Почему кресла в эконом-классе самолета такие неудобные
Многие из нас замечали, что полет в экономклассе превращается в настоящее испытание для тела. Дело не в избалованности или излишней требовательности — авиакресла действительно представляют собой эргономический кошмар, и это подтверждают специалисты. Более того, есть подозрения, что подобный дискомфорт может быть отчасти намеренным.
У многих от такой картины начинается не только предвкушение путешествия, но и дискомфорт.
Содержание
Что не так с авиакреслами
Недавний опыт перелета с двумя пересадками наглядно продемонстрировал всю глубину проблемы. После марафона по терминалам, скучных магазинов и переоцененной еды оказалось, что всё это было раем по сравнению с креслами эконом-класса. Причем речь идет не просто о неудобстве — это настоящий кошмар.
Даже короткий перелет длительностью около часа способен превратиться в пытку. Уже через несколько минут начинают болеть ноги, затем подключается спина, плечи. К моменту посадки весь организм буквально кричит и хочет размяться. Интересно, что сразу после пересадки в автомобильное кресло наступает облегчение — оно оказывается комфортным, и в нем можно провести хоть целый день без особых проблем.
Проблема не в размерах сидения, а в самой конструкции авиакресла. Они не просто маленькие и продолжают уменьшаться, с сокращающимся пространством для ног. Это эргономические катастрофы, созданные по законам, далеким от заботы о человеческом теле.
Не забывайте о нашем Дзен, где очень много всего интересного и познавательного!
Дискомфорт при перелетах
Авиакресла по своей природе очень легкие, простые и практически полностью жесткие. Возможность откинуться назад составляет жалкие 5-8 сантиметров максимум. Они спроектированы так, чтобы быть дешевыми в производстве и обслуживании, максимально компактными, с расстоянием между рядами настолько малым, что даже не каждому ребенку хватает места.
Места в самолете не сделаны почти без учета анатомии.
Конструкция представляет собой жесткую раму из алюминиевого сплава, титана или композитных материалов с тонкой поролоновой обивкой для сиденья и спинки. S-образная форма нижней части спины требует значительной поддержки, которую плоский контур кресла обеспечить не может. Это заставляет поясничный отдел принимать согнутое положение, что резко увеличивает нагрузку на межпозвоночные диски.
Само сиденье не обеспечивает должной поддержки бедрам, провоцируя откат таза назад и выпрямление поясничного изгиба. Минимальная структура спинки дает слабую поддержку поясничному и грудному отделам, вынуждая сидеть почти вертикально, что вызывает боли при длительном нахождении в таком положении. Такие кресла должны подходить всем, но не подходят никому, кроме авиакомпаний.
Присоединяйтесь к нам в Telegram!
Чем опасны неудобные кресла в самолете
Подушки кресел очень тонкие и однородные по составу, материал быстро изнашивается при многократном сжатии. Для комфорта необходимо равномерное распределение веса тела по максимальной площади ягодиц и бедер, поддерживая давление ниже критических уровней для предотвращения нарушения капиллярного кровотока. Вместо этого экономкресло создает давление на костные выступы таза и ограничивает циркуляцию крови.
Передний край сиденья должен быть слегка закругленным, чтобы избежать сдавливания нервов и кровеносных сосудов под коленом. Но в самолетах жесткие сиденья создают область высокого давления под бедрами, что может препятствовать венозному оттоку, приводя к отекам, дискомфорту и повышенному риску тромбоза глубоких вен.
С годами кресла стали менее комфортными.
Почему кресла в самолетах стали меньше
В 1970-х годах, когда авиаперелеты еще были другими, расстояние между креслами составляло 86-89 сантиметров. Сегодня оно может быть всего 71 сантиметр на ультра-экономичных рейсах. Ширина кресла 50 лет назад была 46-48 сантиметров, сейчас опустилась до 41 сантиметра.
Почему так произошло? Помимо чистого садизма, существуют логические объяснения. Аэрокосмическая инженерия стремится делать компоненты самолетов максимально легкими, прочными и компактными. Государственное регулирование ставит безопасность выше всего — кресла должны быть прочными, огнестойкими и выдерживать ударные нагрузки до 16 g. Комфорт для авиационных властей не имеет значения. В целом это действительно более важно и с этим отчасти можно согласиться.
Но главная проблема — экономика. С переходом от фиксированных цен и акцента на сервисе к дешевым билетам и минимуму услуг началась гонка на выживание. Авиакомпании пытаются втиснуть максимум кресел в самолет минимального размера. Эконом-класс приносит основной доход, в то время как первый класс дает наименьшую выручку в целом, а бизнес-класс показывает отличное соотношение затрат к доходу на квадратный метр.
Это создает огромное давление на авиакомпании с минимальной прибылью для увеличения количества мест. Каждый сантиметр пространства, добавленный одному креслу, должен быть отнят у другого, увеличивая общую доходность. Поскольку топливо — основная статья расходов, любое снижение веса дает немедленную финансовую отдачу.
Ни для кого не секрет, что бизнесс-класс сильно отличается по комфорту от эконома.
Однако в сложном мире авиационной экономики компании заинтересованы в том, чтобы выталкивать как можно больше клиентов из экономкласса в бизнес, где прибыль с места выше. Некоторые эксперты высказывают подозрение, что часть дискомфорта может быть не просто компромиссом, а намеренной попыткой стимулировать продажи бизнес-класса, делая эконом достаточно неудобным для мотивации к апгрейду.
Мужчина превратил старый самолет в квартиру с двумя спальнями.
Станут ли самолеты более комфортными
Не всё так безнадежно — дизайнеры вроде доктора Петера Винка из Делфтского технологического университета работают над способами сделать дешевые места более комфортными. Один из подходов — использование 3D-сканирования и CAD-моделирования для изучения форм человеческого тела и создания анатомически правильных сидений и спинок. Но вряд ли кто-то будет этим всерьез заниматься.
Другие решения включают передовые более современные материалы для подушек с переменной плотностью пены или замену традиционных подушек легкой сетчатой спинкой и сиденьем из анатомической 3D-ткани. Но тут остро стоит проблема долговечности и надежности.
Самые дорогие билеты и вовсе позволяют летать лежа.
Более амбициозные идеи предполагают кресла, пассивно адаптирующиеся к центру тяжести пассажира, системы с большим углом наклона в меньшем пространстве или даже встроенные массажные функции. Но пока это, и то не все, можно найти только в бизнес и первом классе.
Некоторые также предлагают радикальные концепции кабин, где пассажиры могли бы чередовать разные положения сидения, общаться в общих пространствах или посещать бортовые буфеты — получая самое простое и эффективное средство от длительного сидения: возможность прогуляться.
Если ищете что-то интересное на AliExpress, не проходите мимо Telegram-канала "Сундук Али-Бабы"!
Вот только все это лишние затраты, которые будут перекладываться на пассажиров. Многие не согласятся добавить немного комфорта за 1,5х или 2х ценник. Поэтому получается, что все остается так, как есть.