Обзор наушников Ambient Acoustics AM7-LAM — восемь в одном

Кастомные внутриканальные мониторы справедливо считаются вершиной рынка наушников-«затычек» (ну нет в русском языке подходящего перевода слова «earphones»). Но даже в этом высококонкурентном сегменте рынка развитие чаще всего имеет экстенсивный характер, поэтому когда появляются действительно необычные модели — это вдвойне интересно.


Как понятно из заголовка, герои сегодняшнего обзора разработаны в одном из любимейших моих городов — Киеве. С лабораторией Ambient Acoustics меня связывает давняя дружба, мои Ambient Monitors прошли долгий и интересный путь от 4 до 10 излучателей, те читатели, что следят за темой, думаю, этот путь давно знают по моим обзорам. Для тех же кто не в курсе — вкратце расскажу, о чём речь.

В основе «кастомов» (так для простоты обычно называют CIEM) лежат две технологии: излучатели со сбалансированным якорем и фотополимеризация. Про излучатели я уже писал много раз, ну а с фотополимерами, думаю, все и так знакомы хотя бы по стоматологии. В целом идея относительно простая: снимаем отпечаток слухового прохода и примыкающего к нему участка ушной раковины, потом по этому отпечатку изготавливаем корпус наушников, которые будут идеально подходить к ушам владельца, обеспечивая комфорт и максимальную звукоизоляцию. Дальше в этом корпусе собирается схема наушников, чаще всего используются «арматурные» излучатели, причём обычно по несколько штук, дополненные замысловатым кроссовером. По факту, конечно, это всё сложней чем звучит: нужно подобрать нужные драйвера, согласовать их, рассчитать фильтры кроссовера, учесть множество разных параметров…

Для лаборатории AA это не представляет проблем, многодрайверные конструкции они освоили уже давно, их предыдущие флагманы насчитывают 10 излучателей в каждом ухе, а несерийно выпускались и 16 и даже 20-драйверные модели. Неудивительно, что в лаборатории решили остановиться в этом нелёгком деле наращивания числа драйверов и попробовать пойти другим путём. Так и родилась линейка Live Acoustic Mod, состоящая из моделей с 3, 5 и 7 излучателями. Так как я по натуре максималист, я решил сразу нацеливаться на флагман, и поэтому обзор ниже будет именно об AM7-LAM.

Несмотря на компактные размеры, наушники полны различных проприетарных технологий. Главная из них, конечно, настраиваемый пятиполосный кроссовер. На корпусе наушников размещены три переключателя, два из них отвечают за НЧ, позволяя выбрать один из четырёх уровней баса: 0 дБ, +6 дБ, +10 дБ и +14 дБ. Ещё один отвечает за средние частоты, позволяя на +5 дБ поднять уровень частот, на которые приходится большая часть музыкальной информации. Вообще, подобные переключатели — не новинка, с подобным экспериментировали многие производители, но у AA получилось добиться того, что при изменении звука импеданс наушников остаётся практически неизменным, что позволяет нивелировать влияние выходного импеданса источника.

Кроме этого, «совместимость» с различными плеерами и ЦАПами обеспечивается фирменными технологиями коррекции фазы и импеданса, поэтому LAM’ы обладают практически линейным графиком обеих характеристик. Для фильтрации басовых излучателей используется двойной акустический фильтр, что позволяет снизить фазовые искажения по сравнению с использованием электрического фильтра и максимально сузить полосу частот НЧ драйверов, что приводит к улучшению контроля баса.

В самих корпусах используются металлические звуководы, улучшающие передачу ВЧ, а излучатели полностью залиты акрилом, что уменьшает возможные паразитные резонансы.

На этом приятные ноу-хау не заканчиваются, но про них я буду уже рассказывать по ходу дальнейшего повествования.

Цена на наушники, с одной стороны, высока, желающему приобрести AM7-LAM надо приготовить 950 долларов, и это — акционная цена, которая после 1 мая увеличится. С другой стороны — это сильно меньше, чем у флагманских моделей других производителей, а при этом LAM’ы обладают рядом уникальных возможностей, которых нет ни в одной другой модели.

Кстати, если вы не хотите возиться со слепками и их отправкой — наушники можно заказать и в универсальном корпусе, он у AA получился на удивление компактным.

Технические характеристики

  • Излучатели: 7 драйверов со сбалансированным якорем на канал
  • Кроссовер: 5-полосный, пассивный
  • Диапазон частот: 10 Гц – 22 кГц
  • Чувствительность: от 110 до 124 дБ/мВт
  • Импеданс: 25Ω @ 50 Гц
  • Конструктивные особенности: 3 металлических звуковода, фиксация излучателей в корпусе без воздушных полостей
  • Кабель: сменный, посеребрённая медь (возможны альтернативные материалы по заказу)

Упаковка и комплект поставки

В Ambient продолжают работать над презентацией своего товара. Для последних версий они предусмотрели даже фирменный бумажный пакет, в который упакована покупка. Внутри находится жесткий кейс из глянцевого пластика, хранящий наушники, таблетку осушителя и специальную щёточку для чистки. Последняя, кстати, реально удобна, подозреваю что это что-то из стоматологии, но с чисткой звуководов от серы она справляется прекрасно.

Кроме этого, вы получите в комплекте достаточно подробную инструкцию по использованию наушников и уходу за ними. В ней же описано использование переключателей тюнинга звука.

Дизайн и удобство ношения

Даже не знаю, что особо рассказывать в этом разделе, это же кастомы, поэтому дизайн у них простой и очевидный: акриловый корпус с излучателями и кроссовером внутри. AM7-LAM отличаются от собратьев наличием трех компактных переключателей для тюнинга звука, маркированных цветными точками, их роль подробно расписана в инструкции. Конечно же, Ambient Acoustics предлагают массу дизайнерских украшений: разные цвета акрила, как прозрачные, так и нет, вставки на фейсплейты, цветную печать, карбон, дерево и многое другое. Я выбрал совершенно базовый прозрачный акрил и оформление фейсплейтов в стиле «стимпанк». Качество исполнения не вызывает ни малейших нареканий, продукция AA давно уже лишена «детских болячек» начинающих кастомоделов вроде пузырей воздуха или пыли в отливке.

Разумеется, наушники обеспечивают максимально возможную звукоизоляцию, их можно носить в любых шумных условиях, а комфорт ношения — так же максимален, если, конечно, отпечатки сделаны правильно. Если посадка с первого раза не подошла, в лаборатории помогут «подогнать» её под ваши уши (спасибо, что не наоборот).

Ещё одна удачная находка компании — резьбовые коннекторы наушников. Разъёмы — настоящий бич топовых IEM, практически ни одни из них не обеспечивают надлежащий уровень надёжности и со временем «разбалтываются». Это чревато и ухудшением звука, и, что куда хуже — может привести к потере наушника во время ношения их на шее. Перепробовав все существующие варианты, Ambient’ы решили сделать свой собственный разъём, на резьбе. Получившийся контакт надёжен и электрически, и механически, он чётко фиксируется и без проблем отсоединяется. Впрочем, если вы являетесь обладателем какого-то мегаэксклюзивного провода — вы можете заказать установку в ваши наушники любых стандартных разъёмов, либо же договориться с разработчиками о смене коннекторов на проводе.

Также самостоятельно в лаборатории делают и провода, поэтому они предлагают очень серьёзные кабели по очень доступным ценам. Ну сами посудите — 45 долларов за толстый кабель из посеребрённой меди — по рыночным меркам фактически «шара». Комплектный провод AM7-LAM именно из этой серии, он мягкий и весьма комфортный, не запутывается и не склонен к твердению на морозе. Штекер — также самодельный, он отлит из силикона, что обеспечивает повышенную износостойкость (через пару лет узнаем, насколько повышенную).

Звук

Для прослушивания использовалось следующее оборудование.

  • NuPrime DAC-10H и Resonessence Labs Concero HP в роли ЦАП и усилителя
  • Apple MacBook Pro Retina 2016 в роли источника
  • Fidelia в роли плеера
  • Lotoo PAW Gold, theBit OPUS#2 и Astell&Kern AK320 в роли портативных плееров
  • Записи высокого разрешения в Lossless-форматах (Dr. Chesky The Ultimate Headphone Demonstration Disc и другие)

Перед прослушиванием наушники были прогреты в течение 48 часов, хотя для «арматур» это не требуется.

«Дефолтная» настройка наушников — практически линейная АЧХ, которая придётся по душе любителям нейтрального и неокрашенного звука. Звук этой модели, как пелось в песне из популярного кинофильма, «опустился на глубины и поднялся до небес», проще говоря, тут есть и глубокие НЧ, и протяжённые ВЧ. К счастью, до «вкалывают роботы» тут дело не дошло, AM7-LAM звучат очень музыкально, несмотря на прекрасную микродинамику и контрастность звука, они не режут слух и не напрягают слушателя.

Бас, естественно, быстрый, также он, несомненно, глубокий, и, несмотря на арматурную детальность, он обладает достаточной весомостью и мощью, поэтому ни малейшего намёка на характерную для подобного типа излучателей сухость тут нет. Мне нравится даже нулевой вариант НЧ, но для себя я всё-таки предпочёл вариант с +6 дБ, так музыка звучит чуть телесней, и за счёт этого инструменты обретают вес, который придаёт подаче фундаментальности. В целом всё хорошее, что можно сказать про качественные НЧ, LAM’ы могут: когда надо — они бьют, когда надо — плавно обволакивают и укутывают. Правда, сугубо на мой вкус, варианты с +10 и +14 дБ — это уже перебор для совсем уж басофилов.

Как театр начинается с вешалки, так же наушники начинаются с баса, но точно так же, как и в театре, наушники на одних НЧ не протянут, всё-таки основную часть информации, в том числе и музыкальной, мы воспринимаем в среднечастотном диапазоне. И тут возможность немного подчеркнуть эту часть спектра приходится как нельзя кстати. В большинстве случаев я предпочитаю держать этот тумблер включённым, поэтому СЧ звучат… пожалуй, самый подходящий эпитет тут — сочно. Музыка раскрывается в мельчайших нюансах, сохраняя при этом цельность. Я даже не буду говорить про отличную детальность, натуральность и естественность подачи героев этого обзора — это и без того очевидно. Воображаемая сцена близка к идеалу по ширине и совсем немного не дотягивает до него по глубине. Разделение планов просто отменное, все инструменты прекрасно разделены, их характер передаётся достоверно. Даже в сложных случаях типа записей Apocalyptica можно выделить каждый инструмент отдельно. Наушники критичны к качеству записи, но на совсем уж никудышне записанных треках спасает отключение добавленных СЧ, сглаживающее акцент на неудачных моментах.

ВЧ-диапазон — это, пожалуй, единственное место, где я бы мог придраться с этим наушникам, но это уже сугубо вкусовое. Я бы предпочёл чуть более агрессивные атаки в этом диапазоне, но это исключительно мои предпочтения в звуке. Благодаря слегка уменьшенной по «злости» манере передачи ВЧ в LAM7, они не режут слух и не напрягают, несмотря на то что верхнечастотный диапазон передаётся без попыток его сгладить или приукрасить. Так как ВЧ уходят очень высоко вверх, наушники звучат легко и воздушно, там где это надо, а затухания обертонов инструментов — просто завораживают.

Я долго колебался, стоит ли в этом обзоре заниматься сравнениями, ведь «Ламы» — очень разнообразно тюнингуемая модель, которая может звучать по-разному, но, пожалуй, без этого не обойтись. Сравнивать кастомы с универсалами, конечно, идея так себе, но коллекцией кастомных IEM от разных производителей я пока не обзавёлся. Сравнения ниже приведены из учёта настройки +6 дБ на НЧ и +5 дБ на СЧ.

Noble Kaiser Encore. Забавная у Noble получилась история. Их Kaiser стали одним из бесспорных флагманов мира кастомных IEM, но с выпуском версии в универсальных алюминиевых корпусах в компании немного ухудшили звучание модели на СЧ. Encore версия же не просто возвращает их на предыдущий уровень, а даже поднимает выше. Моя пара Encore ждёт своей очереди на обзор, но реально это — IEM, заслуженно занимающие своё место на Олимпе. Тщательно тюнингованный вкусовой звук обладает несомненным вау-фактором и подачей, влюбляющей в себя с первых секунд. Kaiser отличаются более фактурным басом, а так же проработкой ВЧ, идеально попадающей в мои вкусовые пристрастия. LAM’ы на их фоне звучат чуть «скучней», и хотя понятно, что Kaiser добиваются эффектности путём подкрашивания звука, им это удаётся настолько хорошо, что не хочется разбираться в том, как эта магия работает. Но, во-первых, Noble почти в 2 раза дороже, а во-вторых, лишены возможностей тюнинга звука, а я очень полюбил эту возможность.

HUM Pristine. Ещё один шедевр «IEMостроения» от корейских звукоинженеров. Два старательно отобранных драйвера и бескомпромиссный кроссовер убедительно доказывают, что гениальные наушники можно делать без двух десятков драйверов в каждом ухе. HUM предлагают чуть более мониторное звучание с большим количеством ВСЧ и ВЧ, а также более сухим басом, что в некоторых случаях звучит весьма эффектно. AM7-LAM, в свою очередь, предлагают более монолитную подачу с большим количеством НЧ.

64 Audio U12. Что-то в этот раз подборка получается прямо-таки выставкой достижений «IEMостроения». Ещё одни интересные наушники, обладающие ноу-хау в виде модуля выравнивания давления. Это даёт наушникам необычно широкую воображаемую сцену и делает их подачу комфортней преимущественно не в ущерб детализации. LAM7 детальней в верхней части диапазона, но U12 предлагают больше НЧ (впрочем, LAM тоже можно подкрутить), и более эмоциональные СЧ.

Lear BD4.2. Отчасти обойдённые вниманием наушники, по праву относящиеся к топам. Два динамических драйвера позволяют им отыгрывать рекордно ударный бас, впрочем, уступающий немножко по разрешению LAM’ам, на СЧ также чуть уверенней звучит киевская модель. А вот ВЧ у BD4.2 можно было бы немного убавить количественно, но их качество очень и очень хорошо.

Совместимость

С одной стороны, LAM’ы благодаря продуманному кроссоверу могут играть практически с любым источником, будь то даже самые немузыкальные смартфоны или китайские шлакоплееры за 30-40 долларов, которые так любят обзорщики за реферальный откат. С другой стороны — слушать эти наушники с таким источником — это как пить 21-летний Glenfiddich с пепси-колой: может даже и получится терпимо по вкусу, но эпически глупо. Так что покупая данные наушники — будьте добры позаботиться о хорошем источнике. Если говорить о стационаре, то для десктопного применения я традиционно рекомендую Resonessence Concero HP, на мой вкус, это вообще одно из лучших решений для высокоуровневых IEM. С плеерами, на мой взгляд, возможны два варианта. Любители нейтральной подачи могут выбрать iBasso DX200 (ух как он пробивает басом…), те же, кто ценят более музыкальные варианты звучания могут подобрать что-то из A&K (от себя рекомендую 320). В последнем случае можно озаботиться обретением балансного кабеля (на DX200 «баланс» меня впечатлил сильно меньше чем у A&K).

Жанрово наушники тотально универсальны, тут не надо делать даже поправку на вкус, 8 вариантов тюнинга удовлетворят почти всех слушателей. К качеству записи они умеренно критичны, баллов на 7 из 10: недостатки вы услышите, но «с этим вполне можно жить».

Конечно, не обойдётся этот обзор без треков-примеров

La La Land OST — Start a Fire. Да простят меня читатели за уход в область поп-музыки, но это реально альбом, достойный медиатеки любого меломана. Я, конечно, мало сомневался в композиторском гении Джастина Гурвица (неудивительно после «Whiplash»-то), но в «Ла Ла Лэнде» он прыгнул выше головы. Выбрать один конкретный номер очень сложно, саундтрек богат цепляющими темами на любые вкусы, но прекрасно исполненный Джоном Стивенсом (более известным как Джон Ледженд) номер, пожалуй, выделяется даже на общем блистательном фоне. В LAM7 этот трек превращается в совершенный, пробирающий до мурашек музыкальный таран, бьющий прямо в центр удовольствия. В общем — послушайте сами. Такую музыку могут делать только люди, влюблённые в свою работу.

Los Calchakis — Gabriel García Márquez. Прекраснейший пример приятной латиноамериканской музыки, к тому же отлично записанной. Отдельные очки трек получает за отсутствие традиционной для континента «зажигательности», тут всё сдержано, но чувственно, а как ещё петь про знаменитого писателя? В общем, и тут LAM’ы показывают себя блистательно: отменно различимые гитары, тонкие нюансы вокала и эмоций, настоящая услада слуха.

This Winter Machine — The Man Who Never Was. Не оскудела земля британская талантами. Как всегда происходит с неопрог-коллективами, в творчестве этих йоркширцев сложно отличить, что именно, кроме, конечно, Marillion они намешали в своих композициях. Не могу сказать, что «The Man Who Never Was» — это главное событие года в мире прога, но однозначно это интересная и достаточно самобытная работа, которая поможет приятно скоротать время между релизами мэтров жанра. Очень кстати тут приходится подача наушников, так как в данный трек авторы вплели прекрасную партию клавишных, следить за которой без топовых IEM очень сложно. А ЛАМ’ы позволяют без труда сосредоточиться на отдельных инструментах и насладиться их партиями.

Выводы

Тот случай, когда я могу написать слова «уникальная модель» без малейших натяжек: в LAM’ах действительно необычно всё. К счастью, AA удержались от стратегии «эксперименты ради экспериментов» и всё, что они сделали, — очень уместно и полезно. В этой серии они смогли выдержать «на уровне» всё, от качества изготовления до звука, поэтому если вы ищете действительно топовые IEM — рекомендую пристально присмотреться к «Ламам».