10 свежих изобретений, на самом деле придуманных уже давно

Самоуправляемые автомобили, моноподы для селфи, дроны, устройства с сенсорными экранами, электронные сигареты, джетпаки и многие другие вещи кажутся на первый взгляд вполне себе современными изобретениями. «Создатели» этих вещей действительно описывают их как новые изобретения и в некоторых случаях даже оформляют на них соответствующие патенты. Но правда в том, что большинство этих «изобретений» были придуманы гораздо раньше. Задолго до того, как появились их современные аналоги. Изначально эти изобретения, возможно, выглядели несколько иначе. Большинство из них так и не добрались до производства по той или иной причине. Некоторые, напротив, поступали в продажу, но вскоре отзывались из-за низких показателей спроса.

Повышенной популярностью электронные сигареты обзавелись в 2012 году. Принцип их работы заключается в нагреве содержащейся в них капсуле с никотиновой жидкостью для имитации настоящей сигареты. Их изобретение обычно приписывают китайскому фармацевту Хон Лику. Его отец умер от рака легких, вызванного сигаретами. Сам Лик был заядлым курильщиком, который много раз безрезультатно пытался бросить эту пагубную привычку с помощью никотиновых пластырей.

Важный факт заключается в том, что Хон Лик не является первым изобретателем электронных сигарет. Они были изобретены еще в 1963 году Хербертом Гиллбертом, который создал первое в мире устройство, позволявшее вдыхать безвредный пар со вкусом табака. В оригинальной электронной сигарете Гиллберта не использовался принцип сгорания, и в ней совершенно не содержалось никакого никотина. Позже он разработал прототип, работавший на батарейке для создания нагрева. Кроме того, для создания пара применялась вода с различными вкусами. Свой прототип он представил различным химическим, фармацевтическим и табачным компаниям, однако все они в итоге ему отказали.

Самоуправляемые автомобили

Беспилотные, или самоуправляемые, автомобили в последнее время очень часто встречаются в различных новостных лентах. И, пожалуй, самыми продвинутыми из них, конечно же, являются автомобили от компании Google. Ее автомобили уже прошли более 480 000 километров дорог и стали участниками всего двух ДТП, виновниками в которых были признаны именно люди. Однако самоуправляемые автомобили не являются новым изобретением. Концепты подобных беспилотных транспортных средств на самом деле появлялись еще со времен Леонардо Да Винчи, который, кстати, изобрел повозку с «программируемым» рулевым управлением.

Если брать более современные реалии, то в 1958 году General Motors создала самоуправляемый автомобиль, чье управление основывалось на движении вдоль проложенных внутри дорожного покрытия специальных проводов. И хотя данное транспортное средство действительно двигалось самостоятельно, его нельзя назвать первым автономным транспортным средством, потому что двигаться оно могло только по заранее проложенному (с помощью проводов) маршруту.

Первый действительно самоуправляемый автомобиль был создан С. Тсугавой и его коллегами из Tsukuba Mechanical Engineering Laboratory, что в Японии. Однако пионером беспилотных автомобилей считают немецкого инженера Эрнста Дикинсона. В 1987 году на базе автомобиля Mercedes он создал VaMoRs — транспортное средство, способное самостоятельно проехать около 20 километров при скорости более 90 км/ч. Семь лет спустя он создал VaMP. Автомобиль мог распознавать дорожные знаки, держаться внутри своей полосы, определять других участников движения и даже самостоятельно принимать решения о перестроении. Годом позже Дикинсон и его команда создали еще один беспилотный автомобиль, который самостоятельно съездил в путешествие из Германии в Данию. Максимальная скорость машины была ограничена 180 км/ч. Человек управлял автомобилем всего 5 процентов от общего времени этой поездки.

Летающие велосипеды

Несколько лет назад был изобретен летающий велосипед, получивший название «Paravelo». «Летающий» в данном случае является совсем не метафорой, так как велосипед действительно способен летать и оснащается парашютом. Необычный вид транспорта может передвигаться по земле со скоростью 25 километров в час и 40 километров в час в воздухе, а также подниматься на высоту до 1200 метров. Но интереснее всего то, что для права управления этим видом транспорта вам не нужна лицензия пилота. Paravelo был назван первым в мире летающим велосипедом, хотя данный титул ему точно не принадлежит.

Полет первого летающего велосипеда состоялся 9 ноября 1961 года, когда Дерен Пиготт из Саутгемптонского университета поднял в воздух велосипед с необычным аэродинамическим корпусом. Назвали это транспортное средство Саутгемптонским летательным аппаратом на педальной тяге. Дереку пришлось приложить немало усилий для того, чтобы велосипед поднялся в воздух. Он пролетел на высоте 1,8 метра над поверхность земли дистанцию в 64 метра. И хотя полет был очень медленным и очень коротким, это не отменяет факт того, что именно это и есть первый летающий велосипед.

Джетпаки

В 2010 году компания Martin Aircraft Company представила джетпак, который прозвала «первый в мире пиратский джетпак». В том же году журнал Time выбрал его в качестве одного из 50 лучших изобретений 2010 года. Несмотря на то, что разработка джетпака Martin Aircraft Company велась еще с 1981 года, по-настоящему первый в мире джетпак поднялся в воздух в 1958 году. Разработал его Вэнделл Мур, исследователь компании Bells Aerosystems. Ранний прототип джетпака Мура мог подниматься на высоту 5 метров и находиться в зависшем положении около трех минут. Разработка привлекла внимание американских военных, которые профинансировали проект на сумму 150 000 долларов.

Через какое-то время для военных и даже для самого президента Кеннеди проводилось несколько демонстрационных тестовых полетов. Позже армия прекратила финансирование дальнейших разработок ввиду того, что реальные время полета и дистанция не вполне соответствовали поставленным задачам. В это же время джетпаком заинтересовались в NASA. Его хотели использовать в миссии «Аполлон-11» на случай, если произойдут какие-то неполадки с лунным модулем. Позже, впрочем, в NASA передумали и вместо джетпака решили использовать лунный ровер. После стольких поражений Bell решила не продолжать разработку джетпаков.

Безлопастные вентиляторы

Попросту говоря, безлопастные вентиляторы — это вентиляторы без лопастей. Своей опорой они всасывают воздух, а затем выдувают его через несколько отверстий в специальном кольце. Изобретение приписывают Джемсу Дайсону, который назвал его «Air Multiplier». И как в случае с джетпаком, это изобретение оказалось в списке журнала Time «лучших изобретений 2009 года». Однако, как и в случае с джетпаком, создано это устройство было задолго до 2009 года.

Первый безлопастной вентилятор был на самом деле запатентован в 1981 году японской компаний Tokyo Shiba Electric. И хотя устройство этой компании так никогда и не производилось, дизайн устройства Джеймса Дайсона практически полностью копирует дизайн устройства от японской компании. Кстати, по этому поводу Дайсону отказали в патенте. Время патента, принадлежавшего компании Tokyo Shiba Electric, к тому моменту уже истекло, однако патентное бюро обратило внимание на то, что изобретение Дайсона ничем особенным не отличается от ранее предложенного варианта. Руководитель патентной службы компании Dayson Гилл Смит не отрицает схожесть между двумя безлопастными вентиляторами, однако говорит, что основные различия между ними заключаются в «технологиях», которые в них использовались.