#чтиво | 5 аргументов против планшета в школьном классе

7 522 просмотра
Об авторе

Планшеты в школе

Когда в Сети появляется очередная порция информации о том, что планшеты собираются использовать и даже уже используют в школьном образовании, сразу же возникает и множество ворчливых комментариев. Мол, дети и так только и делают, что смотрят в экраны своих планшетов, смартфонов и телевизоров. Геймерство становится профессией. Не хватало еще и в школе… Против использования планшета в учебном процессе приводятся пять основных аргументов. Давайте их рассмотрим и разберемся, насколько они основательны.

Планшеты в школе

Большая работа была проделана Майком Гуреной, который на страницах ресурса Edudemic изложил свои соображения. Изначально они касались iPad, но фактически они относятся к любому планшету, а не только к легендарному и сверхпопулярному изделию купертиновских инженеров.

Прежде всего выделим сами аргументы:

1. Учителю останется только сидеть на своем месте, читая газету и играясь со своим смартфоном, предоставив ученикам баловаться со своими планшетами.

2. Ученики перестанут взаимодействовать друг с другом и со своим учителем.

3. Проводить много времени, уткнувшись взором в экран, вредно для детей.

4. Планшет не является настоящим компьютером.

5. Ученики могут красть и ломать планшеты.

Майк Гурена в течение трех лет наблюдал за тем, как личные iPad школьников используются в учебном процессе. В поле его зрения попали учащиеся различных возрастов: от воспитанников детского сада до шестиклассников. Поэтому у него появилось достаточно оснований для того, чтобы рассеять страхи скептиков. Ему представляется, что многие люди дезинформированы по поводу того, как именно происходит учебный процесс с использованием планшета.

По его мнению, хороший учитель в любом случае будет руководить уроком и только от его талантов зависит, не станут ли реальностью вышеперечисленные мифы.

1. Учитель больше не учит, поскольку ученики просто играют со своими планшетами

Дети свободно играют со своими планшетами, в то время как учитель занята своими ногтями или иным делом, не имеющим отношения к уроку? Но если учитель профессионален, то он осознает важность своей работы и не позволит планшету стать «нянькой» для детей. Учителя, в основном, с энтузиазмом воспринимают технологии и ищут пути их интеграции в учебный процесс, не заменяя ими сам урок.

Майк отмечает, что при помощи технологий учителя стремятся улучшить свою работу, а не предоставить ее планшету. Контроль учителя над уроком важен, чтобы дети не остались наедине со своими устройствами. iPad можно перевести в режим Guided Access, тогда учащиеся могут работать только с одним приложением. То есть над той задачей, которая поставлена учителем.

То есть все, как всегда, зависит от человека-учителя, а не от устройства-планшета.

2. Ученики больше не взаимодействуют друг с другом

Хороший учитель соблюдает баланс между решением учеником своей индивидуальной задачи и общением детей в классе. Ряд учителей отмечают, что в цифровой реальности появились новые возможности для взаимодействия между учениками. Они могут совместно работать над файлами в Google Drive.

3. Дети проводят слишком много времени у экрана

Американская академия педиатрии рекомендует детям до восьми лет проводить за экраном не более двух часов в день. Это касается всех видов экранов с подсветкой. Речь идет в том числе и о развлечениях, то есть и о просмотре мультфильмов на экране телевизора. Эта рекомендация не выделяет школьные занятия.

Тем временем, умение работать с цифровыми технологиями сегодня не менее важно, чем способность читать и писать. Детям рекомендуют каждые десять минут отвлекаться от экранов и смотреть куда-то в сторону. Переконцентрация с близких на дальние предметы способствует регуляции зрения.

Дети все равно проводят у экранов немало времени и уже не первое десятилетие дела обстоят именно так. Есть ли в таком случае основания считать учебу за планшетом более «вредным» занятием, чем видеоигры и мультфильмы, без которых современные школьники своего досуга уже не мыслят?

4. Планшеты не являются настоящими компьютерами

Детям нужно простое в использовании устройство, позволяющее им и вводить информацию, и воспринимать ее. Планшет с этим замечательно справляется. Ведь далеко не каждый урок в школе это урок программирования.

5. Учащиеся могут красть и ломать планшеты

Разумеется, экран планшета достаточно хрупкая вещь. И эту проблему следует учитывать, вводя планшеты в школьный учебный процесс. Проблема поломок наилучшим образом решается при помощи крепких защитных чехлов.

Случаев кражи iPad Майк не наблюдал. Несколько раз планшеты терялись. Ученики очень осторожно обращаются со своими устройствами.

Выводы

Все аргументы, которые приводятся против планшета в классной комнате, могут с таким же успехом быть обращены против любой другой учебной практики. Учитель может раз за разом заставлять детей читать параграф обычного бумажного учебника, а тем временем заняться своими делами. И никто не скажет, что именно новые технологии заставили педагога пренебречь своими обязанностями.

От учеников могут потребовать соблюдать абсолютную тишину в классе, даже если в нем нет ни единого высокотехнологического предмета. Даже отсутствие электрического освещения никак не помешает строгому педагогу заставить учеников держать рот на замке. Дети уже более четверти века массово проводят очень много времени у экранов. Пусть даже это и не очень хорошо, но это упрямый факт, который никак не связан с попытками заставить дисплей послужить образованию.

Что такое «настоящий компьютер» вообще вопрос сложный. С точки зрения аппаратной и программной архитектуры планшетное устройство является компьютером: и процессор, и оперативная память, и даже операционная система — на месте. А также многое другое, что присуще компьютеру. Совсем недавно, по историческим меркам, персональный компьютер тоже не считали «настоящим». Истинным компьютером признавалась только большая ЭВМ.

Испортить тот или иной предмет, увы, возможно. Достаточно вспомнить ручки, из которых могли потечь чернила, залив учебники и самого ученика. Поэтому даже столь консервативную технологию нельзя считать абсолютно безопасной.

Таким образом, все опасения в отношении планшетов вполне справедливы, только… они не относятся исключительно к мобильным устройствам.

#чтиво | 5 аргументов против планшета в школьном классе

Приложение
Hi-News.ru

Новости высоких технологий в приложении для iOS и Android.

29 комментариев

  1. PIRAT

    Я за! Пусть мои дети учатся по современному. Все таки средние века уже миновали (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

  2. rudelay

    Все упирается в "если учитель - профессионал"! Но таковых, с каждым годом, все меньше и меньше! И здоровье детей все хуже и хуже!
    Да, PIRAT, поднимайте руки-ноги "ЗА"! Это ведь не у Вас ухудшается зрение, частые головные боли, пропадает коллективность "средних веков",... со всеми вытекающими последствиями! Вот такие "дальновидные" и подпитывают производителей (у которых на уме ДЕНЬГИ, а не здоровье детей).
    P.S. 5-ый пункт вообще не к теме. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

    • gegcuk

      Зрение и правда книги портят не хуже. А вот, что касается пункта про коммуникации. Почему бы не сделать так, чтобы на время перемены планшеты попросту отключались.

      А то что обучаться должны по ним - это однозначно. Представьте, если всей стране, в каждой школе, каждому ученику будут вести уроки с планшета ЛУЧШИЕ учителя. А учитель в классе должен быть координатором и контролирующим органом.

      • Sergio

        1) По поводу зрения - все индивидуально, у меня например от книг зрение чувствует себя превосходно, а от планшетов усталость ощущается за считанные секунды.
        2) По поводу идеи ведения урока лучшими учителями - идея интересная, хотя получится не слишком интерактивно (аудитория у таких будет весьма огромной)

  3. tikki

    Постоянно вижу школьников, волокущих огромные рюкзаки, сгибаясь под их весом. Это нормально- таскать 5 килограмм учебников? А потом говорят что осанка испортилась.

    • Sergio

      ну тут есть действительно несколько вариантов решения проблемы:
      - "парковка" учебников в школе,
      - планшет, - но с этим надо очень осторожно, ведь есть люди с очень чувствительным зрением, у которых с глазами будут жуткие проблемы, если все вокруг будут все время с планшетами.
      - изменить систему образования.. на уроке можно просто слушать преподавателя, и сократить объем изучаемой информации.

      На мой взгляд вот такие варианты, хотя, я уверен, есть идеи и круче, а к каждому ученику и каждой школе надо бы свой подход.

  4. vitas

    Представьте через лет 10 или 20 дети будут одевать шлемы виртуальной реальности и там будет искуственный интеллект в далблевать информацию детям! И опять будут споры кто за а кто против! (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

  5. FrameRelay

    Знаете я бы не стал так строго судить "планшетизацию" школоты, тут к вопросу нужно подойти иначе. А именно: как развивается ребенок который пользуется планшетом и какие минусы из этого. Первое и самое важное, это моторика рук, она отвечает за развитие мозга ребенка. Это доказанный факт, например обычные игрушки, затем посложнее в виде лего, а затем до супер-сборок конструкторов. Очевидный плюс планшета в том, что ребенок учится максимально быстро находить нужную ему информацию, наверно многие видели как дети за компьютером сидят, со скоростью света мышь по экрану гоняют, открывают по 100500 окон и успевают найти, что нужно. В современном мире это очень хорошо, но такое происходит не часто, обычно такие навыки развиваются только после прохождения первого этапа, это развитие моторики и мышления, без этого, ребенок не может мыслить причинно-следственной связью. Многие из вас замечали, как школьники несут несвязный набор буков, перескакивая с мысли на мысль. Причина этого в том, что они имеют доступ к информации, но не могут её систематизировать, поэтому и существует начальный этап развития ребенка через игру с игрушками, на этом этапе формируется эта связь и возможность дифференцировать полученную информацию и опыт. Дискуссию на эту тему можно развивать долго, но почему все новости на тему компьютеров сводится лишь к технофобии я не знаю, наверно, потому, что все эти статьи веют западной тенденцией. Все только и говорят, что плохо, нельзя, используйте деревянный счеты, вот и доходит до маразма в "современных" учебных заведениях, где не дают пользоваться калькулятором. Мир развивается и старое уходит в прошлое, но нужно не забывать, что при таких изменениях нужно научиться находить компромисс и двигаться вперед, нужно разработать методики которые будут взаимодействовать с современными реалиями и при этом, всесторонне помогут развиваться ребенку. А на данный момент все пущено на самотек и единственное, что все делают это разводят руками и "технофобят" (Мартышка с гранатой? - это я о том, что технологии есть, но нет понимания того как их умело применять).
    Нынешняя тенденция такова, что родители сами виноваты в том, что не занимаются своим ребенком, не читают старую научную педагогическую лит-ру и не делают выводов, как совместить современные реалии с научными достижениями прошлого. Надеюсь вы теперь увидели этот пробел в современном воспитании который я хотел до вас донести. А пробел этот не будет исправляться, по одной простой причине: бизнес. И если эту статью перечитать вбив в свою голову, бизнес как основу, сразу видно решето и лицемерие деръмократии.

    • FrameRelay

      Забыл добавить самое основное, такое понятие как "социализация", в педовикии сказано: Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
      Говоря простым языком: Социализация - это способ зомбирования и промывания мозгов индивиду.
      Почему так? Все учились в школе, ходили в детский садик, что нам всем вбивали? Именно: образ поведения, социальные нормы, но никто не объяснял и не давал нам выбора, нам просто вбили то, как должно быть и мы с этим успешно соглашались, не понимая саму суть этих ограничений. Теперь можно подумать, как эта статья связанна со всем этим. Но тут, каждый сам пусть подумает :)

      • vitas

        У меня есть много знакомых которые с техникой не на ты а на вы, и с такими людьми очень сложно потому что они не хотят этим интересоваться и они также считают что и детям не нужны эти игрушки, а лучше провереный способ по которому они учились!
        Но также они хотят чтобы ихний ребенок развивался с ногой со временем но они не знают как лучше интегрировать новые технологии в обучение ребёнка (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

  6. Sergio

    По поводу 3го аргумента и ответа автора статьи на него.
    У меня, к примеру, сильно и быстро (в секунды) устают глаза от ярких экранов. И умеренно от экранов, сделанных на 0 яркость. Возможно, что я не единственный с таким зрением. Учитывая, что подавляющее большинство и автор статьи таких проблем не имеет, не очень правильно выносить единое мнение по вопросу, говоря "за всех".
    Теперь к школе, тут 2 проблемы в этой связи:
    - человек с очень чувствительным зрением, насколько я понимаю, должен довольно большое количество времени смотреть на свой экран в школе, что физически невозможно для него.
    - мало кто вокруг считается с мнением людей, имеющих чувствительное зрение, и делает свой экран темным или отворачивает его (чаще всего выкручивают на максимум), поэтому чувствительное зрение будет садиться быстро особенно от ярких экранов в окружении.

    Будет здорово, если те, кто определяет такую тенденцию, примут во внимание эти доводы.

    • vanya.vasyliv

      Думаю специально для людей с чувствительным зрением сделают обучающие планшеты с E-Ink дисплеем (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

      • Sergio

        Если бы e-ink использовали те, кто сидит рядом в школе, тогда это потенциальное решение.
        Хотя от e-ink у меня устают глаза, если напрямую читать с него.

    • Олег Довбня

      Устанавливать яркость на максимум, включать музыку на максимальную громкость, "зарывать" пищу в приправах... Все это проблема не экрана, ни музыки, ни пищи. И никак не доказывает "вредность" экрана, музыки и пищи.

      • Sergio

        Все индивидуально. Но предложенное в статье решение создает прекрасные условия для того, чтобы ухудшить ситуацию для людей с чувствительным зрением.

        Представьте, что в стране совсем нет законов и никто ни зачем не следит. Вам самим придется обеспечивать себе безопасность. Легко ли? Вы, допустим, справитесь, а другие? В этом смысл всевозможных законов о некурении в общественных местах. Но вредность курения - более или менее доказанный факт, и то с этим согласны далеко не все. А представьте, в каких условиях окажется человек с чувствительным зрением, когда все вокруг убеждены в безопасности планшетов.

        • Олег Довбня

          Есть два момента, которые делают любой спор бессмысленным, не в зависимости от весомости аргументов.

          1. Чтение самой обычной "теплой бумажной" книги сопряжено с рядом правил: освещение, угол наклона лампы, положение книги по отношению к глазам. Тех, кто следует этим рекомендациям, всегда были единицы. Это просто факт. То есть, "вредной" при определенных обстоятельствах может стать любая технология, в том числе и очень древняя.

          2. Дети уже фактически проводят свое время наедине с экранами. Это состоявшаяся реальность. И взрослые тоже. Другое дело, что экраны используются преимущественно для развлечений. Речь идет только о том, чтобы интегрировать "экраны" в учебный процесс, то есть сделать их не только развлекательно-игровыми устройствами, но и образовательными.

          Выбора между "вообще без экранов" и "с экранами" нет. Выбор есть между созданием у детей определенной культуры пользования "экранами" и не созданием таковой. Культура предполагает, в том числе, и ограничения по времени использования, перерывы в работе и щадящие настройки яркости и громкости.

          Об этих ограничениях сказано в статье. До 8 лет всего 2 часа в общей сложности, включая телевизор, который почему-то никак не беспокоит людей с чувствительным зрением. И, как правильно отмечалось, существует технология электронных чернил для тех, кто уж совсем не приемлет обычный экран.

          • Sergio

            Совершенно верно, есть правила для чтения обычных бумажных книг, которые, как правило, не соблюдается в основном теми, у кого глаза не болят. Я не соблюдал их никогда, но это не вредило другим. Да и сам никогда усталости от бумаги не ощущал.
            В ситуации с экранами все совсем по-другому.
            Вы, вероятно, не знаете о том, что есть люди, которые всячески избегают телевизоров даже в общественных местах, типа метро и кафе, потому что даже 2 секунды в поле зрения наносят неслабый ущерб их зрению. Представляете что будет за 2 часа?
            Поддерживаю Вас в том, что нужно развивать культуру их использования, заботу о других. Это действительно самое важное.

  7. Syncaine

    А почему планшет не является настоящим компьютером? Очень даже является.

    • rookbane

      Потому что это тезис домохозяйки со средне специальным образованием. Для многих до сих пор будет шоком узнать что китайский смартфон за пару сотен бачей является практически полноценной вычислительной машиной.

      По теме добавлю, что косяк всей статьи - ipad. Поделие у всех ассоциируется с игрушкой, заменой консоли, объектом зависти и выпрашивания у родителей. Заменить субъект на какой нибудь цветной e-paper и проблем, описанных в статье, не будет. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

      • Олег Довбня

        "По теме добавлю, что косяк всей статьи — ipad."

        Обычно мечта адаптируется к реальности, а не реальность к мечте. Речь идет не о создании специального планшета для образования, а о задействовании тех, которые уже есть у школьников. Заметим, что именно эти, определенные, планшеты были куплены:

        1. Самими родителями;
        2. С большой вероятностью, по требованию своих чад

        Полагаю, что одна из целей интеграции планшетов в образование - сделать учебу с их же любимой игрушкой более интересной для детей.

        • rookbane

          В этом и мякотка. Если у ребёнка уже сформировался рефлекс хватать любимый планшет и запускать игры одну за другой по кругу, часами, то такой вариант интеграции проигрышный. Тем более, когда в девайсах камеры, вайфай и прочие нанотехнологии тут о концентрации на уроках и сосредоточении говорить нечего. Интегрировать нужно специальные, заточенные под обучение планшеты. Без возможности кастомизации gui юзером, без свистелок и прочего, гротескные и одинаковые. Чтобы в сознании даже закоренелого школьника игромана такой планшет ассоциировался лишь с инструментом учёбы. Тогда будет норм, имхо. (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

          • Олег Довбня

            Идея такая: если ребенку нравится ручка, допустим, с любимым мультперсонажем, то пусть ею и пользуется на уроке. Нежелательно, чтобы у ребенка учеба ассоциировалась с чем-то скучным и неинтересным.

            Так и с планшетами. Предполагают использовать именно те, которые детям нравятся.

            =Чтобы в сознании даже закоренелого школьника игромана такой планшет ассоциировался лишь с инструментом учёбы.=
            Лучше, если сама учеба будет ассоциироваться с увлекательной игрой.

  8. araykul@mail.ru

    Все что дает знания, то полезно планшет это или книга все равно. Я лично пользуюсь и тем, и другим (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

  9. ruslan-beketov@mail.ru

    Значит для всех нас в каждом офисе комп, ноут, телевизор, кондиционер наконец а у детей максимум фонарик в кармане... И есть такая прекрасная функция как гид доступ в iOS... А по поводу зрения да у кого оно НАВСЕГДА 100%. Кто согласен лайк (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.