Благодаря социальным сетям человечество со временем умнеет

Артем Батогов

Группа психологов из США и Канады провела любопытный эксперимент, в ходе которого выяснилось, что общение в социальных сетях способствует передаче навыков от поколения к поколению.

Социальная сеть

В последние годы под термином «социальная сеть» понимаются интернет-сервисы, которые позволяют пользователям переносить в сеть свои социальные связи, однако само понятие социальной сети было предложено задолго до создания персональных компьютеров. Принятое учеными определение гласит, что социальная сеть это структура (математически — социальный граф), состоящая из группы узлов, которыми являются люди или организации, а также связей между узлами. Связи могут выражать те или иные отношения: например, родство, знакомство или совместная работа.

Авторы, специалисты из университетов Британской Колумбии (Канада) и Калифорнии (США) ставили перед собой задачу проверить гипотезу о важности социальных сетей для накопления и сохранения знаний, сообщает Lenta.ru. Собрав две группы добровольцев, ученые поставили перед ними задачу передать «следующему поколению» (другим участникам опытов) знания о том, как правильно завязывать узлы или как рисовать сложную фигуру в графическом редакторе. В одной группе действовало правило — каждый участник получает знания от одного учителя и передает их одному ученику, а во второй группе можно было учиться у всех пяти учителей, представляющих прошлое «поколение».

В ходе эксперимента выяснилось, что одиночки в итоге утратили часть знаний и навыков или остались на уровне первого поколения. В группах, которые могли учиться друг у друга, картина была иной: навыки, напротив, стали заметно лучше. К примеру, сложная фигура из нескольких окружностей у участников совместно обучавшейся группы с восьмого поколения получалась практически неотличимой от оригинала (одна ошибка на пять попыток), в то время как одиночки в лучшем случае рисовали правильно в двух случаях из пяти. В случае с вязанием узлов ситуация была хуже, но и тогда последнее совместное поколение правильно выполняло две трети заданий, в то время как последнее одиночное делало две трети узлов с ошибками.

По мнению исследователей, эти опыты подтверждают важность социального взаимодействия для сохранения знаний. И хоть такой способ передачи информации показывает неплохие результаты в опытах, ни одна социальная сеть не сможет заменить живое общение между людьми.