#чтиво | 10 самых выдающихся футурологов современности

В 1900 году куратор Смитсоновского института Джон Элфрет Уоткинс написал статью для журнала The Ladies’ Home под названием «Что может произойти в ближайшие сто лет», в которой раcписал настолько неправдоподобные на тот момент прогнозы, что читатели буквально забросали его гнилыми помидорами. Конечно, Уоткинс ошибся во многом. Он полагал, что буквы C, X и Q исчезнут из алфавита, улицы уйдут под землю, а на фермах будет расти клубника размером с яблоко. Однако куда более интересны те его прогнозы, которые свершились: беспроводные телефонные сети, глобальное телевидение, МРТ-аппараты, война в воздухе и высокоскоростные поезда. Уоткинс даже предсказал наплыв грузовиков, развозящих еду по всей стране.


Как работают футурологи мы уже писали. Сегодня они стремятся прогнозировать тенденции, изобретения и события, которые свершатся в ближайшие десятилетия. Такие себе пророки. Но в отличие от Уоткинса, который, похоже, сделал большую ставку на свою собственную фантазию и решил выдать желаемое за действительное, современные предсказатели разработали более сложные методы предвидения. Как рассказал Тимоти Мак, президент Всемирного общества будущего, футурологи постоянно сканируют новости масс-медиа и опубликованные результаты научных исследований, проводят тщательно структурированные опросы Делфи, и в целом больше опираются на науку, чем на астрологию. Многие из них также создают компьютерные симуляции и даже ролевые игры, чтобы предсказать отдельные события и тренды. Единственное, что им мешает — случайные события, причины которых сложно отследить вовремя.

Футурологи — чья работа поощряется крупными компаниями и правительственными ведомствами, которым нужно предвидеть проблемы и тенденции будущего — также известны тем, что их предсказания могут формировать мир будущего.

«Главная цель изучения будущего — это анализ того, что может произойти, если современные тенденции сохранятся, решить, хорошо ли это, и если нет — изменить», — объясняет Мак.

Перед вами десять футурологов, которых можно назвать самыми влиятельными в современном обществе: они знают, что будет дальше.

Элвин Тоффлер


Если вы озадачены руководителями корпораций и политиками, которые постоянно изъясняются жаргонными фразами типа «изменить правила игры», скажите спасибо Элвину Тоффлеру, который работает бизнес-журналистом журнала Fortune и консультантом технологических компаний типа IBM, Xerox и AT&T. Его книга 1970 года «Шок будущего» популяризовала идею того, что увеличение темпа технологического прогресса — в частности, рост компьютеров — может иметь разрушительные последствия для общества, поскольку многие люди не могут шагать в ногу с прогрессом и остаются на обочине современности, растерянные и дезориентированные.

Тоффлер также выдвинул идею того, что быстрое изменение может фундаментальным образом изменять способ взаимодействия людей друг с другом. И что в итоге? Возникает состояние бытия, которое Тоффлер называет «высокой быстротечностью», когда отношения длятся все меньше и меньше, а люди, идеи и организации изживают себя быстрее и быстрее. В этом мире растущего непостоянства, по предсказанию Тоффлера, пользователи эволюционируют в общество растущего потребления, которое покупает одноразовую продукцию для удовлетворения временных нужд, будучи подверженным постоянному гипнозу покупать все больше и больше.

После публикации «Шок будущего» показал мрачное антиутопичное общество, в котором высокотехнологичная элита будет стремиться удерживать массы под контролем. Но спустя десятилетия мы увидели, что предсказания Тоффлера стали правдой во многих случаях, начиная мобильными телефонами, меняющимися раз в год, и заканчивая виртуальными корпорациями, которые ненадолго собираются для достижения одной цели, а после внезапно исчезают.

Мичио Каку


Ученый Каку работает профессором теоретической физики в Городском университете Нью-Йорка. Он сделал важный вклад в разработку теории струн, которая пытается примирить эйнштейновскую относительность и квантовую механику. Более известен он как автор бестселлера «Физика невозможного», который объясняет, как наука и технологии сегодняшнего дня трансформируются в отдаленном и не очень будущем.

В другой своей книге 2011 года «Физика будущего: как наука будет определять судьбу человека и нашу повседневную жизнь в 2100 году» Каку в значительной мере опирается на опрос Делфи, проведенный в неформальной обстановке с экспертами в различных областях науки. Он побывал во многих лабораториях и изучил массу прототипов изобретений, которые уже существуют, чтобы попытаться предсказать, как будут развиваться события в дальнейшем. На основе данных Каку создал гипотетическое общество будущего с технологиями, которые покажутся научной фантастикой даже сегодня.

Каку предсказывает, что компьютеры смогут читать наши мысли, а это, в свою очередь, позволит нам передвигать объекты и управлять машинами просто силой мысли. Он также прогнозирует прогресс в области биотехнологий, который позволит людям увеличить продолжительность жизни и создать новые организмы, которых в природе не существует. Нанотехнологии дадут нам возможность брать один материал и превращать в совершенно другой на молекулярном уровне — чем не философский камень? К 2100 году, по мнению Каку, исчезнут все межнациональные различия, а мир превратится в единую планетарную цивилизацию.

Кристофер Альберг


Бывший рейнджер шведской армии со степенью доктора наук, Альберг является исполнительным директором Recorded Future, кембриджской фирмы, которая стала пионером в использовании Интернета в режиме реального времени для предсказания будущих событий. Компьютеры Recorded Future изучают десятки тысяч сайтов, блогов и аккаунтов Twitter и с помощью хитроумного аналитического программного обеспечения пытаются провести «невидимые связи» между отдельными вещами, о которых говорят разные люди, чтобы предсказать событие. Recorded Future также использует эту информацию, чтобы узнать, когда именно может произойти событие.

У технологии Recorded Future такой потенциал, что Google и Центральное разведывательное управление США стали инвесторами компании. Но как отмечал Альберг в 2011 году, у программного обеспечения есть ограничения: в одних предсказаниях оно лучше, чем в других. С часто случающимися событиями технология работает прекрасно, вроде оценки волатильности рынка, но не так хорошо с редкими событиями, вроде выборов. И случайные события вроде «черных лебедей» тоже сложно предсказать.

Дирк Хельбинг


Как и Альберг с Recorded Future, Хельбинг — уроженец Германии, физик, математик и социолог — надеется использовать компьютерное программное обеспечение для достижения такого уровня предвидения, что жрецы Дельфийского оракула нервно курили бы в сторонке. Однако Хельбинг решил зайти дальше и создать более широкую сеть для анализа данных, чтобы получать представление не только об отдельных событиях, но также о долгосрочных изменениях, которые влияют на людей по всей планете.

Хельбинг создает проект симуляции живой Земли (Living Earth Simulator Project) в лаборатории Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе. Затея стоит 1,4 миллиарда долларов и включает создание сверхмассивной компьютерной системы, способной смоделировать практически любое событие, которое может произойти на планете. LES, который Хельбинг называет «нервной системой планеты» будет собирать все, начиная экономической статистикой отдельно взятого государства до твитов вашей соседки Люси. Кроме того, он сможет задействовать данные с подключенных к Интернету компьютеров и просматривать фотографии, загруженные в Сеть с камер смартфонов.

Чтобы разобраться в этом хаосе, казалось бы, несвязанных вещей, LES использует сложные алгоритмы, такие себе уравнения предсказаний, чтобы найти взаимосвязи между разными, на первый взгляд, вещами. Хельбинг верит, что симулятор сможет предсказать такие масштабные события, как войны и финансовые кризисы, эпидемии и пандемии. В идеале — задолго до их свершения, чтобы политические лидеры и страны в целом смогли предотвратить разрушительные последствия подобных катастроф.

Рэй Курцвейл


В 13 лет уроженец Нью-Йорка, мальчик Рэй, использовал части телефона, чтобы собрать калькулятор, который будет высчитывать квадратные корни. В конце 60-х он попал в Массачусетский технологический институт, а позже основал успешную аналитическую компанию в сфере программного обеспечения, с тем, чтобы продать ее за 100 000 долларов. Спустя десятилетия Курцвейл предвидел множество инноваций, изменивших мир, от оптических распознавателей символов до голосовых и музыкальных синтезаторов. Но человек, который, возможно, является величайшим живым изобретателем Америки — журнал Inc. однажды назвал его «законным наследником Томаса Эдисона», который тоже слыл на все руки мастером — более известен как футуролог.

Курцвейл не был первым, кто решил, что машины в конечном итоге затмят мощь человеческого разума, но он смело утвердил дату технологической сингулярности. В 2005 году Курцвейл провозгласил, что «небиологический интеллект» появится в 2045 году и не только превзойдет человеческие способности мышления, но и будет в миллиард раз умнее, чем все человечество сегодня. При всем этом Курцвейл не переживает, что некоторые злобные машины решат уничтожить человечество, как в «Терминаторе». Напротив, в будущем человек и машина будут тесно связаны для достижения невероятных этапов прогресса и инноваций. Курцвейл полагает, что люди станут более вовлечены в искусственный интеллект, чем мы можем представить, а в 2030 году многие из наших органов будут заменены крошечными роботами, которые будут работать дольше, чем наши, и куда более эффективно.

Уильям Гибсон


В отличие от предсказателей, которые полагаются на данные, Гибсон из Южной Каролины — автор романов «Нейромансер», «Виртуальный свет», «Распознавание образов» и недавно вышедшая «Нулевая история» — пишет в стиле современного Жюля Верна, используя свое воображение для представления научной фантастики будущего. Гибсон, живущий ныне в Канаде, начал свою писательскую карьеру в начале 1980-х еще на старомодной пишущей машинке. И это не помешало ему вообразить планету, на которой люди связаны глобальной компьютерной сетью и проводят большую часть времени в «киберпространстве» — этот термин принадлежит авторству Гибсона.

Его фантазия породила невероятное сходство с современным мультимедийным Интернетом, который тогда существовал только в виде скелета, связывающего несколько университетов и научно-исследовательских учреждений. Как метко отметил журналист Паган Кеннеди в 2012 году, «десять лет спустя, когда мы шагнули в киберпространство, слово стало правдой». Будущее набросков Гибсона мрачно и антиутопично, не обещающее ничего. В книге 1988 года «Мона Лиза Овердрайв», к примеру, описывается феномен под названием «невроэлектронной» привязанности, когда «проводоголовые» настолько пристрастились к цифровому контенту, что превратились в коматозных зомби, подключенных к модемам. Стоит отметить, что Гибсон предсказал и более оптимистичное влияние технологий. В романе 1997 года «Идору» автор изобразил китайский город, полностью снесенный властями с тем, чтобы возродить его в киберпространстве, как онлайн-оазисе с политической и креативной свободой.

Обри ди Грей


Много лет назад испанский мореплаватель Понсе де Леон искал мифический источник молодости, воды которого, как полагали, могут обратить вспять разрушительное старение. Сегодня, рожденный в Великобритании ди Грей, предсказывает будущее, в котором мы сможем изменить свои тела на клеточном и молекулярном уровне с целью устранения повреждений или даже предотвратить старение. При этом ди Грей возглавляет исследования, которые стремятся воплотить в реальность мечту человека жить значительно дольше, чем положено сегодня.

Выпускник Кембриджского университета, Обри начал свою работу в области компьютерных наук, но после переключился на область биогеронтологии. Ди Грей набросал  в общих чертах план омоложения человеческого тела, назвав его стратегией разработки препятствия старению (Strategies for Engineered Negligible Senescence, SENS), который делит явление старения на семь конкретных классов повреждений и определяет тщательные подходы к решению проблем каждого из них. Ди Грей сейчас возглавляет общество SENS Foundation, некоммерческую организацию, которая поддерживает исследования и является главным редактором исследований по омоложению, рецензируя соответствующий научный журнал. В интервью 2010 года журналу Guardian ди Грей сказал, что верит, что срок, отведенный человеку на жизнь, может быть увеличен до 1000 лет, и что есть 30-40-процентный шанс, что первый долгожитель-тысячелетник уже ходит на планете.

Пол Робертс


В 1983 году Робертс выпустился из Университета штата Вашингтона и стал журналистом, который пишет для журнала National Geographic и других изданий. Он занимается сложным сопоставлением экономики, технологий и природы. Робертс является одним из самых известных прогнозистов так называемого «нефтяного пика», который гласит, что мир, возможно, уже достиг максимального порога производства бензина, а значит, количество природных запасов сырья может иссякнуть уже в ближайшие десять-двадцать лет.

В книге «Конец нефти» Робертс предсказывает, что спрос на энергию будет продолжать расти, поскольку люди в развивающихся странах начнут баловать себя автомобилями, большими домами с кондиционерами и другими технологическими прибамбасами, доступными в развитых странах. Интенсивная конкуренция за сокращение поставок топлива и других естественных источников энергии разгорится в полной мере, что приведет к конфликтам и политической нестабильности. В то же время, изменения климата, провоцируемые людьми, жгущими бензин и другое топливо, приведут нас к невероятным разрушениям.

Робертс считает, что основным долгом США, как основных потребителей энергии в мире, должен стать поиск и разработка более эффективных альтернативных источников энергии, которые смогут заменить нефть и другие виды ископаемого топлива.

Фейт Попкорн


За последние несколько десятков лет уроженка Нью-Йорка Фейт Попкорн получила звание «Нострадамуса от маркетинга», а ее фирма BrainReserve выручила прибыльную франшизу, предоставляя консультации компания от Johnson & Johnson и IBM до Dunkin’ Donuts на тему отслеживания трендов и изменений в человеческом поведении. Метод предсказания Попкорн, описанный в статье LA Times 1998 года, связан с систематическим сканированием сотен журналов, газет и других изданий, а также консалтинговыми данными тысяч экспертов в различных сферах занятости.

Попкорн стала известной за предсказание зарождения тенденции «кокона», когда люди, перегруженные стимуляцией, решают остаться дома и смотреть видео вместо того, чтобы сходить в кино, заказывают пищу из ресторанов, вместо того, чтобы проветриться. Она также точно угадала, что многие женщины разочаруются в корпоративной «крысиной гонке» и захотят простой и здоровой жизни. С тех пор Попкорн много раз предсказывала тенденции будущего потребителя. Некоторые из них, вроде роста спроса на косметические операции, татуировки и другие формы модификаций тела, уже сбылись. Другие — например, что молодежь будет отвергать названия именитых брендов в пользу простой и качественной одежды, чтобы выразить свою индивидуальность — еще грядут.

Джон Нейсбит


Бывший американский морпех и руководитель IBM и Kodak, Нейсбит служил советником для двух президентов, Джона Кеннеди и Линдона Джонсона до того, как опубликовал бестселлер «Мегатренды» в 1982 году, в котором предсказал быстрый рост мировой экономики и общества, для которого информация будет товаром наравне с выпускаемой продукцией. В дни, когда новости еще не публиковались в Сети, Нейсбит занимался предвидением на основе бумажной формы «гугла»: вместе с коллегами перерывал более 200 газет в день в поисках повторяющихся событий и мотивов общественного поведения.

С тех пор Нейсбит написал множество других книг, в том числе продолжение «Мегатрендов» 1990 год, ориентированное на женщин, а в 2010 и «Китайские мегатренды», в которых Нейсбит выразил мысль, что Китай создаст в конечном итоге принципиально новую социальную и экономическую системы, которая станет альтернативой западной демократии. Нейбсти также предсказал, наряду и с другими вещами, рост интеллектуальной свободы в Китае и рост китайской версии музыки кантри.

Читайте также о десяти самых интересных предсказаний футурологов относительно будущего технологий.