Lockheed Martin разрабатывает наследника легендарного самолета-шпиона SR-71 Blackbird

Когда в далеком 1998 году совершил последнюю посадку SR-71 Blackbird, американская авиация лишилась не только одного из самых высокотехнологичных самолетов, который когда-либо был построен, но и одного из самых красивых летательных аппаратов в мире. Подразделение компании Lockheed Martin, конструктор авиационной техники Skunk Works, объявил на днях о том, что ведет разработку преемника легендарного Blackbird («Черный дрозд»), который получит название SR-72. Обладая новым сверхзвуковым двигателем, сочетающим турбины и прямоточную воздушно-реактивную тягу, новый SR-72 сможет развивать скорость в 6 Махов, что практически в два раза больше показателя, на который был способен его предок.

Lockheed Martin SR-72

SR-71 Blackbird является одним из самых выдающихся летательных средств в истории авиастроения. Он был построен во время холодной войны в начале 1960-х годов компанией Lockheed на одном из засекреченных заводов их подмастерьев Skunk Works. Период эксплуатации самолета-разведчика составил 32 года (с 1966 по 1998 год). Его титановый фюзеляж, покрытый черной краской, был разработан таким образом, чтобы аппарат мог выдерживать нагрузки на высоте 24 000 метров при дальности полета в 5400 км.

Самолет SR-71 Blackbird

Blackbird летал настолько быстро и высоко, что в прямом смысле мог обгонять вражеские ракеты, которые его хотели сбить. И что интересно, ему действительно приходилось это делать. Следует сказать, что из 32 машин, которые были построены, ни одна машина не была уничтожена вражеским огнем (самолеты-перехватчики, просто не могли угнаться зам Blackbird). Хотя 12 из них все же были уничтожены в результате аварий, не связанных с действиями противника. Корпус самолета креп с каждым полетом. Фюзеляж при сверхвысоких скоростях нагревался до такой степени, что титан буквально закалялся каждый раз, когда самолет выходил на очередную разведывательную миссию.

Максимальная скорость SR-72 будет составлять 6 Махов

Известным SR-71 делают также и поставленные им рекорды. Он установил абсолютный рекорд скорости среди пилотируемых самолётов с прямоточными двигателями. И рекорд этот он удерживает до сих пор. 1 сентября 1976 года стратегический сверхзвуковой разведчик ВВС США SR-71 Blackbird преодолел расстояние от Нью-Йорка до Лондона за 1 час 54 минуты и 56,4 секунд, развив максимальную скорость в 3,2 Маха (3920 км/ч). К настоящему моменту ни одному воздушному летательному средству не удалось добраться до этого показателя скорости.

Даже к концу своей карьеры SR-71 продолжал ставить все новые и новые рекорды. После окончания холодной войны программа была закрыта, и большинство оставшихся «Черных дроздов» отправились в музеи. Когда один из SR-71 переправляли (своим ходом) в Смитсоновский институт в 1990 году, самолет побил четыре рекорда скорости полета между Лос-Анджелесом и Цинциннати, Огайо.

Идея о создании приемника SR-71 горела в умах инженеров на протяжении многих лет, и теперь Lockheed может наконец-то объявить о том, что работает над SR-72. В отличие от своего предшественника, получившего неофициальное название «Черный дрозд», имя нового самолета-разведчика решили оставить более лаконичным. Однако даже это не помешает ему развить скорость в 7350 км/ч — вдвое выше, чем у SR-71.

Новый самолет будет быстрее предшественника

Задачей SR-72 станет не только обеспечение Соединенных Штатов Америки новой сверхзвуковой машиной, но и повышение вооруженной мощи страны.

«Сверхзвуковые самолеты, оснащенные сверхзвуковыми ракетами смогут проникать в закрытое воздушное пространство противника и наносить удар в любой части континента, добравшись туда менее чем за один час», — говорит Бред Леланд, руководитель программы Hypersonics.

«Скорость станет следующим ключевым показателем в современной авиации нового поколения на протяжении последующих нескольких десятилетий. Технология станет таким же переломным моментом, требующим изменения «правил игры», каким в свое время было внедрение технологии стелс».

Со слов Леланда, при скорости 6 Махов, SR-72 сможет оставить потенциальным врагам не только минимум времени для ответных действий, но и удивить показателями высокой эффективности в запуске сверхзвуковых ракет. Поскольку для их запуска не потребуется ракетоноситель, скорость ракет сможет в шесть раз превысить скорость звука, а их конструкция будет намного легче — как в плане веса, так и в плане самого строения.

«Финальная версия будет размером с SR-71, будет обладать той же дальностью полета, но сможет обеспечить в два раза более высокую скорость».

Сердцем SR-72 станет, как его называют в Lockheed, турбина на основе комбинированного цикла работы, сочетающая в себе технологии двигателя «гиперзвукового летательного аппарата» HTV-2, который развил скорость в 20 Махов (24 501 км/ч) в рамках тестовых испытаний. В свою очередь SR-72 имеет два двигателя и при этом каждый из них по сути является двойным. Каждый из них использует сложную объединенную конструкцию из воздухозаборников и сопла, подключаемых к двум разным источникам питания, что позволяет существенно снизить лобовое сопротивление воздуха.

Верхний двигатель представляет собой турбину, которая будет использоваться SR-72 для стандартного взлета и разгона до скорости 3 Маха. Затем в действие вступит двухрежимный воздухозаборник, который будет ускорять аппарат до 6 Махов. На разработку дизайна двигателя у Lockheed и компании Aerojet Rocketdyne ушло целых семь лет совместной работы. В рамках этого времени лучшие инженеры многократно ломали головы, пытаясь выяснить, как же можно использовать имеющиеся в настоящий момент турбины совместно со сверхзвуковой системой самолета.

В интервью еженедельника Aviation Week, Леланд объяснил, что списание в отставку SR-71 оставило после себя огромный пробел в развитии спутниковых технологий (не телевизионных, а аппаратных), а также дозвуковых пилотируемых и беспилотных системах. Этот пробел решено было закрыть. Так началась программа SR-72. Статья в журнале сообщает, одним из условий разработки SR-72 является принятие во внимание требований Пентагона в рамках программ по исследованию и развитию вооружения, потому как последний диктует инженерам Lockheed временные рамки и многие другие аспекты в строительстве нового самолета.

Леланд отмечает, что для постройки SR-72 не потребуется разрабатывать новые технологии, поэтому первый демонстрационной полет нового сверхзвукового многоцелевого летательного аппарата может состояться уже к 2018 году. В эксплуатацию же SR-72 может поступить к 2030 году.

Falcon HTV-2

«Тестовая версия самолета — размером с F-22 (многоцелевой истребитель пятого поколения). Он имеет только один двигатель, который позволит ему держать скорость 6 Махов в течение нескольких минут», — говорит Леланд.

Интервью (на английском языке) с одним из бывших пилотов SR-71 можно посмотреть на видео ниже: