Будет ли у нас когда-нибудь «теория всего»?

16 377 просмотров
Об авторе

Вселенная

Физики хотят найти единую теорию, которая описывает всю Вселенную, но для этого им придется решить сложнейшие проблемы в науке. Недавно вышедший фильм «Теория всего» рассказывает историю Стивена Хокинга, который стал всемирно известным физиком вопреки тому, что был прикован к инвалидной коляске с молодости. Фильм в основном про жизнь Хокинга и его отношения с женой, но все же находит немного времени, чтобы объяснить, на чем сделал карьеру Хокинг.

Амбиций, конечно, у него было много. Хокинг среди многих физиков пытается придумать «теорию всего», единую теорию, которая объяснит все в нашей Вселенной, сведет воедино все теории и процессы, объединит то, что пока не удалось. Он следует по стопам Альберта Эйнштейна, который тоже пытался, но не смог разработать такую теорию.

Найти теорию всего было бы ошеломляющим достижением, осмыслением всех странных и удивительных вещей во Вселенной. Десятилетиями физики говорили и продолжают говорить, что теория всего не за горами. Получается, мы стоим на пороге понимания всего?

На первый взгляд, теория всего звучит как трудная задача. Она должна объяснить все, от сочинений Шекспира до человеческого мозга, все, что есть на Земле и за ее пределами, говорит Джон Барроу из Кембриджского университета в Великобритании. «Это вопрос о Вселенной».

Тем не менее Барроу думает, что найти теорию всего «вполне возможно». Потому что «законы природы немногочисленны, просты, симметричны и есть всего четыре фундаментальных силы». В некотором смысле мы должны отложить в сторону сложность мира, в котором живем. «Результаты законов — то, что мы видим вокруг — бесконечно сложнее», — говорит Барроу. Но правила, за ними стоящие, могут быть простыми.

В 1687 году многим ученым казалось, что теория всего обнаружена.

Прозрение Ньютона

Исаак Ньютон

Английский физик Исаак Ньютон опубликовал книгу, в которой объяснил движение объектов и принцип действия гравитации. «Математические начала натуральной философии» подарили вещам в мире установленные места. История гласит, что в возрасте 23 лет Ньютон отправился в сад и увидел, как с дерева падает яблоко. В то время физики знали, что Земля каким-то образом притягивает объекты с помощью гравитации. Ньютон развил эту идею.

По словам Джона Кондуитта, помощника Ньютона, при виде яблока, падающего на землю, Ньютону пришла мысль, что гравитационная сила «не была ограничена определенным расстоянием от земли, а простирается гораздо дальше, чем считалось обычно». По мнению Кондуитта, Ньютон задался вопросом: а почему аж не до Луны?

Вдохновленный своими догадками, Ньютон разработал закон всемирного тяготения, который одинаково хорошо работал и с яблоками на Земле, и с планетами, вращающимися вокруг Солнца. Все эти объекты, несмотря на различия, подчиняются одним законам.

«Люди думали, что он объяснил все, что нуждалось в объяснении, — говорит Барроу. — Его достижение было великим».

Проблема в том, что Ньютон знал, что в его работе зияют бреши.

К примеру, гравитация не объясняет, как небольшие объекты удерживаются вместе, поскольку эта сила не так уж и велика. Кроме того, хотя Ньютон мог объяснить, что происходит, он не мог объяснить, как это работает. Теория была неполной.

Была проблема и побольше. Хотя законы Ньютона объяснили наиболее распространенные явления во Вселенной, в некоторых случаях объекты нарушали его законы. Эти ситуации были редкими и обычно включали высокие скорости или повышенную гравитацию, но они были.

Одной из таких ситуаций стала орбита Меркурия, ближайшей к Солнцу планеты. Как и любая другая планета, Меркурий вращается вокруг Солнца. Законы Ньютона можно было применить для расчета движений планет, но Меркурий не хотел играть по правилам. Что более странно, его орбита не имела центра. Стало понятно, что универсальный закон всемирного тяготения был не так уж и универсален, да и не закон вовсе.

Более двух веков спустя Альберт Эйнштейн пришел на помощь со своей теорией относительности. Идея Эйнштейна, которой в 2015 году исполняется 100 лет, предоставила более глубокое понимание гравитации.

Теория относительности

Относительность

Ключевая идея состоит в том, что пространство и время, которые кажутся разными вещами, на самом деле переплетаются. У пространства есть три измерения: длина, ширина и высота. Время является четвертым измерением. Все четыре связаны в виде гигантской космической клетки. Если вы когда-нибудь слышали фразу «пространственно-временной континуум», именно о нем речь и идет.

Большая идея Эйнштейна заключалась в том, что тяжелые объекты вроде планет или быстро движущиеся могут искривлять пространство-время. Немного похоже на туго натянутый батут: если вы поставите что-нибудь тяжелое на ткань, образуется провал. Любые другие объекты будут скатываться по наклону к объекту во впадине. Потому, по мнению Эйнштейна, гравитация притягивает объекты.

Идея странная по своей сути. Но физики убеждены, что так и есть. Также она объясняет странную орбиту Меркурия. Согласно общей теории относительности, гигантская масса Солнца искривляет пространство и время вокруг. Будучи ближайшей к Солнцу планетой, Меркурий испытывает намного большие искривления, чем другие планеты. Уравнения общей теории относительности описывают, как это искривленное пространство-время влияет на орбиту Меркурия, и позволяют предсказать положение планеты.

Однако, несмотря на свой успех, теория относительности не является теорией всего, как и теории Ньютона. Как и теория Ньютона не работает для по-настоящему массивных объектов, теория Эйнштейна не работает в микромасштабах. Как только вы начинаете рассматривать атомы и все, что меньше, материя начинает вести себя очень странно.

Квантовая механика

До конца 19 века атом считался наименьшей единицей материи. Родившись от греческого слова «атомос», что означало «неделимый», атом по своему определению не должен был разбиваться на меньшие частицы. Но в 1870-х годах ученые обнаружили частицы, которые в 2000 раз легче атомов. Взвешивая лучи света в вакуумной трубе, они нашли чрезвычайно легкие частицы с отрицательным зарядом. Так была открыта первая субатомная частица: электрон. В следующие полвека ученые обнаружили, что у атома есть составное ядро, вокруг которого снуют электроны. Это ядро состоит из двух типов субатомных частиц: нейтронов, которые обладают нейтральным зарядом, и протонов, которые заряжены положительно.

Но и на этом еще не все. С тех пор ученые находили способы делить материю на все меньшие и меньше части, продолжая уточнять наше понимание фундаментальных частиц. К 1960-м годам ученые нашли десятки элементарных частиц, составив длинный список так называемого зоопарка частиц.

Насколько мы знаем, из трех компонентов атома единственной фундаментальной частицей остался электрон. Нейтроны и протоны делятся на крошечные кварки. Эти элементарные частицы подчиняются совершенно другому набору закону, отличному от тех, которым подчиняются деревья или планеты. И эти новые законы — которые были гораздо менее предсказуемыми — испортили физикам все настроение.

В квантовой физике у частиц нет определенного места: их местонахождение немного смазано. Словно у каждой частицы есть определенная вероятность нахождения в определенном месте. Это означает, что мир по своей сути фундаментально неопределенное место. Квантовую механику даже понять сложно. Как сказал однажды Ричард Фейнман, эксперт в квантовой механике, «думаю, я могу с уверенностью сказать, что никто не понимает квантовую механику».

Эйнштейн тоже был обеспокоен размытостью квантовой механики. Несмотря на то, что он ее, по сути, частично изобрел, сам Эйнштейн никогда не верил в квантовую теорию. Но в своих чертогах — больших и малых — как общая теория относительности, так и квантовая механики доказали право на безраздельную власть, будучи чрезвычайно точными.

Квантовая механика объяснила структуру и поведение атомов, включая то, почему некоторые из них являются радиоактивными. Также она лежит в основе современной электроники. Вы не смогли бы прочитать эту статью без нее.

Общая теория относительности предсказала существование черных дыр. Этих массивных звезд, которые коллапсировали сами в себя. Их гравитационное притяжение настолько мощное, что даже свет не может его покинуть.

Проблема в том, что эти две теории несовместимы, поэтому не могут быть верными одновременно. Общая теория относительности гласит, что поведения объектов могут быть точно предсказаны, тогда как квантовая механика говорит, что вы можете знать только вероятность того, что будут делать объекты. Из этого следует, что остаются некоторые вещи, которые физики до сих пор не описали. Черные дыры, например. Они достаточно массивны, чтобы к ним была применима теория относительности, но и достаточно малы, чтобы можно было применить квантовую механику. Если вы не окажетесь близко к черной дыре, эта несовместимость не будет влиять на вашу повседневную жизнь. Но вызывает недоумение у физиков большую часть прошлого века. Именно такая несовместимость заставляет искать теорию всего.

Эйнштейн провел большую часть своей жизни, пытаясь найти такую теорию. Не будучи фанатом случайности квантовой механики, он хотел создать теорию, которая объединит гравитацию и остальную физику, чтобы квантовые странности остались вторичными следствиями.

Его основной задачей было заставить гравитацию работать с электромагнетизмом. В 1800-х годах физики выяснили, что электрически заряженные частицы могут притягиваться или отталкиваться. Потому некоторые металлы притягиваются магнитом. Очевидно, если два вида сил, которые объекты могут оказывать друг на друга, они могут притягиваться посредством гравитации и притягиваться или отталкиваться за счет электромагнетизма.

Эйнштейн хотел объединить две этих силы в «единую теорию поля». Чтобы сделать это, он растянул пространство-время в пять измерений. Вместе с тремя пространственными и одним временным измерениями он добавил пятое измерение, которое должно быть настолько маленьким и свернутым, что мы не смогли бы его видеть.

Это не сработало, и Эйнштейн потратил 30 лет на пустые поиски. Он умер в 1955 году, и его единая теория поля не была раскрыта. Но в следующем десятилетии появился серьезный соперник для этой теории: теория струн.

Теория струн

Струнная теория

Идея в основе теории струн довольно проста. Основные ингреденты нашего мира вроде электронов — это не частицы. Это крошечные петли или «струны». Просто поскольку струны очень маленькие, они кажутся точками.

Как и струны на гитаре, эти петли находятся под напряжением. Значит, вибрируют на разных частотах в зависимости от размера. Эти колебания определяют, какой сорт «частицы» будет представлять каждая струна. Вибрация струны одним способом даст вам электрон. Другим — что-нибудь другое. Все частицы, открытые в 20 веке, представляют собой одни виды струн, просто вибрирующих по-разному.

Довольно сложно сразу понять, почему это хорошая идея. Но она подходит для всех сил, действующих в природе: гравитации и электромагнетизма, плюс еще двух, открытых в 20 веке. Сильные и слабые ядерные силы действуют только в пределах крошечных ядер атомов, поэтому их долго не могли обнаружить. Сильная сила удерживает ядро вместе. Слабая сила обычно ничего не делает, но если набирает достаточно силы, разбивает ядро на части: поэтому некоторые атомы радиоактивны.

Любой теории всего придется объяснить все четыре. К счастью, две ядерные силы и электромагнетизм полностью описываются квантовой механикой. Каждая сила переносится специализированной частицей. Но нет ни одной частицы, которая переносила бы гравитацию.

Некоторые физики думают, что она есть. И называют ее «гравитоном». У гравитонов нет массы, особый спин и они движутся со скоростью света. К сожалению, их пока не нашли. И здесь на сцену выходит теория струн. Она описывает струну, которая выглядит точно как гравитон: имеет корректный спин, не обладает массой и движется со скоростью света. Впервые в истории теория относительности и квантовая механика нащупали общую почву.

В середине 1980-х годов физики были восхищены теорией струн. «В 1985 году мы поняли, что теория струн решает кучу проблем, которые мучили людей последние 50 лет», — говорит Барроу. Но и у нее оказались проблемы.

Во-первых, «мы не понимаем, чем является струнная теория, в нужных деталях», говорит Филип Канделас из Оксфордского университета. «У нас нет хорошего способа ее описать».

Кроме того, некоторые прогнозы выглядят странно. В то время как теория единого поля Эйнштейна полагается на дополнительное скрытое измерение, простейшие формы теории струн нуждаются в 26 измерениях. Они нужны, чтобы увязать математику теорию с тем, что мы уже знаем о Вселенной.

Более продвинутые версии, известные как «теории суперструн», обходятся десятью измерениями. Но даже это не стыкуется с тремя измерениями, которые мы наблюдаем на Земле.

«С этим можно справиться, если допустить, что только три измерения расширились в нашем мире и стали большими, — говорит Барроу. — Другие присутствуют, но остаются фантастически малыми».

Из-за этих и других проблем, многие физики не любят теорию струн. И предлагают другую теорию: петлевая квантовая гравитация.

Петлевая квантовая гравитация

Гравитация

Эта теория не ставит перед собой задачу объединить и включить все, что есть в физике частиц. Вместо этого петлевая квантовая гравитация просто пытается вывести квантовую теорию гравитации. Она более ограничена, чем теория струн, но не настолько громоздка. Петлевая квантовая гравитация предполагает, что пространство-время разделено на небольшие кусочки. Издалека кажется, что это гладкий лист, но при ближайшем рассмотрении видно кучу точек, соединенных линиями или петельками. Эти маленькие волокна, которые сплетаются, предлагают объяснение гравитации. Эта идея так же непостижима, как струнная теория, и обладает схожими проблемами: нет никаких экспериментальных подтверждений.

Почему эти теории до сих пор обсуждаются? Возможно, мы просто не знаем достаточно. Если обнаружатся крупные явления, которых мы никогда не видели, мы можем пытаться понять крупную картину, а недостающие части головоломки доберем потом.

«Заманчиво думать, что мы обнаружили все, — говорит Барроу. — Но было бы весьма странно, если бы к 2015 году мы сделали все необходимые наблюдения, чтобы получить теорию всего. Почему это должно быть так?».

Есть и другая проблема. Эти теории сложно проверить, в значительной степени потому, что у них крайне жестокая математика. Канделас пытался найти способ проверить теорию струн в течение многих лет, но так и не смог.

«Главным препятствием на пути продвижения теории струн остается недостаточное развитие математики, которая должна сопровождать физические исследования, — говорит Барроу. — Она находится на раннем этапе, еще многое нужно исследовать».

При всем этом теория струн остается многообещающей. «На протяжении многих лет люди пытались объединить гравитацию с остальной физикой, — говорит Канделас. — У нас были теории, которые хорошо объясняли электромагнетизм и другие силы, но не гравитацию. С теорией струн мы пытаемся их объединить».

Реальная проблема заключается в том, что теорию всего может быть просто невозможно идентифицировать.

Когда теория струн стала популярной в 1980-х годах, было на самом деле пять ее версий. «Люди начали беспокоиться, — говорит Барроу. — Если это теория всего, почему их пять?». В течение следующего десятилетия, физики обнаружили, что эти теории могут быть преобразованы одна в другую. Это просто разные способы видения одного и того же. В результате появилась выдвинутая в 1995 году М-теория. Это глубокая версия теории струн, включающая все ранние версии. Что ж, мы по крайней мере вернулись к единой теории. М-теория требует всего 11 измерений, что намного лучше 26. Однако М-теория не предлагает единую теорию всего. Она предлагает миллиарды их. В общей сложности М-теория предлагает нам 10^500 теорий, все из которых будут логически последовательны и способны описать Вселенную.

Это выглядит хуже, чем бесполезно, но многие физики полагают, что это указывает на более глубокую истину. Возможно, наша Вселенная — одна из множества, каждая из которых описывается одной из триллионов версий М-теории. И это гигантское собрание вселенных называется «мультивселенная».

В начале времен мультивселенная была как «большая пена из пузырей разных форм и размеров», говорит Барроу. Каждый пузырь затем расширился и стал вселенной.

«Мы в одном из таких пузырей, — говорит Барроу. По мере расширения пузырьков внутри них могли образоваться другие пузырьки, новые вселенные. — В процессе этого география такой вселенной серьезно усложнилась».

В каждой вселенной-пузыре действуют одни и те же физические законы. Потому в нашей вселенной все ведет себя одинаково. Но в других вселенных могут быть другие законы. Отсюда рождается странный вывод. Если теория струн действительно лучший способ объединить теорию относительности и квантовую механику, то обе они одновременно и будут, и не будут теорией всего.

С одной стороны, теория струн может дать нам совершенное описание нашей вселенной. Но она также неизбежно приведет к тому, что каждая из триллионов других вселенной будет уникальна. Серьезным изменением в мышлении будет то, что мы перестанем ждать единую теорию всего. Может быть множество теорией всего, каждая из которых будет верной в своем роде.

Будет ли у нас когда-нибудь «теория всего»?

1. clanscenic

Еще старина Д. Адамс в своих произведениях намекнул, что поиск ответов на вопросы о жизни не такая проблема, как правильное формирование самих этих вопросов.

• stopr

Не могу поверить, что под такой статьей только один комментарий про 42, и то, в неявном виде))

2. Вадим Казаров

Классная статья. Вот только в последнее время появляется куча статей, в которых обсуждаются то множественные вселенные, то параллельные. Одно противоречит другому, не понятно чему верить.

• human228

это парадокс интернета о мультистатьях

• kaiser_09

ваше "верить" уводит мысль на обочину делитантов, тока без обид:)
      Надо принять во внимание тот факт, что Человеческие теории довольно часто вообще никак не граничат с физикой природы=с реальностью. "Учёные" своими замороченными теориями насмешили бы самого бога, но умными физиономиями и учёными степенями давят словно танками, юных натуралистов. И это самое страшное что случается особенно в век информации!!

• tabasko

+ (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

• tabasko

Действительно! я маме тоже говорю, не принимай всё близко к сердцу, не надо надумывать и перефразировать слухи, доверься интуиции и не верь в худо. (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

• Вадим Казаров

Дилетант, но логически думать тоже можно. Эти статьи обычно показаны с реальными рассуждениями реальных ученых, и на эти темы пишут научные работы умнейшие люди. Теорию струн часто считают антинаучным бредом, а про параллельные вселенные и говорить нечего. Поэтому тут надо быть крутым физиком, чтобы соглашаться/опровергать.

• tabasko

Не верь в худо! (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

3. X-FAIL

Рассмотрим кубик который существует некоторое время и внутри него ни чего нет. Что у нас осталось? Только время и расстояние, мама---время и папа---расстояние и вот их притягивает друг к другу и они рождают всё то многообразие мира ---свойства и качества.
    А теория всего --- это финиш, это Господь Бог...

4. HomoArmus

Каждый раз думая о размере Вселенной, неизбежно натыкаешься на мысли о своей маленькой зарплате. (Алексей Калинин)

5. human228

вашу статью нагло скопировали в паблик вк "Наука и техника"

6. ice7

Будет. Научный прогресс безграничен...

7. homevu

Получается...
    у великих умов вселенной - нет теории всего?!
    у наивных верующих - есть "теория всего".
    (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

• SIR1US

Под теорией всего подразумевается объединение ОТО и квантовой механики. Есть несколько математически стройных кандидатов на эту роль, но ни у одной из них пока нет экспериментального подтверждения. Ставить в один ряд научные изыски, на обоснование и доказательство которых уходят годы и десятилетия, с "всё создал бог"? Это, по-моему, не очень корректно…

• homevu

Возьми краски разных цветов и вылей их на холст - шедевр не получиться. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

• kryptozh

Ташисты (абстракционисты-экспрессионисты) с тобой не согласились бы.

• SIR1US

Ну вылей одну, тоже не получится(хотя "Черный квадрат…), наверное, поэтому обычно рисуют, а не выливают. Тем не менее, аналогия— не аргумент.

• homevu

Вы хоть знаете что такое аргумент?! Что значит - аргументирует?!
            Печально, если не зная этого, вы обсуждаете "теорию всего" и опровергаете существование Бога. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

• SIR1US

Вероятно, довод, доказывающий определенное суждение. Или есть какое-то иное определение? И где я, интересно, "опровергаю бога"?

• homevu

В своих сообщения! Ты показал свое отношение к этому, разве этого не достаточно! (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

• SIR1US

Свое отношение выразил, но спорить на эту тему не намерен, ибо не вижу смысла. И опять же, я разве где-то написал, что сам по себе аргумент является доказательством?

• homevu

Аргумент приводиться как подтверждение другого утверждения... Но сам по себе он не является доказательством чего либо. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

• petruchio

Ядрёны-макароны! ХОМЯК и здесь опять развел эту комментовскую манструбацию...! У адептов ортодоксальной гей-религиозной секты туссовка в на другом сайте и ты уже знаешь где! Вали туда и разводи свой философский онанизм со своими "братьями"!

Теория Всего уже есть) мало того, ее даже номинировпли на Оскар за лучшую мужскую роль (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

9. vinstlow

Ну, вполне возможно, что многие взаимодействия мы наблюдать просто не в силах в виду разных причин - от недостатка техники, до ограничения восприятия. Так что если и будут связаны все взаимодействия в одну теорию, то не скоро. (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

10. HumanJustMad

42 (отправлено из приложения Hi-News.ru)

11. bdv

Странно, конечно, теории всё сложнее. Понять их вполне не могут даже создатели и спецы. Проверить и подтвердить их невозможно. Становится похоже на сказки для учёных дядей. Хотя теория струн мне симпатична. В Библии написано что Бог создал всё Словом Своим, а слово это и есть вибрация с зашифрованной информацией.

12. petruchio

В этом всём трансформативном фикшинге очень запутанны некоторые ключевые моменты. Электромагнетизм это сила дальнодействующая, как вообщем то и гравитация. Если исходить из этого, вообщем то можно описать эти две силы едиными уравнениями, ну как Вейль...или типа того. А вот слабые силы вообще выбиваются из понятий силы...это взаимодействие без элементов силового воздействия, то есть элемент превращения и распадов частиц. Сильное взаимодействие тоже эфемерно в том понимании, что предлагается...а именно протоны и нейтроны удерживаются в ядрах именно благодаря ему, а обменным бозоном выступают как бы виртуальные ПИ-мезоны. Но в внутри адронов (нейтронов и протонов) есть истинное сильное, то есть глюонное взаимодействие! Только кварки отдельно не обнаружены, как и глюоны и это возможно не более чем просто удобная математическая модель. Так что есть ли смысл объединять все четыре взаимодействия?? Кроме того, если использовать различный математический формализм, то можно и уже это сделано и ЭЛМ со слабым взаимодействием объединить...а по факту что получается W, Z+, Z- бозоны... Но...не исключено что объединение гравитации и электромагнетизма должно быть именно на классическом физическом поле, а не на квантовом, поскольку только именно эту теорию можно использовать на практике для взаимного влияния электромагнетизмом на гравитацию.

13. homevu

Нынче мода на hi-news -
    Комментарии писать лишь с умным выражением лица!
    Но Осел не походит на Лань,
    Хоть трижды войди он в реку! (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

14. petruchio

Упс! Опять ХОМЯкушка появился обштыренный и речи свои сектантские начал произносить! Видать к закату это и медовым процедурам... Сейчас грядет у него великое единение с биосферой Земли путем йоговских ректальных упражнений! Не мешайте ему друзья...он в прозрении!!!!

15. Ce3apyc

То есть, после всех научных изысканий, за всю историю науки, ученые пришли к выводу, что есть 10^500 объяснений всему?! Ну, это и ежу понятно;) Буду использовать теперь эту цифру вместо 1000150, или 100500;)

16. michaelangelo

Блин а не легче ли обосновать что наша вселенная это просто компьютерная симуляция с высокой степенью детализации. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

17. dianetdamir

Великолепная статья, на мой взгляд. Заставляет думать об этом - это уже эффект! Физическая вселенная, действительно, таит в себе много тайн. И нам предстоит во многом разобраться. Здесь либо не упомянута, либо нарочито проигнорирована философская концепция порождения ответами на вопросы новых вопросов. Иными словами "теория всего" ответив на кучу вопросов разом породит еще больше вопросов тем самым разрушив саму себя... (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

18. ADAM_sotvoren

Теория всего не появится никогда, потому что человек, никогда не сможет понять ПЕРВОПРИЧИНУ всего,как появилась материя из состояния ПУСТОТЫ. Пример:«большая пена из пузырей разных форм и размеров» Откуда они взялись? Что было до них? Как они появились? По какой причине? Эти вопросы будут появляться без конца по мере появления новых теории. Что бы создать теорию всего нужно понять и объяснить ПЕРВОПРИЧИНУ, как из состояния пустоты,абсолютного нуля, что то могло появится, а если не было ПУСТОТЫ т.е. материя существовала всегда, у нее нет начала и нет конца,то такое вообще не возможно понять,поскольку мы находимся в рамках пространственно-временного континума и не можем мыслить вне этих рамок.В нашем мышлении все имеет начало(нало времени) мы встроенны во время и пространство.Как говаривал Эйнштейн "Не возможно решить проблему на том уровне на котором она возникла. т.е. нам, что бы найти теорию всего, нужно выйти за пределы пространства и времени а этого сделать не возможно,по крайней мере в этой жизни.Поэтому самая достоверная теория МЫ МАТРИЦЕ.))) А создал нас и нашу вселенную великий РАЗУМ,которого,разные народы в разное время называли по разному это БОГ. Он — Бог — един, 2. Бог, вечный; 3. Не родил и не был рождён, 4. И не был Ему равным ни один!

19. Vladimir Sido