Как работают туалеты в самолете. Вы многое из этого не знали

Первый полет на самолете — это не только взлет, турбулентность и вид из окна. Одной из самых запоминающихся деталей может стать пугающий звук в туалете после нажатия кнопки смыва. Громкое «хршшшшш», и содержимое унитаза исчезает, будто его забрал мини-пылесос. Не все понимают как это работает, а многие и вовсе думают, что содержимое и вовсе сбрасывается за борт, а потом как-то растворяется в воздуже и поэтому не падает нам на головы. Давайте разберемся, как инженерно устроен такой эффект, ведь этот вопрос интересует многих.

Не все знают, как работает это просто устройство.

Как работает туалет в самолете

Aвиастроительный инженер Билл Кроссли из Университета Пердью рассказывает, что механизм работы самолетного туалета основывается на удивительно простом физическом явлении. Вся система построена на использовании разницы давления внутри и снаружи самолета на высоте около 10 000 метров.

Не забывайте о нашем Дзен, где очень много всего интересного и познавательного!

Снаружи самолета давление значительно ниже, чем в герметичной кабине. И когда пассажир нажимает кнопку смыва, открывается клапан, соединяющий туалет с резервуаром, давление в котором близко к атмосферному. По законам физики газы (и жидкости) всегда стремятся из области высокого давления в область низкого. Таким образом, создается мощный поток, который моментально «всасывает» содержимое унитаза.

Самое интересное, что для создания такого вакуума не нужны насосы или дополнительные технологии — сама разница в давлении на высоте делает всю работу. Однако пока самолет на земле, вакуумный насос все же используется и отключается только после набора высоты, когда физическое давление делает свое дело.

На земле унитаз работает не так как в воздухе.

Присоединяйтесь к нам в Telegram!

Типы унитазов в самолете

Хотя общая идея смыва вакуумом появилась еще в 1975 году и почти не изменилась, разные модели самолетов могут использовать разные подходы. В одних собирается все к одному резервуару, в других — у каждого туалета своя отдельная линия и бак. Например, авиалайнер Lockheed TriStar имел особенно сложную систему с круговой компоновкой туалетов и целой логикой управления смывом. Для каждой кабины использовались разные насосы в ротации, управляемые отдельным управляющим блоком.

Экс-инженер авиастроения Найджел Джонс говорит о том, насколько громоздкой могла быть эта система: «Когда логика отказывала, нужно было залезать внутрь, ложиться прямо на бак… удовольствие ниже среднего».

Если ищите что-то интересное на AliExpress, не проходите мимо Telegram-канала "Сундук Али-Бабы"!

Но в то же время Джонс подчеркивает необходимость сложных изгибов в трубопроводах. Если бы поток шёл по прямой, то под действием вакуума отходы могли бы ударяться о стенки бака с такой силой, что это могло бы его повредить. Или, как минимум, производить чрезвычайно громкие и неприятные звуки внутри фюзеляжа.

Как делаю так, чтобы в туалете не пахло

До популярности вакуумной системы в самолетах использовался принцип, схожий с биотуалетами: унитаз соединялся с баком, наполненным химическим синим раствором. Именно из-за этого появилось понятие «голубого льда». Если часть такого содержимого случайно покидала самолет на высоте, оно тут же замерзало и падало на землю, представляя собой замерзшие синие комки, которые могли упасть где угодно — например, на участок ничего не подозревающего владельца дома. Сегодня такие системы остались только на небольших бизнес-джетах, где установка полноценного вакуумного механизма нецелесообразна.

Только на небольших частых джетах принцип работы туалета иногда отличается. Изображение: Novate.ru

Современные вакуумные туалеты идеально соответствуют главным требованиям авиации: они безопасны, не требуют внимания экипажа, а главное — лёгкие. Вес оборудования критично важен для самолетов, ведь каждый грамм на борту — это лишний расход топлива. К тому же, современная система крайне надежна. Она проста в эксплуатации, требует минимум технического обслуживания и работает благодаря законам физики, а значит — безотказно в полете.

Новости партнеров
В Конгрессе США могут возникнуть проблемы с принятием законов о крипте. Что вызывает задержку?
В Конгрессе США могут возникнуть проблемы с принятием законов о крипте. Что вызывает задержку?
OpenAI снова откладывает выпуск крутой открытой ИИ-модели, которая должна изменить все
OpenAI снова откладывает выпуск крутой открытой ИИ-модели, которая должна изменить все
Что не так с дизайном Liquid Glass в iOS 26 и как Apple может это исправить
Что не так с дизайном Liquid Glass в iOS 26 и как Apple может это исправить