24 серьезных научных вопроса, на которые нужны ответы

Илья Хель

Очевидно, не все в этом мире понятно нам: мы исследуем космос, едва ли знаем хоть что-то о недрах Земли и дне океана; не знаем, одиноки ли мы во Вселенной и есть ли жизнь после смерти. Поиск ответов на все эти вопросы ведут миллионы людей, одержимых жаждой знаний. Перед вами двадцать четыре научных вопроса, заданных экспертами своей области, на которые вы можете попытаться ответить.

Стетоскоп

1. Как мозг порождает сознание?

Мозг

Мо Костанди, невролог:

«Ученые, возможно, никогда не объяснят, что такое сознание. Но ученые должны с чего-то начать, если хотят понять, как рождаются неврологические проблемы с сознанием — к примеру, как повреждение ствола мозга повергает людей в кому».

1. Каковы пределы человеческой жизни и физиологии?

Кевин Фонг, эксперт по космические медицине:

«На данный момент, когда астронавты отправляются на Международную космическую станцию, их пребывание там ограничено шестью месяцами из-за эффектов, которые микрогравитация оказывает на человеческое тело. Но с марта 2015 года астронавт Скотт Келли начал свое годичное пребывание на орбите. Его близнец, астронавт Марк Келли, останется на Земле. NASA надеется, что это уникальное исследование близнецов предоставит нам некоторые подсказки относительно того, как противодействовать губительному действию космоса на наши тела».

1. Можем ли мы заменить поврежденные части мозга вычислительными устройствами?

Вонен Белл, писатель:

«У нас имеются протезы конечностей, но «нейронные протезы», заменяющие или дополняющие поврежденные ткани мозга, пока не существуют из-за чрезвычайной сложности мозга».

1. Что происходит, когда вы умираете?

Джейн Гудолл, приматолог, этолог, антрополог:

«Есть по меньшей мере две хорошо понятных стадии умирания: клиническая смерть, когда человек перестает дышать, а сердце — накачивать кровь, и биологическая смерть, когда клетки начинают распадаться и органы, включая мозг, прекращают работать. Но мы не знаем ничего о том, что происходит после этого».

1. Как решить проблемы рака, сердечно-сосудистых заболеваний и деменции?

Аннабель Бентли, эксперт в области здравоохранения

«Мы знаем, что единого лечения рака пока нет, но поиск путей его лечения в любом виде — важная задача науки и медицины сегодняшнего дня».

1. Решим ли мы вопрос «природы или среды»?

Дэвид Брэдли:

«Другими словами, как сильно на вас воздействуют гены и факторы окружающей среды? Некоторые моменты обусловлены генетикой, вроде волос или цвета глаз. Но другие обусловлены окружающей средой и при этом играют большую роль».

1. Можно ли избежать старения?

Клаудиа Хаммонд:

«В 20 веке продолжительность жизни существенно выросла, с 45 лет до 78 лет только в США. Но стареем мы с такой же скоростью. Ученые долгое время думали, что старение — это результат повреждений на молекулярном уровне, накапливающихся со временем, но мы до конца толком не знаем, как это происходит. И непонятно, сможем ли мы когда-нибудь это остановить».

1. Сможем ли мы предсказывать будущее экономической, политической и других систем?

Тим Харфорд, экономист:

«Некоторые экономисты могут предвидеть проблемы отдельных частей финансовой системы до наступления кризиса. Но эксперимент психолога Филипа Тетлока показали, что эксперты не очень хороши в прогнозировании событий в общей картине социальных систем».

1. Что такое жизнь?

Цветок

Роджер Хайфилд:

«Мы знаем, чем живые существа отличаются от неорганической материи, но ученые могут никогда и не узнать, откуда появилась жизнь и с чего началась».

1. Как обеспечить лучший подход к данным в медицине, как разобраться в мешанине этих данных?

Бен Голдакр, врач, академик:

«Мы могли бы спасать жизни, если бы знали, как использовать данные миллионов пациентов, но это кажется невозможным».

1. Есть ли предел интеллекта человека и общества?

Имран Хан, исполнительный директор British Science Association:

«Сила ума может увеличиться, если мы увеличим число нейронов (клеток мозга) в нашим мозгах, а также их соединение. Таким образом, физические факторы могут повлиять на то, какими умными мы можем стать — и без того наш мозг использует 20% кислорода и калорий тела, хотя и составляет всего 2% от веса тела. Если мы не достигли предела, мы увидим как возможности для развития мозга падают, но когда?»

1. Может ли выращенная в лаборатории рыба решить проблему с истощением океанов?

Рут Фрэнсис, глава по коммуникациям в BioMed Central:

«Чрезмерный вылов рыбы — большая проблема, и по мере роста населения Земли она будет становиться только больше. В прошлом году в Лондоне съели первый выращенный в лаборатории бургер. Рыба, выращенная в лаборатории, могла бы решить проблему мирового голода и чрезмерного вылова в одночасье».

1. Что делает нас «людьми» и узнаем ли мы это когда-нибудь?

Алекс Кротоски, журналист:

«99% нашего ДНК идентично шимпанзе, так в чем наше различие? Многие утверждают, что мы просто обезьяны с большими мозгами и разделяет нас лишь тот факт, что наши руки позволили нам создать литературу, искусство, музыку, математику и науку. Возможно, нам нужно понять первоочередную причину».

1. Может ли биология быть настолько же универсальной, как химия и физика?

Гены

Бен Миллер, актер и режиссер:

«Насколько мы знаем, законы физики распространяются на всю Вселенную. Химия тоже, похоже, работает на далеких звездах так же, как и здесь. Но если жизнь зародилась в другой части Вселенной, будет ли она основываться на тех же молекулах?».

1. Как наши тела восстанавливаются?

Марк Миодовник, инженер и материаловед:

«Мы знаем, как части наших тел, вроде костей, восстанавливают себя. Чем больше мы знаем, тем больше учимся повторять эти процессы, создавая бионические части тела из биоматериалов».

1. Как геном позволяет мозгу вырабатывать врожденные таланты и способности, например, боязнь змей?

Стивен Пинкер, когнитивный ученый:

«Эксперимент показывает, что если пятимесячный младенец проводит в среднем на 7 секунд больше, глядя на изображения пауков, нежели на другие объекты, это свидетельствует о предрасположенности видеть их другим образом. Однако как эта предрасположенность вырабатывается, мы пока не знаем».

1. Почему люди создали музыку?

Алан Русбриджер, главный редактор Guardian Newspapers:

«Некоторые думают, что музыка получила развитие, потому что связывает группы людей вместе, другие — что помогает привлечь партнера. Также есть идея, что она выработалось случайно, как побочный эффект по совершенно другим причинам».

1. Одиноки ли мы? Есть ли жизнь в космосе, и, если да, как сильно она отличается от земной?

Филип Плэйт, астроном:

«Сейчас мы знаем, что учитывая обилие экзопланет, жизнь наверняка существует где-то еще во Вселенной. Но удастся ли нам связаться с внеземной жизнью или найдем ли мы ее вообще, это другой вопрос».

1. Есть ли у вселенной назначение и смысл?

Арианна Хаффингтон, президент и главный редактор Huffington Post Media Group:

(Ваше предположение будет таким же хорошим, как и мое).

1. Как работает мозг и можем ли мы исправить его в случае неполадок?

Мозг

Джеймс Рандерсон, редактор Guardian:

«Мы многое знаем о том, из чего состоит наш мозг, и узнаем больше всякий раз, но впереди еще длинный путь».

1. Можно ли погрузить человека в анабиоз?

Фрэнк Свейн, писатель:

«Многие животные впадают в спячку, но насколько нам известно, люди — никогда. Однако было бы полезно замораживать людей на время, если бы мы отправились в серьезное космическое путешествие. Одна из проблем, с которой мы можем столкнуться, заключается в том, что животные не совсем спят в период зимней спячке, иногда им приходится «просыпаться», чтобы поспать, как бы это странно не звучало».

1. Сможем ли мы поддерживать стабильную популяцию людей на планете и при этом сохранять биоразнообразие?

Элис Робертс, профессор и ведущий:

«Население Земли перешагнуло через отметку в семь миллиардов человек, и хотя ООН прогнозирует неуклонное снижение темпов роста населения в течение следующих нескольких лет, ожидается, что к концу 2050 года общее население Земли составит 9,6 миллиарда человек».

1. Является ли сексуальность генетической?

Генетика

Гийом Вандам:

«Недавнее исследование показывает, что мужская сексуальность зависит на генетическом уровне от по меньшей мере двух хромосом, хотя точный механизм остается неясным».

1. Какой вопрос пока еще никто не сформулировал?

Здесь, пожалуй, можно дать дорогим читателям шанс пофантазировать самостоятельно.

По материалам buzzfeed.com