Нет, варп-двигатель пока не был случайно изобретен

Одно из знаменитых высказываний Ричарда Фейнмана звучало так: «Первый принцип в том, что вы не должны обманывать себя — а обмануть вас проще простого». Когда вы сталкиваетесь с объявлением вроде того, что было сделано NASA Spaceflight неделю назад: что NASA провело успешные тесты EMDrive — двигателя, который работает без топлива и вроде как нарушает фундаментальные законы физики, искривляя пространство —  лучше убедиться, что вы не занимаетесь самообманом.


В случае с EMDrive, тяга колеблется в пределах 30-50 микроньютонов, тогда как предел измерительного прибора составляет 10-15 микроньютонов. Другими словами, мы видим результаты в рамках стандартных отклонений выше погрешности измерения.

Ранее двигатель испытывался только в одной ориентации при атмосферном давлении. Новые испытания были проведены в хорошем вакууме (около одной миллиардной части атмосферы) и в разных ориентациях, видимо, чтобы исключить взаимодействие с магнитным полем Земли и тепловые взаимодействия с окружающим воздухом. 50 микроньютонов может быть небольшой величиной — вес наполовину сформировавшейся снежинки — но и она будет чрезвычайно важной, поскольку результаты заявляются как независимые от ориентации устройства.

Устройство существует и находится в руках NASA Eagleworks, где инженер Пол Марш проводит дальнейшие испытания после тестов Гарольда Уайта, но до сих пор есть только одна команда, испытывающая этот загадочный двигатель.

Наконец, нет никакой экспертной оценки этого устройства, его строения или результатов; есть просто результаты выступления на конференции. Итак, что у нас есть и какой вывод мы можем сделать на основании доступных данных?

С одной стороны, у нас есть «оптимистическая» группа, утверждающая, что мы нарушили старые добрые законы физики, что мы можем масштабировать и использовать эту технологию как новый метод движения в космосе и что у нас есть немного положительных результатов от размещения интерферометра Майкельсона, который показывает, что мы можем искривлять пространство (создавая варп-поле) или заставлять свет двигаться быстрее скорости света в вакууме (c) на примерно 10^-18 м/c. Если вы прислушаетесь к заявлениям этой группы, мы сможем доставить людей на Марс меньше чем за три месяца, как только поставим этот двигатель на колеса.

С другой стороны, все это может быть следствием небрежных исследований (в отсутствие экспертных мнений) группой людей, высоко замотивированных на получение положительного результата (Гарольд Уайт из NASA, который занимается этим, хорошо известен своими экстраординарными заявлениями о варп-двигателе и фантастической физике), которые стремятся выдать ожидаемое за действительное. Последнее должно оставаться во внимании любого наблюдателя хотя бы до тех пор, пока устройство не будет испытано таким образом, что все наши пять критериев будут выполнены и опрокинуты. Вероятность того, что это очередное устройство под солнцем, которое не делает ровным счетом ничего, крайне велика, и нужно окончательно исключить возможность ошибки, прежде чем двигаться дальше.

В истории есть слишком много случаев обманов людей плохой наукой; правда в том, что мы хотим верить. И чем грандиознее обещает быть технология, тем больше требуется щепетильности на ее оценку, изучение, проведение независимых испытаний и так далее. Короче, нам нужно убедиться, что мы не обманываем себя. И до тех пор, пока мы будем хотеть, чтобы этот двигатель был реальным, мы будем оставаться людьми, которых проще простого обмануть.