Безопасно ли хранить углекислый газ на морском дне?

8 Октября 2014 в 18:30, Илья Хель 3 876 просмотров 9

Углекислый газ

По мере того как мы отходим от ископаемых видов топлива и переживаем за климатические изменения, нам необходимо научиться улавливать углекислый газ (CO2) и хранить его около земли, чтобы он не попал в атмосферу. Это может быть проделано путем закачки его в те же резервуары, в которых некогда хранились нефть или газ, а также помещения его в аквиферы (водоносные горизонты). Пока этот CO2 будет постепенно растворяться и в конечном итоге образует карбонатные минералы, мы будем полагаться на целостность скал, которые будут удерживать CO2 взаперти.

Инъекция углекислого газа под морское дно — весьма интересный вариант, но остаются вопросы об экологических последствиях утечки CO2. Не так давно было опубликовано исследование, в ходе которого ученые создали искусственные утечки на западном побережье Шотландии с целью определения его воздействия. Работа была проделана под руководством Джерри Блэкфорда из Морской лаборатории Плимута.

Исследователи пробурили горизонтальную скважину, уходящую под морское дно на 11 метров. Глубина воды в этом месте составляла 12 метров. Ученые наблюдали за этой областью, закачивая углекислый газ в течение приблизительно пяти недель. Сначала медленно, потом быстрее. Не имея барьера, который бы удержал газ на дне, некоторое количество CO2 утекло наверх.

Порядка 15% закачанного CO2 сбежало пузырем газа с морского дна. Остальной растворился в воде и отложениях под морским дном. Ученые смогли увидеть, что происходит под поверхностью дна. При низкой скорости закачки газ проходит через сеть трещин в мелкозернистой грязи, затем уже не так быстро диффузирует через песочные отложения. Если скорость закачки растет, через перфорированный песок пробивается «дымоход» 5-10 метров шириной.

В последнюю неделю эксперимента в верхних 25 сантиметрах отложений упал уровень pH. Стало понятно, что карбонат кальция начал растворяться, вызывая изменения pH. Химические показатели вернулись к нормальных значениям спустя пару недель после закачки CO2 отчасти потому, что восстановилось химическое равновесие и движение воды промыло зону действия.

Хватило ли этого, чтобы навредить организмам, живущим там? К концу эксперимента произошли изменения в обществе, живущем в грязи и иле. Оно вернулось в нормальное русло через пару недель, вместе с химическими показателями. Исследователи также измерили сдвиг в микробной активности, которой понадобилось больше времени, чтобы вернуться к нормальной жизни — порядка трех месяцев.

Экспериментальная утечка CO2 была небольшой, но охватила большую часть возможных сценариев утечки, которые предусматриваются в проектах по хранению CO2. Из вероятных — есть возможность утечки в старых нефтяных и газовых скважинах. Из маловероятных — есть шанс механического повреждения колодца закачки. Серьезные утечки через разломы в скалах не учитываются, но шанс такого события крайне низок.

Исследователи пришли к следующему выводу: «Это новое понимание дисперсии, влияния и восстановления предполагает, что мелкомасштабные утечки из хранилища CO2 едва ли приведут к существенным изменениям в окружающей среде.

Практический вопрос заключается в том, сможем ли мы обнаружить такие утечки в случае их возникновения. Исследователи считают, что обнаружение небольших утечек вполне возможно, но потребуется провести дополнительные работы. Нужно хорошо измерить фоновые условия — в том числе сезонные изменения, чтобы можно было предупредить аномальные события. Также понадобятся небольшие подводные аппараты, которые будут анализировать химию и пузырьки газа. Так мы сможем узнать вовремя, если углекислый газ все же сможет найти выход на поверхность.

По материалам arstechnica.com

Безопасно ли хранить углекислый газ на морском дне?

1. mould1991

Предложенная идея полный бред!!!! Начну с того,что никакого парникового эффекта нету в настоящее время и не предвидится. А все теории и выдвинутые маразматическими умами теории об этом - это всего лишь повод наживы и не более!!! На самом деле содержание углекислого газа в атмосфере земли в настоящее время мало для полноценного обеспечения фотосинтеза. И доказательство могу привести элементарное:извержение средней мощности вулкана приводит к объему выброса диоксида С во много раз превышающего антропогенные источники выбросов(могу много привести иных аргументов и подробнее!!!)Так скажите,зачем эти бредовые предложения о закачке диоксида С в полости пород мирового океана. Это есть действительно извращение, ибо это приведет к дисбалансу взаимозависимых процессов: нарушение круговорота элементов, прерыв пищевых цепей-и как следствие угнетение экосистем, многие из которых уникальны и единичны на Земле!
    В атмосферу углерод диоксида надо локализировать!!!! Пусть "великие умы" лучше позаботятся об утилизации шламоотвалов и радиоактивных отходах!... (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

• glymskii

Ты видимо живешь в стране с мягким климатом. С детства замечаю, что каждый год климат ухудшается. Помню какая была зима раньше и какая она теперь. Снег может выпасть на один день даже в начале сентября, бывали такие случаи. Сильные извержения вулканов действительно могут изменить климат по всей планете на тысячи лет и это естественный процесс. От падения астероида может возникнуть ледниковый период, что тоже естественно. Но на то нам даны мозги, что бы мы обладали способностями изменять окружающую среду, делая его более комфортным для нас. Мы в равной степени можем нарушить природный баланс на сотни лет либо ускорить его восстановление.

• Earl

Пока человек не в состоянии глобально менять климат на всей планете, ведь даже не хватает компьютерных мощностей для точного предсказания погоды хотя бы на неделю вперед. Чего уж говорить о "настройке" климата под себя. Так что пока все это гадание на кофейной гуще.

• Earl

Я уже молчу о том, что смена периодов потепления или похолодания, ледниковых периодов, также зависит и от активности нашего светила.

• scherbachek

двигаются плиты,меняется течение,воздушные массы будут уходить в другом направлении и тд. Это от человека не зависит. Так что всякая закачка газа в дыры-это бред)

• kaeban222

Да да да, никакого изменения климата нет, это все теория заговора. Полный бред пишите.

• Elitnyy

А что плохого в потеплении? Динозавры процветали вд ревности в жару, природа была пышной и могучей.

Ктооо прогнивает на дне океана... (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)