#чтиво | Наука и фантастика в фильме «Обливион»

Научно-фантастическая кинолента «Обливион» возглавила чарты на этой неделе, став самым громким фильмом сезона. Примечательна она, в первую очередь, тем, что сценарий к фильму, в котором описывается 2077 год и участвует Том Круз, написан самим режиссером Йозефом Косински — а не переснят с ранее имеющихся. Сколько правды и сколько вымысла в «Обливионе»?

Осторожно, спойлеры!


Научно-фантастические фильмы в наше время не являются чем-то из ряда вон выходящим, хотя достаточно сложно придумать что-то на самом деле оригинальное. Этот полигон тщательно осваивался последние сто лет в кино и минимум несколько сотен лет в литературе. Все возможные сценарии развития постапокалипсиса перебрали еще в Золотой век научной фантастики и в период «Новой волны».

Нельзя сказать, что «Обливион» стал чем-то принципиально новым, но стоит отдать должное — в нем переплелись несколько оригинальных сюжетов из привычного нам «скай-фая», причем в интересной комбинации. Интересен он и тем, что большинство фантастических предположений в фильме имеют под собой реальную научную основу, о которой мы ежедневно пишем здесь на Hi-News.ru. Кто-то говорит, что фильм Косински будут смотреть еще много лет, как «Космическую Одиссею» Кубрика, кто-то брезгливо морщится от мелодраматического сюжета, мы же просто разложим по полочкам правду и вымысел в фильме «Обливион».

Инопланетное вторжение


Фантастика:

В фильме «Обливион» сценарий включает канонические образы из «Космической Одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика, спецэффекты из «Дня независимости» и даже из телесериала «Звездный путь» (Борг!). В литературе, конечно, пришельцы нападали на Землю задолго до зарождения «твердого» жанра научной фантастики. Вспомним рассказ Вольтера «Микромегас», в котором пришельцы с Сатурна и Сириуса посещают Землю и поражаются нашему заоблачному высокомерию, которое совсем не сочетается с нашими небольшими размерами.

Наука:

Несмотря на то, что научные инициативы вроде SETI продолжают вглядываться во тьму космоса, инопланетные расы не вторгались на Землю. Пока что. Но могут.

Восстание машин


Фантастика:

Наиболее очевидным кинематографическим предшественником военных беспилотных летательных аппаратов в «Обливионе» будут, конечно же, смертельные машины Skynet из фильма «Терминатор». Несколько сцен в «Обливионе» также отсылают нас к недооцененному «Робокопу» 1987 года. Но Айзек Азимов предвосхитил появление военных дронов давным-давно в своих произведениях.

Наука:

В США и некоторых других странах военные беспилотные дроны давненько находятся на хорошем счету.

Внеземные колонии


Фантастика:

В фильме «Обливион» персонаж Тома Круза, Джек Харпер, считает, что основная часть населения Земли сбежала на спутник Сатурна — Титан. Идея внеземных колоний до «Обливиона» рассматривалась во многих фильмах — к примеру, «Чужие», «Вспомнить все» и «Бегущий по лезвию бритвы». Космические колонии всегда были популярны в научно-фантастической литературе. В серии романов Азимова «Основание» все обитаемые планеты в галактике терраформированы и колонизированы.

Наука:

Титан рассматривается как возможный пункт для космической колонии, поскольку у него есть плотная атмосфера и океаны. В одном из сообщений программы «Кассини» даже мелькали данные, что на Титане вполне может быть органическая жизнь. На спутнике Сатурна располагаются океаны из жидкого метана. Но пока идея о его колонизации далека от реального воплощения.

Постапокалиптический кризис


Фантастика:

По сюжету «Обливиона» Земля опустошена мировой ядерной войной. В кинематографе этот сюжетный ход далеко не нов — вспомним классику вроде «Безумный Макс» или популярный фильм «Послезавтра». Игровая серия «Fallout» построила свою популярность на этой идее, а Стругацкие занялись изучением вопроса постъядера много после литературных изысканий Мэри Шелли и Эдгара Аллана По в начале 1800-х годов.

Наука:

«Обливион» использует известный научный прогноз о последствиях глобальной термоядерной войны: разбитый пейзаж, радиационные зоны, тяжелые метеоусловия и уничтожение большей части флоры и фауны.

Клоны


Фантастика:

Клоны в фильмах тоже получили свою минуту славы: от «Звездных войн» до «Матрицы». А вот в литературе история клонирования уходит корнями аж в творчество Олдоса Хаксли, а конкретно к известнейшему роману «О дивный новый мир» 1932 года.

Наука:

Этические и социальные принципы оставляют клонирование за пределами допустимого, но технологии для клонирования млекопитающих уже существуют. Некоторые теории заговора полагают, что клонирование человека уже вовсю проводится в тайных лабораториях.

Подземные города


Фантастика:

Поскольку поверхность Земли в фильме «Обливион» не представляется возможной для обитания, беженцам пришлось уйти под землю в сеть руин, пещер и туннелей. В кинематографе подобные идеи, опять же, обыгрывались в «Матрице» и «Терминаторе», а в литературе вообще стала своеобразным клише еще с творчеством Толкина, Уэллса, По и Верна. Вспомнить даже «дантов ад» — чем вам не подземные города?

Наука:

Во всем мире существуют сотни подземных комплексов, многие из которых вполне справедливо можно было бы назвать городами. Подземный город Монреаля — La Ville Souterraine во Франции — располагает более чем 20-километровыми туннелями с апартаментами, гостиницами, офисами и магазинами. В прошлом веке концептуальные дизайнеры также долго планировали создание подземных и подводных городов — но как-то не срослось. Кто-то даже московскую сеть метрополитена может назвать подземным городом.

Астронавты в беде


Фантастика:

В галлюциногенной второй половине «Обливиона» раскрываются новые повороты сюжета, вполне привычные в научной фантастике: астронавты, которым грозит опасность. С полуслова можно понять, что мы это видели и в «Планете обезьян», и в той же «Космической Одиссее». Польский писатель Станислав Лем писал об этом и в «Солярисе».

Наука:

В истории пилотируемой космонавтики в космосе побывало более 500 человек, 18 из них погибло (в российской и американской программах).

Напоследок отметим, что в «Обливионе» затрагивается тема исчезновения Луны. О последствиях подобного мы совсем недавно писали.