10 фактов, которые вы должны знать о биохакинге

Илья Хель

«Биохакинг» — термин, который начинает приобретать определенную популярность вместе с появлением определенных тенденций в сфере хай-тек. Считайте это своего рода гражданской биологией; большинство проделок в этой сфере осуществляется людьми в небольших независимых лабораториях в свободное от работы время, где они экспериментируют с вещами вроде модификации ДНК растений или выделением определенного генетического материала, который может его улучшить. Основная идея этого движения — улучшение биологических объектов, вроде того, как вы улучшаете свой компьютер.

Биохакеры

Магазинчики биохакеров появляются по всему миру, обеспечивая людей всеми нужными инструментами, с которых начнется изучение биологического мира, иногда довольно жуткое. Критики указывают, что слово «хак», то есть взлом, всегда был опасной и незаконной вещью. Хотя это по большей части выражение любопытства, из течения биохакеров порой выходят странные вещи. Особенно это актуально в свете разработки способов биохакинга не только растений, но и людей.

Начало в стиле «Большого брата»

10 фактов, которые вы должны знать о биохакинге. Начало в стиле «Большого брата». Фото.

Истинный размах потенциала биохакинга показал профессор Кевин Уорвик из Университета Рединга. Уорвик и его коллеги из отделения кибернетики хотели узнать, насколько возможно построить компьютер, который смог бы взаимодействовать с биологическими системами человека.

Им удалось.

В рамках Project Cyborg Уорвик имплантировал первый чип в руку в 1998 году. Чип посылал сигнал, который позволял компьютеру отслеживать Уорвика, открывая перед ним двери и включая компьютеры, когда он входил в отдел. За этим экспериментом последовал следующий, в котором Уорвик имплантировал чип своей жене и еще один себе. Соответствующие чипы позволили ему ощущать, что она делает, и Уорвик назвал это своего рода электронной телепатией.

Неудивительно, что действия Уорвика вызвали весьма противоречивые отзывы со стороны научного сообщества. Более поздние эксперименты подвели его ближе к объединению электроники и техники с биологией. В 2011 году он начал использовать роботов для передачи информации через датчики в клетки головного мозга, выращенные в культуре, чтобы эти клетки обрабатывали информацию и взаимодействовали с внешними раздражителями.

По словам Уорвика, это трудная работа, поскольку клетки не всегда делают то, что он хочет, и вообще выказывают капризное поведение. Сейчас Уорвик использует клетки крыс, однако надеется через несколько лет перейти к клеткам человеческого мозга и воссоздать мозг в пробирке, который сможет взаимодействовать с лабораторным оборудованием. Уорвик, несомненно, разбивает серьезную стену между биологией и технологиями.

Генетическая модификация бактерий в строительный материал

Биохакинг

Биохакинг может включать модификацию клеток на генетическом уровне, и эти клетки способны на безумные вещи. JuicyPrint — многообещающий проект, который взламывает бактерий, чтобы те реагировали на свет. Эти бактерии вырабатывают целлюлозу, и с некоторыми изменениями в их генетическом коде это производство целлюлозы можно настроить в зависимости от присутствия — или отсутствия — света. Включите свет — и производство целлюлозы начнется. Выключите свет — и производство остановится.

JuicyPrint использует естественное вещество как исходный материал для 3D-принтера. Выложите эти бактерии послойно, и целлюлоза будет производиться в любой форме, какую захотите. Потенциальное использование этой технологии практически безгранично. Создавая биологически совместимые прочные субстанции, которые смогут воспроизводиться и печатать буквально на свету, можно открыть много интересных применений для медицины. Этот проект можно использовать для восстановления органов, создания новых артерий и кровяных сосудов. Поскольку новые органы и импланты должны быть основаны на биологических материалах, а не искусственных, эта методика, как ожидается, плавно вольется в человеческое тело.

Цель финального проекта — скормить фруктовый сок принтеру, чтобы тот выдал любую необходимую форму. Этот генетически модифицированный штамм бактерий часто встречается в уксусе, соке и остатках отходов в процессе пивоварения. Все это оставляет огромный запас сырья, который при должной сноровке можно успешно использовать для изготовления тех же кожных трансплантатов.

Магнитное касание

Биохакинг

Биохакинг не всегда означает изменение ДНК или генетического материала. Он также может объединять технологии с биологическим, вроде видения Уорвика. Люди, которые это делают, называются «гриндерами». Одним из первых примеров этого движения была вставка магнитов в руки человека. Неудивительно, что это движение весьма андерграундное и обычно сопряжено с магазинами модификации тела и салонами пирсинга. Движение входит в моду. В Питтсбурге функционирует подпольный Grindhouse Wetwares, которым управляют электромеханик и разработчик программного обеспечения.

Имплантация магнитов в чьи-то руки нужна не только для того, чтобы удобнее было поднимать вещи. По мнению тех, кто это сделал, человеческое тело постепенно адаптируется к размещенному магниту и начинает считывать посылаемые им сигналы как с другой биологической части тела. Это будто надеть очки и дать телу приспособиться к ним, а ваши чувства усилятся. Впрочем, хотя некоторые говорят, что магниты в телах выступают в качестве дополнительных органов чувств, другие отвечают, что это чувство проходит через пару недель, а вы остаетесь с сомнительной возможностью использовать Силу на небольших расстояниях.

Эхолокация

10 фактов, которые вы должны знать о биохакинге. Эхолокация. Фото.

Имплантация машин в человеческое тело, чтобы получить доступ к другому чувству или усилить какое-то, давно вышла за пределы шуток — некоторые рассматривают биохакинг как способ улучшить качество своей жизни.

Рич Ли 34 года, и он знает, что слепнет. Он потерял большую часть возможности видеть правым глазом, и остается лишь вопрос времени, когда он будет полностью слепым. И хотя пока этого не случилось, Ли тренируется использовать эхолокацию.

Он делает это с помощью передающих звук магнитов, которые Ли имплантировал в свои уши. И хотя они, как правило, используются, чтобы слушать музыку, которую никто другой вообще услышать не может (и даже не подозревает, что это происходит), Ли также тренируется интерпретировать звуки, которые слышит. Магниты были имплантированы с помощью художника по модификациям тела в Лас-Вегасе и выступают как приемники звука. Слушать музыку, например, означает, что Ли берет аккумулятор и усилитель, который передает звук через катушку. Катушка передает звук магнитам, а магниты вибрируют, позволяя Ли слушать музыку.

Эхолокация, тем не менее, устроена немного сложнее. Ли планирует добавить ультразвуковой дальномер, чтобы получить возможность «видеть» с помощью своих имплантов.

Humanity+ и трансгуманизм

Эволюция

Humanity+ — это международная некоммерческая организация, которая занимается продвижением в массы того, что пытаются сделать биохакеры, — улучшить человечество с помощью технологий. В основе работы организации заявлена миссия по использованию технологий в этических целях, а также расширение возможностей человека для создания нового этапа эволюции. Сюда входит увеличение продолжительности жизни и разрыв шаблонов, когда дело доходит до умных протезов, крионики и регенеративной медицины.

Также они принимают философскую школу трансгуманизма. По своей сути, трансгуманизм — это идея, что человеческая раса, известная нам, своего рода ранний прототип. С помощью технологий, имплантов и генной инженерии мы сможем развиться в что-то запредельное, что трансгуманисты называют «постчеловеком». Наряду с фактическим физическим процессом, сопряженным с этими изменениями, интересен также разбор этических вопросов и моральных обязанностей, которые появляются с таким прогрессом.

Humanity+ утверждает, что эта идея абсолютно не нова, несмотря на то что получила серьезное развитие в последние несколько десятилетий. Организация утверждает, что история этого течения уходит корнями еще в древнегреческую идею использования амброзии на коже, чтобы предотвратить старение и распад, а также алхимические попытки создать эликсир вечной жизни.

Цель: постчеловек

Постчеловек

В случае с биохакингом постчеловек — это конечная цель, какую только можно получить в постоянно меняющейся среде. Трансгуманизм — и идея создания постчеловека — это только промежуточный шаг. Конечная цель — постчеловек. Постчеловек определяется как создание, которое уже нельзя назвать человеком по нынешним стандартам. Это будет своего рода человечество, которое так же далеко от нас, как мы — от приматов. Мы признаем их мысли, чувства и семейную структуру, но сохраняем чувство превосходства и понимание, что нам уже нечего делить.

Сторонники этого движения предполагают, что мы будем способны полностью контролировать свои эмоции и психическое состояние, освобождая в себе место для любви и радости, а также долгой и здоровой жизни. Возможно, существуют состояния сознания, о которых мы не знаем сегодня. Но чтобы до них добраться, человечество должно пройти через полную перестройку, включая генную инженерию, развитие нанотехнологий, нейронных интерфейсов, имплантируемых компьютеров. Это, в конце концов, неизбежно.

Непонятно только, на что это будет похоже. Humanity+ считает, что это может быть своего рода искусственный интеллект, дополняющий нас, либо мы покинем свои тела и будем жить как информация внутри Сети. «Трансгуман» означает лишь «переходный человек», один из шагов.

Политическая партия

Золтан Истван

Если вам кажется, что движение трансгуманистов — это что-то киношное, когда люди пытаются стать персонажами из «Людей Икс», сторонники биохакинга и в целом этого движения демонстрируют серьезность своих намерений следующим образом: они сформировали политическую партию и решили баллотировать своего кандидата в президенты США.

Партия работает на правительство, которое сделает приоритетным науку, технологии и здоровье. Их цели невероятно завышены, учитывая зачаточное состояние биохакинга. Тем не менее сторонники партии планируют вывести гриндеров из подвалов и подпольных магазинов и довести технологические и научные разработки до точки, когда старение и смерть можно будет назвать устаревшими понятиями — и все это за 15-20 лет. Они также разрабатывают руководства по этике использования новых технологий и пытаются осуществить радикальный переход от культуры смерти и общества, которое тратит миллиарды на медицину, чтобы чуть-чуть продлит свое существование. Золтан Истван, основатель партии трансгуманистов, говорит, что они не просто пропагандируют науку, они ее используют.

Очевидно, шансов занять хоть какое-нибудь значимое место в правительстве у партии мало, но Истван рад и такому началу (он же является кандидатом в президенты). И если вам кажется, что президент страны, грезящий о телепатических устройствах и вездесущих технологиях, это миф, то в Италии такой кандидат в правительстве уже есть. Первая трансгуманистическая партия Италии протащила своего кандидата в парламент в 2012 году. Трансгуманист Джузеппе Ватинно увлекается идеями Humanity+ и обладает так называемым «ориентированным на действия» взглядом на мировые проблемы. Первыми в его списке идут нанотехнологии, за ними биотехнологии и искусственный интеллект.

Регулирующие ноотропы

Ноотропы

Биохакинг органов не всегда означает достать скальпель и начать резать. Очень быстро растет движение «ноотропов» — таких веществ, прием которых повышает внимание, скорость мышления и эффективность работы, и это не наркотики. Неудивительно, что один из центров ноотропных экспериментов находится в Кремниевой долине, а благодаря Reddit поле ноотропов превратилось в довольно забавный эксперимент по краудсорсингу.

В остальном же мире это явление тоже приобретает нехилый размах, учитывая и то, что нет пока настоящего и уверенного определения происходящего. Есть так называемый «стакинг», сочетание таблеток и веществ для достижения определенного эффекта. Некоторые люди доводят его до крайности, принимая до 40 различных таблеток в день. И вы будете удивлены, но рекомендуют начинать с кофеина и L-теанина, которые содержатся в кофе и чае. На другом конце находятся также известные всем риталин, аддералл и модафинил. Защитники ноотропов признают, что технически эти препараты ноотропами не являются, но выполняют ту же функцию: изменение химии мозга для повышение эффективности его работы.

Каковы долгосрочные последствия приемов этих препаратов и коктейлей? Никто не знает наверняка, хотя этой идее уже много лет. Ноотропы появились в 1964 году с химического коктейля под названием «пирацетам». Созданный румынским химиком и психологом Корнелиу Гиургеа, препарат и его инструкция по применению установили планку для современных ноотропов. По словам Гиургеа, эти препараты должны были улучшать обучаемость, обработку информации и активность между двумя полушариями мозга, при этом не вызывать зависимости и не быть токсичными.

Пока же нет никаких реальных способов определить долгосрочное воздействие подобных препаратов на мозг. И юридические вопросы с ними также не улажены. Мы уже упоминали модафилин, который использовался для лечения нарколепсии и прошел испытания, а также был взят на вооружение пилотами ВВС, чтобы те оставались бодрыми в ходе длительных миссий. В Великобритании он не продается без рецепта, но продажа ноотропов, которые не прошли испытаний, ведется и не карается словом закона.

Стив Курц и Блок биологических контрмер

Биохакеры

Если вы полагаете, что есть высокая вероятность, что что-то пойдет не так, когда люди начинают играться с ДНК, многие с вами согласятся.

В 2006 году ФБР открыло дирекцию WMD, и частью ее стал Блок биологических контрмер. Его работой стало предотвращение актов биотерроризма, которые довольно сложно предусмотреть с биохакингом. И дело не только и не столько в биохакерах, сколько в простом доступе к лабораторному оборудованию и биологическим агентам. По всему миру люди занимаются «домашней биологией». Нужны определенные представители безопасности и закона, задачей которых будет следить, чтобы эти люди делали безопасные вещи. В 2013 году группу биохакеров пригласили на встречу с ФБР в Калифорнии, где представители закона задавали им вопросы по поводу их деятельности. Такие мероприятия, как правило, направлены на проведение границы между безопасной деятельностью граждан и возможностью случайного создания очередного смертельного гриппа. К сожалению, один из самых известных случаев биотерроризма стал невероятно печальной и трагической историей.

Стив Курц был профессором искусств в SUNY Buffalo. В 2004 году он и его жена Хоуп готовились к проведению выставки в Массачусетском музее современного искусства. Хоуп Курц внезапно схватил сердечный приступ, и когда ее муж вызывал скорую помощь, первые очевидцы заметили чашки Петри, которые были подготовлены к выставке. Хотя они были безвредны, Курца арестовали и бросили за решетку, а тело жены изъяли для дальнейшего анализа. Группы по борьбе с биологическим терроризмом обыскивали его дом и офис, конфисковали даже кота (потом вернули, правда). Все закончилось, лишь когда были проведены все анализы и ничего опасного не нашли.

Потенциальные опасности?

биохакеры

Хотя многие биохакеры утверждают, что организации вроде ФБР слишком остро реагируют на потенциальные опасности, другие пытаются показать, как подкожные импланты могут быть использованы во зло, а не добро. Старший офицер Сет Вале из ВМС США взял чип, предназначенный для мониторинга крупного рогатого скота, и внедрил себе в руку, тем самым став обнаружимым — для людей, по крайней мере.

Вале продемонстрировал, что чип может быть оснащен антенной NFC, которая посылает сигнал на любой ближайший Android-телефон. Он позволяет пользователю открыть файл и одним кликом заполучить управление телефоном с помощью удаленного компьютера. Все это еще находится в зачаточном состоянии, но вполне возможно. Пока что удаленный компьютер отключается вместе с выключением телефона, но будет несложно загрузить программу, которая будет активироваться вместе с включением телефона.

Возможно, самое страшное заключается в том, что чип довольно трудно обнаружить. Вале был военным, когда имплантировал чип, и никто так и не узнал об этом. Офицер говорит, что ежедневно проходил через военные сканеры, через терминал аэропорта и контрольно-пропускные пункты. Никто так и не обнаружил, что в нем находится устройство, дающее ему контроль практически над любым Android-телефоном.

Так что такое биохакинг: угроза для всех нас или надежда на светлое будущее? Что может сделать злоумышленник, получив на руки такие возможности? Какое развитие получат эти технологии? Мы не знаем.