#будущее | Изменение памяти человека

Может ли человеческая память быть исправлена, отредактирована и изменена? Доказательства имеются, ответ: да. Детали расходятся от вольных рекламных объявлений до потерпевшей провал школы «восстановления памяти». В будущем методы исправления памяти человека будут усовершенствоваться. И это должно заставить нас задуматься уже сегодня.


Насколько эффективной будет имплантация памяти? По мере того, как будущее грядет, будут поддельные воспоминания отдыха на Марсе, и это вполне может стать на коммерческую основу, как отлично расписал Филип Дик в своей истории, которая позднее стала популярным фильмом «Вспомнить все». Будут ли пропагандисты-политики переписывать историю страны непосредственно у вас в голове? Будут ли психотерапевты для нашего же блага имплантировать нам, например, воспоминания о том, что если переесть мороженого, то можно заболеть или растолстеть? Станет ли это нашим спасением? Будут ли электронные чипы, содержащие воспоминания курсов трудных предметов — языков, истории (уже переписанной победителями), математики, физики? Будут ли имплантации в мозг или просто таблетки? Каким будет ограничение на перезапись памяти со стороны государства?

Лофтус полагает, что в ближайшие 50 лет мы сможем освоить возможность создания ложных воспоминаний на сто процентов. Самые мощные рецепты будут включать фармацевтические препараты, которые уже без пяти минут открыты. Когда мы сражаемся за разум, что можно считать победой, а что поражением?

Реклама показала, что человеческое мышление, память и сознание — податливая масса. Но по своей природе реклама действует в интересах рекламодателя, а не того, чей мозг промывается. Рассмотрим термин «пропаганда»: согласованный набор сообщений с целью повлиять на мнение или поведение большого числа людей. Очевидно, власть имущие всегда знали о пропаганде и о том, как ее использовать.

Каким будет мир в будущем? Как заметил лорд Актон (1834-1902), «власть развращает». Очевидно, это относится к политике, но можно применить высказывание в отношении коммерческой рекламы, цель которой, как правило, заключается в том, чтобы разлучить людей с их деньгами. Пока миром правит доллар, этики передела памяти не будет. Чтобы обеспечить защиту памяти, «коварные механизмы и методы» модификации памяти должны преподаваться в школе, чтобы люди могли успешно противостоять манипуляциям с разумом. Если кто-то хочет изменить свою память, остальные должны знать это в целях самозащиты. Например, знать, что воспоминания подростков — лучшая цель для рекламы пива. И так далее. Память, как и свобода, хрупкая вещь.

Но иногда хочется забыть книгу, чтобы перечитать ее еще раз.