#чтиво | Цветочная реклама — пчелиному рою

Олег Довбня

21 февраля 2013 года журнал «Science Express» опубликовал интереснейшие результаты исследования, проведенного учеными Бристольского университета. Оказывается, обычные полевые цветы для того, чтобы донести пчёлам информацию о своей медоносности, применяют высокие информационные технологии и мощнейшие рекламные инструменты. Есть чему поучиться и специалистам по рекламе и создателям новомодных цифровых гаджетов. Так что, хоть природа и не учит любить музыку, но электронные коммуникации в ней, похоже, присутствуют.

Пчелиное общение

Начнем, как водится, с самого начала. Любая реклама будет успешной только в одном-единственном случае: если она достигнет своей целевой аудитории. Целевая аудитория цветов — пчёлы, проводящие значительную часть своего времени в поисках медоносных растений и шмели, опыляющие цветы.

Ученые во главе с профессором Дэниелом Робертом (Daniel Robert) обнаружили, что цветы привлекают шмелей не только благоуханием и ярким цветом, но и самыми настоящими… электрическими сигналами. И электрический сигнал, наряду с другими привлекательными факторами растений, несет шмелям и пчелам информацию о том, что цветы пора опылять. Так что, реклама с применением электронных технологий встречается не только в человеческом социуме, но и в дикой природе.

Пчелиное общение

Обычно растения заряжены негативно и порождают слабое электрическое поле. Пчелы же, кружащиеся в воздухе, обладают положительным зарядом. Как именно цветы и пчелы находят друг друга, наука пока сказать не может. Ясно лишь одно, что незначительная напряженность электрического поля вполне может служить одним из способов пчеле и цветку найти друг друга.

Поместив электроды в цветы петунии, исследователи обнаружили, что, когда пчела садится на цветок, он на несколько минут меняет потенциал своего электрического заряда (по всей видимости, с «минуса» на «плюс»). Возможно таким образом цветок информирует других пчел, что его недавно посетила их коллега по улью? К своему удивлению, ученые выявили способность шмелей определять различия между несколькими электрическими полями, исходящими от цветов.

Впрочем, не все так однозначно. Ученые провели тесты и обнаружили, что пчелы лучше определяют разницу между двумя цветами, чем между электрическими зарядами.

Перед исследователями возник вопрос: каким же образом пчёлы и шмели способны обнаружить электрическое поле? Полной уверенности в этом нет, но ученые высказывают предположение о том, что за восприимчивость электричества отвечают щетинки на шмелиных грудках. Помните, как волосинки липли к электронно-лучевым экранам старых телевизоров? Так вот, есть вероятность, что и здесь имеет место подобный эффект.

Пчелиное общение

Обнаружение способности пчел и цветов к своего рода «электронной коммуникации» полностью меняют представление науки о взаимодействии растений и насекомых. Доктор Хитер Витни (Heather Whitney), соавтор данного исследования, поделился своими мыслями по поводу недавно сделанного открытия:

Обнаруженные коммуникационные средства дают цветам потенциальную возможность сообщить своим опылителям о медоносности своего драгоценного нектара и запасах пыльцы.

Источник: Esciencenews.com