Реальные риски виртуальной реальности

Этим летом Facebook завершила покупку Oculus VR, производителя гарнитуры виртуальной реальности, за 2 миллиарда долларов. Покупка обещает ввести нас в новую эру виртуальной реальности, более захватывающей, удобной и недорогой, чем мы (не) могли себе позволить раньше.


Канадская телекоммуникационная компания Telis использует виртуальную среду AvayaLive Engage для бортовых сотрудников. Более 1200 сотрудников на сегодняшний день использовали ее, чтобы получить базовую подготовку. Telis полагает, что виртуальная среда помогает сломать географические барьеры между людьми. Другой пользователь Avaya, крупная организация финансовых услуг, считает, что эта технология позволяет снизить социальные барьеры с младшим персоналом, а также демонстрирует более высокий уровень совместной работы, нежели на традиционных встречах в физическом мире.

«Опираясь на отзывы, мы знаем, что клиенты очень ценят опыт аватара, — рассказал Пол Макдонах-Смит, лидер обучающей практики Avaya. — Это как маска, за которой они прячутся».

У этой маски может быть и темная сторона, если сотрудники используют аватар для проявления деструктивного поведения. Виртуальная реальность обладает таким же потенциалом для проявления грубости, оскорблений и преследования, как и реальная, при этом взаимодействие кажется еще более реальным и личным.

«В некоторой степени она похожа на социальные медиа. Когда кто-то собирается в виртуальной среде или мире в виде аватара компании, вам нужен кодекс поведения. Только потому, что вы находитесь в виртуальном пространстве, мир не превращается в игру, а ваше альтер эго не должно вести себя отлично от реального поведения».

Компаниям нужно четко определить это уже на старте. Рекомендуются ознакомительные занятия для определенного персонала перед началом работы в виртуальной реальности, чтобы убедиться, что сотрудники понимают, что представляют компанию, и узнать, какого поведения от них стоит ждать. Некоторые компании позволяют свободное поведение. Другие же, возможно, захотят видеть сотрудников, одетых в виртуальные костюмы и галстуки.

Но даже в условиях, которые созданы для сотрудников и закрыты для общественности, поведенческие проблемы могут возникнуть и должны быть приняты во внимание. Хоть физически и нельзя прикоснуться к человеку в виртуальном пространстве, кто-то может сказать, что он не хочет сидеть с вот этим человеком рядом на рабочем месте.

Риски конфиденциальности

Приобретение Facebook Oculus Rift выявило другой риск виртуальной среды: конфиденциальности. Facebook неоднократно навлекала на себя недовольство пользователей, изменяя политику конфиденциальности, а недавно еще и выяснилось, что компания ставила психологические эксперименты на пользователях.

Виртуальная среда может резко расширить масштабы возможных нарушений неприкосновенности, потому что каждое поведение в виртуальной среде можно отследить, а каждый элемент — изменить.

Компаниям заранее рекомендуют решить, какой мониторинг они будут проводить, и огласить политику для сотрудников и клиентов. Иначе может сложиться ситуация, когда сотрудник или пользователь отправляется в виртуальный мир, использует личный аватар, а затем утверждает, что думал, что его действия не будут оглашаться.

Нарушения неприкосновенности частной жизни клиентов также могут иметь правовые последствия для компаний.

Риск потратить деньги зря

Большинство компаний не будет тратить 2 миллиарда долларов на проекты виртуальной реальности, как Facebook, но ценники для пользовательских виртуальных сред легко могут достигать шестизначных сумм и выше.

По мнению Ирвина Лазаря, аналитика чикагской Nemertes Research Group, первые приверженцы виртуальной реальности легко расставались со временем и деньгами. Но времена меняются, и люди стараются вливать только те инвестиции, которые окупятся. «Если я собираюсь сделать большое вложение, мне нужно знать ROI и что оно мне даст, в противном случае я не потрачу пару миллионов долларов непонятно на что».

Он рекомендует компаниям сначала делать небольшие пилотные проекты и убеждаться, что такая технология им подходит. Кроме того, важно не гнать лошадей, поскольку технологии еще не разработаны на все сто.

Технологии виртуальной реальности все еще находятся в движении, по мнению Андерса Гронштедта, президента колорадской консалтинговой фирмы для виртуальных миров The Gronstedt Group. Например, большинство устройств, которым в настоящее время уделяется много внимания, вроде всенаправленных беговых дорожек и отслеживающих движение перчаток больше предназначены для игр, нежели для бизнеса. Любое масштабное развертывание невозможно даже на стадии планирования.