Как работают туалеты в самолете. Вы многое из этого не знали

Первый полет на самолете — это не только взлет, турбулентность и вид из окна. Одной из самых запоминающихся деталей может стать пугающий звук в туалете после нажатия кнопки смыва. Громкое «хршшшшш», и содержимое унитаза исчезает, будто его забрал мини-пылесос. Не все понимают как это работает, а многие и вовсе думают, что содержимое и вовсе сбрасывается за борт, а потом как-то растворяется в воздуже и поэтому не падает нам на головы. Давайте разберемся, как инженерно устроен такой эффект, ведь этот вопрос интересует многих.

Не все знают, как работает это просто устройство.

Как работает туалет в самолете

Aвиастроительный инженер Билл Кроссли из Университета Пердью рассказывает, что механизм работы самолетного туалета основывается на удивительно простом физическом явлении. Вся система построена на использовании разницы давления внутри и снаружи самолета на высоте около 10 000 метров.

Не забывайте о нашем Дзен, где очень много всего интересного и познавательного!

Снаружи самолета давление значительно ниже, чем в герметичной кабине. И когда пассажир нажимает кнопку смыва, открывается клапан, соединяющий туалет с резервуаром, давление в котором близко к атмосферному. По законам физики газы (и жидкости) всегда стремятся из области высокого давления в область низкого. Таким образом, создается мощный поток, который моментально «всасывает» содержимое унитаза.

Самое интересное, что для создания такого вакуума не нужны насосы или дополнительные технологии — сама разница в давлении на высоте делает всю работу. Однако пока самолет на земле, вакуумный насос все же используется и отключается только после набора высоты, когда физическое давление делает свое дело.

На земле унитаз работает не так как в воздухе.

Присоединяйтесь к нам в Telegram!

Типы унитазов в самолете

Хотя общая идея смыва вакуумом появилась еще в 1975 году и почти не изменилась, разные модели самолетов могут использовать разные подходы. В одних собирается все к одному резервуару, в других — у каждого туалета своя отдельная линия и бак. Например, авиалайнер Lockheed TriStar имел особенно сложную систему с круговой компоновкой туалетов и целой логикой управления смывом. Для каждой кабины использовались разные насосы в ротации, управляемые отдельным управляющим блоком.

Экс-инженер авиастроения Найджел Джонс говорит о том, насколько громоздкой могла быть эта система: «Когда логика отказывала, нужно было залезать внутрь, ложиться прямо на бак… удовольствие ниже среднего».

Если ищите что-то интересное на AliExpress, не проходите мимо Telegram-канала "Сундук Али-Бабы"!

Но в то же время Джонс подчеркивает необходимость сложных изгибов в трубопроводах. Если бы поток шёл по прямой, то под действием вакуума отходы могли бы ударяться о стенки бака с такой силой, что это могло бы его повредить. Или, как минимум, производить чрезвычайно громкие и неприятные звуки внутри фюзеляжа.

Как делаю так, чтобы в туалете не пахло

До популярности вакуумной системы в самолетах использовался принцип, схожий с биотуалетами: унитаз соединялся с баком, наполненным химическим синим раствором. Именно из-за этого появилось понятие «голубого льда». Если часть такого содержимого случайно покидала самолет на высоте, оно тут же замерзало и падало на землю, представляя собой замерзшие синие комки, которые могли упасть где угодно — например, на участок ничего не подозревающего владельца дома. Сегодня такие системы остались только на небольших бизнес-джетах, где установка полноценного вакуумного механизма нецелесообразна.

Только на небольших частых джетах принцип работы туалета иногда отличается. Изображение: Novate.ru

Современные вакуумные туалеты идеально соответствуют главным требованиям авиации: они безопасны, не требуют внимания экипажа, а главное — лёгкие. Вес оборудования критично важен для самолетов, ведь каждый грамм на борту — это лишний расход топлива. К тому же, современная система крайне надежна. Она проста в эксплуатации, требует минимум технического обслуживания и работает благодаря законам физики, а значит — безотказно в полете.

Новости партнеров
Как включить запись разговора на iPhone c iOS 26
Как включить запись разговора на iPhone c iOS 26
Бесполезная настройка HyperOS убивает батарею на Xiaomi. Отключи ее, чтобы смартфон работал дольше
Бесполезная настройка HyperOS убивает батарею на Xiaomi. Отключи ее, чтобы смартфон работал дольше
Что нужно Биткоину для достижения рекордных 185 тысяч долларов в этом цикле: версия опытного трейдера
Что нужно Биткоину для достижения рекордных 185 тысяч долларов в этом цикле: версия опытного трейдера