Почему первые трамваи в России называли «московскими гильотинами»?

Когда в середине 19 века по улицам российских городов впервые зацокали колеса конок — трамваев, которые тянули лошади. Люди радовались: наконец можно быстро и с комфортом добраться куда нужно. Но как только трамваи стали электрическими, восторг сменился тревогой. Новые машины получили в народе прозвище «московская гильотина». Как думаете, почему?

Первые трамваи в России приводились в движение лошадьми. Источник фотографии: 1prof.by

Первые трамваи в Москве и Санкт-Петербурге

Первые трамваи в России были вовсе не электрическими, а конными — их называли конками.

В Петербурге они начали ходить в 1863 году, а в Москве — летом 1872-го. Лошади тянули вагон по рельсам, что делало поездку быстрее и удобнее, чем по ухабистым мостовым. Для своего времени это был технологический прорыв, а горожане с интересом наблюдали, как «чудо на колесах» неспешно катается по улицам.

Один из первых электрических трамваев. Источник фотографии: pcnews.ru

Спустя несколько десятилетий конки уступили место электрическому трамваю. В 1892 году в Киеве заработала первая линия на электротяге. Москва подключилась чуть позже, в 1899 году.

Первые вагоны курсировали с восьми утра до восьми вечера, интервал движения составлял около 14 минут, а билет стоил 6 копеек. Скорость в 16 км/ч тогда считалась впечатляющей. Электрические трамваи стали символом прогресса и удобства, и москвичи быстро к ним привыкли.

Как работали первые трамваи

В начале 20 века трамвай стал частью городской жизни. Люди ездили на нем на работу, в театр, на рынок. Проезд оплачивали прямо в вагоне кондуктору, который давал билеты. В час пик горожане нередко рисковали и цеплялись за подножки, хотя это строго запрещалось.

Интересный факт: писатель Константин Паустовский, работавший в юности кондуктором, вспоминал бесконечные очереди на бульварах, ворчливых пассажиров и сквозняки из открытых окон — живые картины старой Москвы.

Люди в одном из первых трамваев России. Источник фотографии: dzen.ru

Что такое московская гильотина

Но вместе с популярностью пришла и беда. Электрический трамвай был новым, мощным и опасным транспортом. Улицы Москвы тогда были узкие, светофоров не существовало, а платформы вагонов оставались открытыми.

Пешеходы не успевали привыкнуть к скорости, и несчастные случаи случались часто. Газеты писали о трагедиях, карикатуристы высмеивали опасный прогресс, а москвичи с мрачным юмором прозвали трамвай «московской гильотиной». Это прозвище быстро прижилось и стало символом страха перед новой техникой. И все потому, что катающиеся на подножках трамваев люди иногда срывались и попадали под рельсы.

Смерть Берлиоза — своеобразная отсылка к гильотинам. Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Позже образ трамвая получил вторую жизнь в литературе. Булгаковская Аннушка, разлившая масло, стала крылатой фразой и напомнила, что даже безобидная деталь может привести к роковой случайности. В романе именно трамвай становится орудием судьбы, отголоском тех самых московских «гильотин», которые когда-то пугали горожан.

Если вы все еще не подписаны на наш Telegram-канал, самое время это исправить!

Так история транспорта незаметно переплелась с историей культуры, оставив след и в жизни, и в литературе. А сегодня в России уже работают беспилотные трамваи, которые принимают решения быстрее человека!

Новости партнеров
Биткоин взял 121 тысячу долларов, прыгнув на 10 процентов за неделю. Что стоит за ростом криптовалют?
Биткоин взял 121 тысячу долларов, прыгнув на 10 процентов за неделю. Что стоит за ростом криптовалют?
Смартфон для фанатов «Игры престолов» вышел официально: 7000 мАч и средневековая нейросеть
Смартфон для фанатов «Игры престолов» вышел официально: 7000 мАч и средневековая нейросеть
Что будет, если заразить MacBook вирусом
Что будет, если заразить MacBook вирусом