Пропавший в 2003 году космический аппарат Beagle 2 обнаружен на поверхности Марса

Сергей Грэй

Британский космический аппарат Bealge 2 пропал во время посадки на Красную планету 25 декабря 2003 года. С того самого момента учёные гадали, что же с ним случилось. Гадали до сегодняшнего дня.

Аппарат Begle 2 был назван в честь британского бриг-шлюпа HMS Beagle (аббревиатура HMS расшифровывается как Her Majesty’s Ship – «Корабль Её Величества»), на котором Чарльз Дарвин отправился в своё знаменитое путешествие. Основной задачей космического аппарата являлся поиск жизни на Марсе, анализ атмосферы и климата, а также исследование геологии, минералогии и геохимии на месте приземления.

Проект Beagle был разработан под руководством Кембриджского учёного Колина Пиллингера, чья харизма и одержимость идеей поиска жизни на Марсе быстро завоевала расположение публики и инвесторов. Учёный умер в мае 2014 года в возрасте 70 лет.

Во время фазы спуска на поверхность Марса, Beagle 2 успешно отделился от Mars Express Orbiter, но дальнейшая его судьба оставалась для учёных загадкой до этого момента. Ведь подтверждения посадки наземный штаб так и не получил, поэтому 6 февраля 2004 года аппарат официально сочли пропавшим без вести.

Учёные выдвигали различные версии случившегося. Основные теории касались сгорания Beagle 2 при входе в атмосферу, а также проблем с раскрытием парашюта или со срабатыванием амортизирующих подушек. Также вероятной выглядела теория о том, что учёные неправильно рассчитали плотность атмосферы Марса, из-за чего миссия и сорвалась.

Свежие фотографии, полученные с межпланетной станции NASA Mars Reconnaissance Orbiter, приоткрыли завесу тайны над провалившейся операцией британских учёных. По фотографиям становится ясно, что аппарат на поверхность Марса всё-таки приземлился, но вот правильно раскрыть солнечные панели в форме лепестков у него не получилось.

«Без полного раскрытия солнечных панелей нет никакой возможности установить связь с космическим аппаратом, так как радиоантенна расположена как раз под закрытыми солнечными панелями, — утверждает один из руководителей проекта Beagle 2 Марк Симс. — Проблему с раскрытием панелей, вероятнее всего, вызвал сильный удар о поверхность Марса».

Безусловно, британские учёные были счастливы обнаружить давно считавшийся пропавшим аппарат. Но радости во всей этой истории не так уж много, ведь аппарат приземлился всего в пяти километрах от изначально запланированной точки посадки. Beagle 2 был так близок к заветной цели, но всё пошло не совсем так, как было запланировано. Учёные по-прежнему надеются выяснить, что же произошло 25 декабря 2003 года, и теперь у них появился реальный шанс узнать всю правду.