Обзор портативного ЦАП FiiO Q1 Mark II — жизнь по-новой

Судя по всему, у FiiO всё-таки инженерный отдел побеждает маркетинговый, другого объяснения появлению второго поколения Q1 я, пожалуй, не вижу. По возможностям и спецификациям этот портативный ЦАП явно не вписывается в свою нишу, предлагая заметно больше, но давайте обо всё по порядку.


Если вы ещё помните первый Q1, представленный во второй половине 2015 года, это был такой забавный портативный гаджет, напоминавший по форме фляжку. Он был достаточно неплох для своей цены (100 долларов), но не отличался чем-то сногсшибательным. Второе же его поколение, представленное в ходе летней презентации, оснащено на уровне, который другие производители обычно считают флагманским: балансный выход с 220 мВт на 32Ω нагрузки, поддержка всех разрешений до 384 кГц/32 бит и DSD256, работа с iOS-устройствами без переходника, стильный компактный корпус… Список этот можно перечислять и дальше, но главное — цена осталась на том же уровне (ага, 100 долларов), так что свежеанонсированному флагману Q5 надо чем-то реально удивить.

Технические характеристики

  • ЦАП: AK4452
  • ОУ: OPA1662 + OPA2332 + OPA926
  • Рекомендованный импеданс нагрузки: 16Ω ~ 150Ω
  • Батарея: 1800 мА/ч
  • Время полной зарядки: <4 ч
  • Время работы на одном заряде (режим ЦАП): >10 ч
  • Поддержка разрешения: до 384 кГц/32 бит, DSD до DSD256
  • Размеры: 99 мм × 59 мм × 12,5 мм
  • Вес: 101 г

Линейный выход

  • Диапазон частот: 6 Гц ~ 80 кГц(–3 дБ)
  • Общие гармонические искажения+шум: ≤0,003% @ 1 кГц
  • Разделение каналов: ≥90 @ 1 кГц
  • Соотношение сигнал/шум: ≥110 дБ

3,5 мм выход

  • Диапазон частот: 5 Гц ~ 55 кГц(–3 дБ)
  • Общие гармонические искажения+шум (режим ЦАП): <0,003% @ 1 кГц
  • Разделение каналов (режим усилителя): ≥79 @ 1 кГц
  • Соотношение сигнал/шум (режим ЦАП): ≥109 дБ
  • Выходной импеданс: <1,2Ω
  • Напряжение: >4.4 Vp-p
  • Мощность: ≥75 мВт @ 32Ω, ≥11 мВт @ 300Ω

Балансный выход

  • Диапазон частот: 6 Гц ~ 80 кГц(–3 дБ)
  • Общие гармонические искажения+шум (режим ЦАП): <0,003% @ 1 кГц
  • Разделение каналов (режим усилителя): ≥93 @ 1 кГц
  • Соотношение сигнал/шум (режим ЦАП): ≥109 дБ
  • Выходной импеданс: <2Ω
  • Напряжение: >7.4 Vp-p
  • Мощность: ≥220 мВт @ 32Ω, ≥45 мВт @ 300Ω

Упаковка и комплект поставки

Похоже, дизайнеры FiiO не могут прийти к единому стилю в оформлении коробки, новый Q1 упакован в бокс из достаточно тонкого картона белого цвета, но полиграфия и всё сопутствующее традиционно сделано прилично. Имеется и стикер со скретч-полоской, скрывающей код проверки на оригинальность.

Внутри, кроме самого ЦАПа, находятся:

  • симпатичный мешочек на затяжках для хранения гаджета
  • две пары резиновых колец разного размера для соединения ЦАПа и источника в «бутерброд»
  • силиконовая прокладка, чтобы в «бутерброде» Q1 не царапал источник
  • кабель для подключения Q1 как усилителя (с двумя 3,5 мм штекерами на концах)
  • короткий Lightning-кабель для подключения к iOS устройствам
  • длинный MicroUSB-кабель для подключения к ПК и зарядке
  • инструкция и гарантийный талон

В целом комплект поставки нормальный, без особой роскоши, хотя наличие Lightning-провода в комплекте — приятный бонус для пользователей техники Apple. Других проводов в комплекте нет, но подходящий кабель для Android-устройств найти несложно, а для пользователей плееров Sony недавно вышел фирменный кабель от FiiO, и его придётся докупить отдельно. Хотя я сомневаюсь в том, что он много кому понадобится, но, пожалуй, Sony A35 в роли транспорта смотрелся бы неплохо.

Дизайн и управление

Над дизайном тоже как следует поработали, добавив ему не только «премиальности», но и удобства в использовании. Для начала, Q1 Mark II меньше, чем это кажется на фотографиях, особенно радует уменьшенная толщина, всё-таки основная область применения этого гаджета в связке со смартфоном. Дизайн сделан без лишней вычурности, но золотистые кольца вокруг разъёмов в духе старых Grundig и «фирменное» оформление регулятора громкости выдают продуманный подход к разработке. Собрано всё весьма качественно, но это для FiiO скорее норма.

По управлению всё достаточно обычно. На переднем торце размещён регулятор громкости, совмещённый с выключателем питания. Используется гибридная схема регулятора, то есть вы управляете аналоговым потенциометром, сопротивление которого считывается энкодером и используется для цифровой регулировки. Это позволяет избежать шума при вращении и разбаланса каналов. Около регулятора находятся два светодиода-индикатора: один показывает, что устройство включено, второй светится, если поступает сигнал в DSD-формате. В моём экземпляре светодиоды синие, но в финальных партиях FiiO собирались использовать зелёные диоды с меньшей яркостью. Прямо посредине передней панели находится универсальное гнездо, которое может выступать и в роли линейного входа, и в роли выхода. Тут же расположены и выходы на наушники, обычный 3,5 мм и балансный 2,5 мм.

На задней панели разместился MicroUSB-вход для зарядки и подключения к источнику, а также два переключателя — Gain и усиления баса (последний, кстати, реализован достаточно аккуратно и вполне годен к применению). Новый Q1 должен сам разбираться, подключен ли он к компьютеру или смартфону, и в последнем случае не заряжать свой аккумулятор, разряжая телефон. С iOS-устройствами это работает прекрасно, а вот с Android-телефонами я читал жалобы на то, что иногда Q1 таки включает режим зарядки.

Несмотря на компактные размеры, Q1 достаточно живуч, в моём стандартном тесте (MEEAudio P1 в роли нагрузки, gain низкий, громкость — на комфортном для меня уровне, проигрывание FLAC 44.1/16 через USB) устройство проработало 10 часов 15 минут, полная зарядка потребовала 3 часа 50 минут.

В других обзорах я читал жалобы на то, что Q1 Mark II подвержен наводкам при использовании со смартфоном. Я специально тестировал его в «бутерброде» с iPhone 6 Plus, слушая по Wi-Fi и LTE музыку с Deezer, никакого шума, кроме тихого фона самого усилителя Q1 не было. Возможно, это зависит от конкретных смартфонов, роутера или каких-то других обстоятельств, но у себя заметных громких наводок услышать я не смог.

Звук

Для прослушивания устройства использовались следующие наушники: iBasso IT03, Meze 99 Classics, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser Encore, Campfire Audio Andromeda, 64 Audio U12, HUM Pristine и другие.

Желание переиспользовать удачное решение привело к тому, что в усилительной части Q1 второй ревизии трудятся те же чипы, что в свежем усилителе флагманского X7-2 AM3A. В сочетании с улучшением ЦАПа и USB-транспорта это даёт Q1-2 такое заметное отличие от Q1 прошлой ревизии, что впору говорить об отсутствии у моделей чего бы то ни было общего. Более того, новый портативный «комбайн» обходит по качеству младший FiiO X1-II и почти дотягивается до X3-III, предлагая чуть худший по разрешению звук с более слитной подачей.

Я не уверен в том, что есть большой смысл использовать Q1 Mark II в роли усилителя, ведь почти любой современный плеер по мощности будет с ним как минимум сравним, так что основным сценарием использования мне видится всё-таки роль ЦАПа с мобильным телефоном в роли источника. Недавно выпущенный FiiO Music для iOS добавляет этому варианту удобства и привычного для других продуктов компании юзабилити. В общем, всё дальнейшее описание звука сделано с iPhone 6 Plus и MacBook Pro 2016 в роли источников, и с балансного выхода, потому что именно он обладает заметно большей мощностью и лучшим звучанием.

НЧ чуть-чуть акцентированы в области мидбаса, что придаёт звучанию приятный эффект массивности. Разрешение баса нормальное, хотя и не запредельное, сильно хлёстким бас тут не назовёшь, но до расслабленной вальяжности ему ещё дальше. НЧ обладают достаточной массой для того, чтобы звучать естественно, текстуры передаются также на достойном уровне. Глубокие НЧ присутствуют, но не выводятся вперёд, чтобы не заглушать остальной диапазон. В общем, приличные для своей цены НЧ, в меру подчёркнутые, но обладающие нормальным разрешением, подобная передача баса достаточно типична для современных источников бюджетного и начально-среднего сегментов. Для любителей дополнительной массивности имеется усилитель баса, аккуратно «приподнимающий» нижнюю половину частотного диапазона.

Средние частоты, пожалуй, самая сильная сторона этого устройства, они детальны, весьма музыкальны и радуют эмоциональностью. Конечно, до разрешения и проработки плееров среднего сегмента Q1 новой ревизии далеко, но плеера начального уровня он обходит, причём как по технической составляющей, так и по «вовлечённости» слушателя в музыку. ЦАП отыгрывает материал с неплохой детальностью, не скатываясь при этом в резкость, и умудряется не выпячивать огрехи записи. Воображаемая сцена чуть больше средней по ширине и чуть меньше в глубину, но разделение по обоим направлениям достаточно хорошее.

Что касается ВЧ, то, с одной стороны, они достаточно интересно окрашены: нижние ВЧ немного выделены, а остальная часть диапазона, наоборот, смягчена, это даёт приятную детальность без утомляемости. С другой стороны, назвать такую подачу естественной не получится, впрочем, хотеть естественных ВЧ от устройства в бюджетном ценовом диапазоне — явно нелогично. Так что эту попытку сделать звук интересней, чем он есть на самом деле, можно засчитать скорее в актив ЦАПа, чем в пассив.

Сравнения я проводить не буду, так как других сравнимых портативных ЦАПов у меня нет, а заниматься сравнением с плеерами я не вижу смысла, так как всё сведётся к «получше FiiO X1-2, где-то на уровне Cayin N3, чуть хуже FiiO X3-3, впрочем, тут надо делать поправку на вкусы».

Совместимость

Почти всё, что касалось выбора источника цифрового сигнала для Q1 второй ревизии, я уже написал выше. Что же до выбора наушников, то с балансного выхода этот малыш обладает неплохим запасом мощности для почти любых наушников из числа тех, что есть смысл использовать в портативе. С чувствительными IEM есть небольшой шум, но его уровень достаточно низок и с моделями, не обладающими сверхчувствительностью, услышать его почти невозможно.

Жанрово Q1 Mark II всеяден (естественно, с учётом ценовой категории), придирчивость к качеству материала составляет где-то 6 из 10.

Несколько традиционных треков для примера

André Manoukian — Danse du sable. Необычная джазовая переработка известной мелодии в исполнении Q1 звучит весьма приятно: тщательная проработка фортепиано, телесные ноты баса, лёгкая, ненапрягающая перкуссия — всё на своём месте.

Miles Davis — Human Nature. Ещё одна грань таланта величайшего джазмена раскрылась на альбоме «You're Under Arrest», порадовавшего ценителей двумя отличными кавер-версиями поп-хитов. Взять в подборку «Time After Time» было бы слишком просто, поэтому я выбрал второй кавер, на песню Майкла Джексона. Обозреваемый комбайн и тут показывает себя на достойном уровне, радуя музыкальностью подачи.

Jefferson Airplane — Somebody to Love. Ну и закончить хотелось чем-то драйвовым и энергичным, и, пожалуй, ничего лучше одного из главных хитов J.A. я бы и не придумал. Q1 Mk II и тут «держит марку», чётко отыгрывая и инструментальную партию, и вокал Грейс Слик.

Выводы

На наших глазах FiiO перепозиционирует младший комбайн своей линейки. Первый Q1 был скорее портативным усилителем, в который добавили функцию ЦАПа. Новый Q1 — это полноценный портативный ЦАП, обладающий всем спектром современных возможностей — от балансного выхода до MFi-сертификации. К счастью, в погоне за фишками разработчики не забыли про звук и дружелюбную к потребителю цену.