зачем делать прививки и какие мифы их окружают мы рассказывали в этой статье, не пропустите!

Алгоритмы поисковых систем и социальных сетей формируют отдельную реальность для каждого пользователя (тот самый информационный пузырь), фильтруя информацию таким образом, чтобы она соответствовала нашим интересам и убеждениям.

Культура отмена и «вокизм»

Новости считаются искаженными, когда намеренно предназначены для введения в заблуждение зрителей и слушателей. Это правило, однако, не распространяется на простые расхождения во мнениях относительно правдивости или обоснованности той или иной новостной программы, – отмечают эксперты.

Главным оружием постправды являются источники средств массовой информации, которые распространяют новости. В социальных сетях фейковые новости распространяются еще быстрее, а комментарии помогают их продвижению в новостной ленте. Учитывая обилие информационного контента и борьбу за «просмотры» пользователей на онлайн-платформах, качество информации ушло на второй план (а то и вовсе на последний).

Яркие заголовки, обилие фейков и отсутствие надлежащей проверки информации как авторами контента, так и пользователями, не только создают ощущение хаоса, но и разделяют людей между собой на основании убеждений и взглядов. Вот почему культура отмены – визитная карточка эпохи постправды.

Потребление информации в мире растет. Но чем это грозит?

Культура отмены – современная форма остракизма в Европе и США, при которой человек или определенная группа подвергаются осуждению в социальных или профессиональных сообществах как онлайн, так и в реальном мире.

Согласитесь, трудно представить себе кого-то более нетерпимого к окружающим, чем группу «униженных и оскорбленных», которая не желает слышать противоположную собственной точку зрения настолько, что отменяет несогласных, будь то отдельные люди или целые страны.

Еще одним представителем эпохи является «вокизм» (от англ. woke — «пробуждаться») – идеология, появившаяся в американском обществе для осуждения расизма и дискриминации сексуальных меньшинств. «Вокизм» можно отнести к агрессивной квази-религии, искажающей реальность, так как среди представителей движения можно встретить людей, на полном серьезе считающих себя пришельцами.

Подробнее: Почему некоторые люди считают себя инопланетянами?

То, что начиналось как борьба за права меньшинств со временем превратилось в агрессивную идеологию с лозунгом «За все хорошее и против всего плохого», а такие движения как MeToo, BLM (black lives matter) и ЛГБТК+ принесли поддерживающим их компаниям и корпорациям миллиарды долларов. При этом дискриминация как явление так никуда и не делось, а возможно, только усилилось.

Все отменяют всех. Впрочем, ничего нового

Вокисты не движутся в сторону позитивно настроенного общества, в котором юмор воспринимается адекватно. «Представители идеологии, по сути, делают юмор чем-то нелегальным. Мы что, хотим общество полное осуждения и ненависти и без юмора? Вокизм — это культура разделения, остракизма и ненависти, – рассказал глава Space-X, Tesla и Twitter Илон Маск в одном из интервью.

Маск – не единственный представитель западного сообщества, публично осуждающий культуру отмены и вокизм. Многие ученые и журналисты регулярно напоминают общественности о том, насколько опасен отказ от рационального и критического мышления. Более того, культура отмены – это мощное оружие информационной войны и пропаганды.

Хотите всегда быть в курсе последних новостей из мира науки и высоких технологий? Подписывайтесь на наш канал в Telegram – так вы точно не пропустите ничего интересного!

Социологи также отмечают, что столь сложные социальные движения чаще всего служат интересам определенных групп, которые подавляют любые неугодные мнения. Отсутствие социальной сплоченности постепенно подавляет солидарность и может привести к деглобализации и появлению популистских движений за постправду.

Кто такая женщина?

1 июня 2022 года в США вышел документальный фильм «Кто такая женщина?», вызвав оживленную реакцию публики и горячие дискуссии. Все потому, что именно этот вопрос автор картины Мэтт Уолш задает «гендерным» специаоистам (хирургам и терапевтам), специализирующимся на смене пола, освещая проблемы и подводные камни новой идеологии. Отметим, что автор картины также является политическим обозревателем и и ведущим подкаста «The Matt Walsh Show».

Помимо специалистов Мэтт также беседует с трансгендерами, активистами, психологами, простыми людьми и даже политиками. Интересно, что 95% людей понятия не имели как ответить на вопрос «Кто такая женщина?» и в лучшем случае заявляли, что «женщина – это человек, который чувствует себя женщиной». Некоторым этот вопрос показался настолько шокирующим, что они тут же отказывались продолжать интервью.

Документальный фильм, в котором главный герой пытается осмыслить меняющиеся концепции пола и гендера в эпоху цифровых технологий.

Если каждый, кто чувствует себя женщиной, может объявить себя женщиной, то в таком подходе очевидно, присутствует логическая ошибка, ведь понятие «женщина» лишается какого-либо определенного содержания. Эта ошибка может иметь очень серьезные общественные последствия. Например, как можно защищать права женщин, если вы не можете определить, кто такая женщина? Чьи права вы собираетесь защищать? Если биологический мужчина, который идентифицирует себя с женщиной, считает, что имеет право пользоваться женскими туалетами, раздевалками и душем, то какие права остаются у самих женщин? – вопрошает Уолш

Наиболее интресные события, связанные с повесткой и фильмом, однако, происходят сейчас. Так, издание The Daily Wire поссорилось с владельцем Twitter Илоном Маском из-за того, что платформа продвигает документальный фильм Уолша (1 июня 2023 года «Кто такая женщина?» стал доступен для просмотра в Твиттере, таким образом отметив годовщину релиза). По мнению журналистов эта консервативная картина “распространяет ненависть”.

Илон Маск раскритиковал движение культуры отмены — «вокистов». Он считает, что они не двигаются в сторону позитивно настроенного общества.

В ответ на действия Маска соучредитель The Daily Wire Джереми Боринг опубликовал твит, в котором обвинил владельца социальной сети в нарушении гендерных норм и злоупотреблении полномочий.

И́лон Маск – основатель, генеральный директор и главный инженер компании SpaceX; инвестор и генеральный директор Tesla, основатель The Boring Company; соучредитель Neuralink и OpenAI; владелец Twitter.

Маск имеет право вести свой бизнес так, как считает нужным. Но если Twitter собирается задушить одну из сторон в одном из самых важных дебатов, стоящих перед обществом, то не может претендовать на то, чтобы отстаивать свободу слова, – написал журналист.

В ответ на обвинения второго июня миллиардер, у которого 141,8 миллиона подписчиков в Twitter, сделал ретвит документального фильма и подписал его так: “Каждый родитель должен это посмотреть”, добавив, что взрослые по обоюдному согласию должны делать все, что делает их счастливыми, при условии, что это не вредит другим”.

Не пропустите: Илон Маск представил робота Optimus: он похож на человека и стоит дешевле автомобиля

Культура отмены в России

В нашей стране, увы, тоже проявлется культура отмены. Как пишет РБК, среди известных случаев — SMM сети ресторанов «Тануки». Глава SMM-отдела сети Андрей Фрольченков недавно покинул должность, а все то время, что он занимал свою позицию, вокруг публикаций «Тануки» в соцсетях регулярно возникали скандалы. В свой первый рабочий день Фрольченков выпустил рекламу, из-за которой сеть обвинили в бодишейминге, а в июне 2020 года после публикации с хэштегом «#всероллыважны» — в расизме. По всему миру таких историй сотни.

Некоторые бренды пытаются использовать тренд себе на пользу через спорные решения, но такая практика становится все опаснее, а масштаб последствий — непредсказуемее. По данным опроса YPulse, люди в возрасте 13-39 лет больше всего доверяют тем брендам, которые готовы честно признаться в том, что совершили ошибку, – говорится в статье.

Сегодня можно отменить не только отдельного человека, но и целые страны

Образцовым стал кейс Регины Тодоренко, которая в интервью Peopletalk предложила женщинам задуматься, почему их бьют мужья, задаваясь риторическим вопросом — «а что ты сделала, чтобы он тебя не бил?» Бренды начали отказываться от рекламных контрактов с Тодоренко, а Glamour лишил её статуса «Женщины года». Через неделю Тодоренко не только извинилась, но и сняла часовой документальный фильм о проблеме домашнего насилия, пообещав направить все средства от монетизации на помощь в благотворительные фонды. На YouTube видео набрало больше 4,2 млн просмотров.

Это интересно: Эпоха тотального недоверия. Почему общество отвергает науку?

Ложь и дезинформация

Отчет исследовательского центра Pew Research Center показал, что в будущем при использовании электронных платформ у пользователей будет все меньше шансов найти информацию, расширяющую мировоззрение или опровергающее ложные утверждения информацию. Это справедливо даже для такой гибкой социальной сети, как Twitter из-за постоянной публикации твитов, которые нравятся подписчикам больше всего.

Однако было бы абсурдно возлагать всю вину за эпоху постправды на СМИ и их стратегии передачи и продвижения информации. Ясно, что врут и искажают информацию люди, а не технологии и инструменты.

Дезинформация создает первое впечатление, которое практически невозможно исправить.

Сама мысль об исчезновении истины приводит нас в замешательство. Однако именно по этой причине ценность истины в обществе возрастает.

В книге «Эпоха постправды» (2004) Ральф Кейс указывает, что мы можем руководствоваться этим фактом неосознанно из-за отношения, основанного на оправдании собственной лжи. Вот почему мы так быстро привыкаем жить в среде, в которой правда подвергается дискриминации в зависимости от наших личных интересов.

Как объясняет в книге «Как работает пропаганда» (2015) Джейсон Стэнли, определенный тип пропаганды может разрушить принцип доверия в обществе. Чтобы справиться с этим, важно обладать навыками критического мышления и быть открытыми к новой и неожиданной информации, – отмечают специалисты.

Отличить правду от лжи в современном мире становится все сложнее. Проще незаметить или и вовсе удалить

Отметим, что подобное происходит, когда мы не задумываемся об источниках новостей и отводим взгляд от противоположных нашей точек зрения. Иногда мы буквально бежим от истины не останавливаясь просто потому, что боимся оказаться обманутыми. Как будто все, что не совпадает с нашей картиной мира – фейковая реклама.

Читайте также: Прививка установок: как распознавать фейки в соцсетях?

Поверхностное шарлатанство

В книге «О ерунде» (2013) Гарри Г. Франкфурт указал, что когда мы лжем, то концентрируемся на неправде. Шарлатанство, однако, не требует усилий, так как является непреднамеренно спонтанным: изложение фактов просто опускается. Шарлатаны сохраняют четкое различие между тем, что истинно, а что ложно, но поскольку их не волнует ценность истины, они могут использовать факты для защиты одной позиции и опровержения другой.

Недоверие, порождаемое постправдой, основано на том, что та или иная новость может служить скрытой цели, которая не нравится аудитории. Отражает ли эта идея что-то реальное в нашем обществе и нашем поведении? Как думаете? Постправда, похоже, возникает во времена, когда общество само ожидает обмана.

Вас обмануть или сами справитесь?

Подобного драматизма, казалось, следует избегать, ведь мы не собираемся отказываться от интернета и новостей. Однако сегодня широкие слои общества действительно считают, что истина утратила разрушена, утратила свою ценность и находится в последних предсмертных муках.

Это интересно: Почему мы верим фейковым новостям?

И все же, хочется верить, что самый темный час – перед рассветом. Так,
даже несмотря на влияние постправды на мир и общество, последнее слово остается за нами – обычными пользователями социальных сетей, зрителями и слушателями, которые могут восстановить ценность правды. Для этого придется не врать, всеми возможными способами избегать лжи и не считать ее нормой. Ну а искусственный интеллект (ИИ), вероятно, поможет быстрее отслеживать происхождение ложной информации и бороться с ней (во что как минимум хочется верить, согласны?)