Google Lunar X Prize: все о будущем освоении луны, лунных колониях и человечестве

Представьте себе следующую картину: ракета, везущая более десяти построенных частными компаниями зондов, приземляется на Луне. Роботы выезжают из аппарата и начинают транслировать видео и другие данные, разъезжая по поверхности ближайшего естественного спутника Земли. Люди Земли смотрят прямую трансляцию гонки луноходов в лунной пыли.


Мотивы, которые заставили людей отправить этих роботизированных эмиссаров на Луну, могут различаться — от вдохновения страны до начала стабильного коммерческого освоения — но все они проехали более 321 000 километров на гребне волны коммерческих надежд, которые возложены на лунную поверхность.

Может ли это стать началом лунной революции спустя 45 лет после посадки «Аполлона-11» на Луну? Некоторые считают, что такой гипотетический сценарий может стать реальностью чуть более чем за год.

«Что касается X Prize, мы собираемся взять несколько команд с собой на поверхность, — говорит Джон Торнтон, CEO Astrobotic, команды, которая борется в частной лунной гонке Google Lunar X Prize. — Это похоже на такой лунный NASCAR, ведь мы собираемся развернуть сразу несколько луноходов. Эти роверы — из разных стран от разных команд X Prize, и мы будем бороться за самый большой приз в истории: живую трансляцию с поверхности Луны. Вы увидите все в режиме HD».

В настоящее время восемнадцать команд конкурируют за 30 миллионов долларов, которые получит первая частная команда, успешно запустившая беспилотный полет на Луну, отвечающий ряду требований. Чтобы выиграть главный приз, команда должна первой отправить видео и другие данные на Землю, а также проехать 500 метров на Луне до 31 декабря 2015 года.

X Prize за освоение


Мотивы новейших предприятий, которые хотят исследовать Луну, заметно отличаются от тех причин, что заставляли отправлять людей и оборудование на естественный спутник Земли раньше. NASA запустило миссии «Аполлон» 45 лет назад, чтобы обойти СССР в гонке. Многие из сегодняшних лунных предпринимателей руководствуются разными целями — иногда они не имеют ничего общего с тем, что делают космические агентства по всему миру.

Некоторые компании могут быть заинтересованы в лунном туризме, у других есть желание добывать на Луне ресурсы, третьи видят в Луне потенциальный второй дом для человечества.

«Первый вопрос — это, конечно, почему вообще кто-то заинтересован в Луне, — говорит Джон  Логсдон, почетный профессор Эллиотовской школы международных отношений в Университете Вашингтона. — Конечно, это интересный объект, но, скорее всего, большинство потенциальных исследователей привлекает то, что он достаточно близок к нам. Это просто остров, до которого несколько недель или месяцев пути. Любая частная организация, да и страна, заинтересованная в низкой околоземной орбите, однажды будет стремиться и на Луну».

В идеале — конкуренция Google Lunar X Prize поможет создать индустрию, построенную на коммерческой мотивации посещения Луны. Хотя все восемнадцать команд вносят свой вклад в развитие коммерческих лунных интересов, их мотивы участия в гонке кардинально отличаются.

Боб Ричардс, основатель команды Moon Express, участвующей в гонке, был связан с космическими полетами и космическими компаниями задолго до того, как началось соревнование. Инженеры Moon Express в настоящее время тестируют технологию, необходимую для перемещения роботов по Луне.

Ричардс видит в участии команды в конкурсе X Prize способ достижения целей, к которым он стремился в течение многих лет. Он не хочет, чтобы эта лунная высадка была первой и последней. Наоборот, Ричардс считает, что есть целый рынок в этой сфере, и ему важно преодолеть разрыв между Землей и остальной частью Солнечной системы.

«Основатели Moon Express верят в ценность Луны и ее ресурсов для жизни на Земле, а также в наше будущее в космосе как космической многомировой цивилизации — и инвесторы тоже верят, — рассказал Ричардс ресурсу Space.com. — В долгосрочной перспективе мы будем развиваться и, по сути, строить железную дорогу, которая поможет дополнить нашу экономику здесь, на Земле, лунными ресурсами».

Другие команды вроде израильской SpaceIL больше сосредоточены на земных возможностях X Prize. Зонд команды не очень большой, но его задача — не только добраться до Луны, но и вдохновить юных израильтян на Земле, говорит соучредитель SpaceIL Кфир Дамари.

«Сегодня, когда мы смотрим на это, наша миссия заключается в том, чтобы посадить первый израильский космический аппарат на Луну, — говорит Дамари. — Но мы видим в этом намного больше. Эта посадка вдохновит новое поколение ученых и инженеров на разработку технологий, которые помогут человечеству исследовать вселенную. Мы прилагаем все усилия, чтобы выиграть конкурс, но наши цели идут намного дальше».

Торнтон из Astrobotic думает, что люди должны прочно обосноваться на Луне. Используя ямы и другие особенности, которые смогут завести людей и технику под лунную поверхность, человечество сможет существенно расширить свое влияние на Луну.

Торнтон и представители Astrobotic видят в X Prize способ дать толчок лунной промышленности.

«Мы были бы довольны уже тем, что сели на Луну и заняли последнее место в гонке, — говорит Торнтон. — Это было бы прекрасно для нас. Потому что гораздо большей победой для нас было бы коммерческое освоение Луны и открытие пути к ней».

Глобальный путь к Луне


Другие компании, не связанные с X Prize, даже думают о строительстве лунных баз и создании индустрии туризма на ничьей пока Луне. Но весь этот коммерческий интерес покопаться в лунной пыли не означает, что страны всего мира не будут принимать участие в процессе будущего освоения и космических полетов на Луну.

Даже представители компаний, заинтересованных в отправке частных самолетов на Луну, признают, что коммерческая промышленность не может сделать все сразу. Иногда страны должны сыграть ведущую роль на неизведанной территории.

«Вы не увидите частных компаний, делающих науку ради науки и осваивающих Луну ради освоения, — говорит Торнтон. — Здесь, думаю, космические агентства должны перехватывать инициативу. Им нужно быть лидерами в направлении возможного урегулирования Луны и Марса. Это трудно. Для коммерческого сектора это очень трудно».

Частные компании также могут не иметь средств для запуска пилотируемого полета на лунную поверхность. Такая миссия на порядок дороже, чем робототехническое предприятие, говорит Логсдон.

«Луна находится за пределами досягаемости частных операторов, работающих на скромные бюджеты, но она также недосягаема для государств, которые не тратят большие суммы денег на освоение космоса».

Новые лунные страны


В то время как NASA буквально возглавило путешествие на лунную поверхность в 1969 году, похоже на то, что сейчас космическое агентство явно не собирается запускать пилотируемые миссии на Луну в ближайшее время. Американское космическое агентство не собирается возвращать астронавтов на лунную поверхность, вместо этого решив отправить экипаж к астероиду, притянутому на орбиту Луны. Новое начинание, как думают, станет полигоном для возможной миссии на Марс.

США планировали вернуться на Луну с программой Constellation, но этот план был отменен в пользу миссии по перенаправлению астероида, когда президент Обама вступил в должность.

Отметим, что, согласно последним заявлениям, Россия планирует сосредоточиться на освоении Луны и Марса в 2016–2025 годах. Роботизированные миссии на Луну начнутся уже в 2015 году. Частная компания Space Adventures надеется использовать российски ракеты «Союз», чтобы катать туристов вокруг Луны по цене около 150 миллионов долларов с человека.

У Китая были планы по освоению Луны. Правительство Китая планирует отправить миссию по возвращению лунных образцов на Землю где-то в 2017 году. В 2013 году Китай стал третьей страной, мягко посадившей аппарат на лунную поверхность. Правительственные чиновники также заинтересованы в создании технологии, которая сможет привезти тайконавтов (китайских космонавтов) на Луну.

Программа CATALYST


Хотя сотрудники космических агентств не планируют наладить возвращение на Луну, это не означает, что ученые и инженеры потеряли интерес к естественному спутнику Земли.

Не так давно NASA запустило программу CATALYST, разработанную для помощи частным компаниям, заинтересованным в посещении Луны. CATALYST (сокращение от «лунные грузоперевозки и посадки с мягким приземлением») — это программа, которая обеспечивает некоммерческую поддержку NASA группе частных компаний, которые хотят проложить путь к лунной поверхности.

Хотя NASA не будет предоставлять средства трем компаниям, отобранным для Lunar CATALYST, Moon Express, Astrobotic и Masten Space Systems получат доступ к технологиям и наработкам NASA.

«С коммерческой точки зрения, как мы уже видели на примере агентств и федеральных правительств, интересно посмотреть на коммерческий сектор, — говорит Нантель Сузуки, представитель программы роботизированной высадки на Луну. — Государственно-частные отношения изучают новые пути взаимодействия».

NASA успешно сотрудничало с частными компаниями и раньше. Две частных организации в настоящее время отправляют роботизированные миссии к Международной космической станции для агентства. Также NASA сотрудничает с компаниями с целью создания грузоперевозок на космическую станцию частными силами, которые могут начаться в 2017 году.

Программа CATALYST, однако, может иметь совсем другие цели.

«Если мы посмотрим на Луну, у нас нет никаких гарантий — ничего типа Международной космической станции, которая будет вращаться на орбите и требовать стабильных поставок грузов на протяжении неопределенного количества лет, — рассказал Сузуки. — У нас нет такого на Луне, поэтому нет смысла заключать аналогичные контракты на обслуживание».

Один из космических ветеранов считает, что роль NASA должна заключаться в содействии росту других стран, которые хотят, чтобы люди летали на Луну. Астронавт «Аполлона-11» и второй человек, ступивший на Луну, Базз Олдрин считает, что США должны помогать другим странам выйти в космос.

«Давайте попробуем сделать что-то не ради престижа — найдем государства, которые хотят отправить своих граждан вздымать пыль на Луне, — заявил Олдрин в начале этого месяца в беседе со Space.com. — США должны помогать другим странам размещать автоматические зонды на Луне, которые будут исследовать спутник и способствовать реализации лунных амбиций других наций».

С Луны на Марс


Также есть возможность того, что страны будут использовать Луну в качестве плацдарма для доступа к другим частям Солнечной системы, например, к Марсу.

Разрабатывая и добывая лунные ресурсы, группы смогут извлекать материал, который будет использоваться в качестве ракетного топлива и позволит завести людей в космос дальше, чем было возможно раньше. Так считает Роберт Бигелоу, основатель Bigelow Aerospace, компании, ориентированной на развитие и создание базы на Луне.

«Я вижу в Луне огромный запас активов для поездки на Марс и далее, — говорит Бигелоу. — Потому что даже если вы, возможно, построите склады на пути к Марсу — а Марс находится на расстоянии от 80 до 225 миллионов километров от Земли — вам пригодится любая станция в космосе, где люди смогут получить дополнительные ресурсы, помощь, если необходимо, и так далее».

Луна также может выступать в качестве полигона для будущих миссий в другие места Солнечной системы.

«Луна — это своего рода мать всех регионов, в которых вы, возможно, захотите провести операцию по исследованию и разработке. И я говорю не только о США, а обо всех странах, которые будут участвовать в лунной операции».

Лунная база


План Bigelow Aerospace держится на идее того, что частные компании и страны будут заинтересованы в обладании лунной базой. Такие группы смогут заключить контракт с Bigelow, построить совместную базу и летать на лунную поверхность, где можно будет проводить эксперименты и добывать полезные материалы.

У разных стран и компаний могут быть свои основания для строительства базы силами Bigelow.

«Возможно, Bigelow понадобится значительный отряд астронавтов, — говорит Бигелоу. — Эти мужчины и женщины будут обеспечивать деятельность полетов, совершенствовать оборудование космических аппаратов, помогать клиентам, доносить информацию до людей, работать с NASA и в целом поддерживать жизнь коммерческих лунных баз. Надеюсь, это станет реальностью через 10 лет».

Другая компания, Golden Spike, также планирует помогать людям отправляться на Луну. Изначально представители компании планировали предоставлять странам возможность отправлять своих астронавтов на лунную поверхность за 1,5 миллиарда долларов, а не начинать с нуля.

«В основном это выглядело как возможность для любого иностранного государства отправить своих людей на Луну, чтобы исследовать ее, вдохновить население, мотивировать ученых в разных сферах и так далее, — рассказал Алан Штерн, CEO и президент Golden Spike. — Такое предложение было бы намного безопаснее, гораздо быстрее и в разы менее дорогой альтернативой развития собственной лунной программы».

Компания планирует использовать существующие проверенные технологии, чтобы отправлять космонавтов на поверхность Луны. Согласно Штерну, Golden Spike сможет направить первую миссию через шесть-семь лет.

Golden Spike также сможет в конечном итоге обеспечить полетами частные организации вроде Bigelow, которым нужно безопасно отвезти людей на Луну.

Экспортируем проблемы на Луну?


Утопический взгляд на будущее освоение Луны — согласно которому разные страны, ученые, частные корпорации гармонично работают бок о бок — будет крайне непросто реализовать. Возможно, конфликты на Луне вспыхнут с такой же интенсивностью, как на Земле.

«Если посмотрим на нашу историю, человеческая история редко помнит случаи мирного и счастливого сосуществования, — говорит Бигелоу. — Поэтому для начала нам нужно поумнеть. Нужно начать менять наше поведение здесь, и мы не можем экспортировать с Земли на Луну то самое безответственное поведение, которое демонстрируем на родной планете на протяжении тысячелетий. Поведение людей просто ужасно. Я думаю, ради всего космоса мы просто обязаны выработать совершенно другой уровень отношения и уважения к освоению космического пространства».

Страны и частные организации должны будут установить правила и положения, регулирующие, кто именно претендует на определенный участок земли на Луне. На данный момент ни одна страна не может «владеть» частью небесного тела, в соответствии с договором Организации Объединенных Наций, введенным в 1967 году и в конечном итоге подписанным 128 странами.

Независимо от того, что скрывает будущее освоение Луны, гонка Google Lunar X Prize будет транслироваться всему миру. «Будем посмотреть».