2016 год был давно, но это не означает, что мы не можем назвать самые быстро развивающиеся, а вместе с тем и важнейшие для нашего будущего технологии того времени. Журнал Scientific American собрал десятку громких названий, о которых мы писали, пишем и будем писать еще неоднократно. Возможно, именно они изменят этот мир. Возможно, именно они сделают будущее таким, каким оно должно быть.
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ) завершили первый отечественный проект по производству газотурбинного двигателя с помощью аддитивных технологий. Изготовленный функциональный прототип представляет собой перспективную разработку малогабаритного двигателя для беспилотных летательных аппаратов. Как отметил генеральный директор ВИАМ Евгений Каблов, некоторых уникальных характеристик, включая конструкцию камеры сгорания с толщиной стенок всего в 0,3 мм, удалось добиться только благодаря использованию 3D-печати. Напомним, что ранее ВИАМ изготовил 3D-печатные завихрители фронтовых устройств камер сгорания для двигателей ПД-14, разработанных для эксплуатации на перспективных магистральных авиалайнерах МС-21 и в настоящее время проходящих летные испытания.
Даже в самых продвинутых электромобилях используются аккумуляторы, которые рано или поздно разряжаются, поэтому, проехав сотню-другую километров на своей Tesla, всё равно придётся останавливаться и заряжать батареи на протяжении нескольких часов. А что, если электромобиль будет заряжаться электроэнергией прямо от дороги? Шведскому правительству тоже показался интересным этот вопрос, поэтому оно запустило специальную программу, в рамках которой исследует возможности создания такого электрифицированного дорожного полотна.
Началось всё с кнопок. Мы нажимали их для того, чтобы набрать телефонный номер, изменить громкость динамика смартфона или найти в адресной книге нужного нам человека. На смену кнопкам пришли сенсорные экраны, а чуть позднее и голосовые ассистенты вроде Siri и Cortana. Вполне очевидным этапом эволюции пользовательских интерфейсов станет управление смартфоном или планшетом при помощи одного вашего взгляда. Именно такую систему и разрабатывает в данный момент международная команда исследователей.
Воздух, которым мы дышим, не всегда такой чистый, как нам этого хочется. Согласно исследованиям, проведённым учёными в Калифорнийском университете, расположенном в Беркли, смог убивает около 4000 жителей Китая в день. В США тоже не всё гладко — почти половина жителей этой страны живут в не самых благоприятных условиях и регулярно дышат загрязнённым воздухом. Ситуация в России тоже далека от идеала — более 50 процентов городов тоже страдают от недостатка чистого воздуха и других загрязнений.
Интеллектуальные системы поддержки принятия решений для охраны сухопутных границ РФ на Урале, Дальнем Востоке и юге России разрабатываются силами Объединённой приборостроительной корпорации. Системы помогут собирать данные о наземной, морской и воздушной обстановке, умеют решать оперативные, служебные задачи, а также окажутся полезны, если нужно спланировать действия и работу пограничных служб.
Что, если бы колёса могли вращаться не только вперёд и назад, но и в перпендикулярной своему обычному движению плоскости? Это бы раз и навсегда изменило процесс парковки. Британский изобретатель Уильям Лиддьярд воплотил эту невероятную идею в жизнь и наглядно продемонстрировал её на примере реального автомобиля. Попытки создать нечто подобное были и ранее, но уникальность конкретно этого изобретения состоит в том, что автомобиль не нуждается в каких-либо серьёзных модификациях для того, чтобы установить на него такие колёса.
Сперва компьютер побил человека в шахматы, затем в более сложную настольную логическую игру го. Теперь пришло время для действительно серьезных и взрослых игр — ближнего воздушного боя. Как вы уже могли догадаться, и здесь бездушная машина одержала верх над человеком.
Аэрокосмическое агентство NASA провело успешное испытание одного из двух 77-тонных ракетных ускорителей космической системы SLS, которая отправится на Марс. Испытания проводились наземные. Ускоритель поместили на специальную платформу и провели запланированный 2-минутный прожиг.
Не так давно, в интервью на Code Conference в Калифорнии, предприниматель и любимец технопублики Элон Маск предположил, что все мы живем в компьютерной симуляции. На первый взгляд, его заявление может показаться бредом сумасшедшего. При ближайшем рассмотрении оказывается, что все куда глубже. Давайте погрузимся еще глубже и попробуем найти изъяны в теории виртуальной реальности, так сказать.
Вслед за автомобилями с автопилотом на дороги выходят самоуправляемые маршрутки. Первенцем новой концепции стал микроавтобус «Olli», созданный компанией Local Motors в сотрудничестве с IBM. Как сообщает 3Dtoday, Local Motors наиболее известна в качестве первого производителя 3D-печатных автомобилей, а IBM предоставила необходимое аппаратное и программное обеспечение для интеграции 3D-печатного транспорта в облачный искусственный интеллект IBM Watson. Благодаря высокотехнологичной начинке автобус умеет самостоятельно передвигаться по дорогам, осуществлять посадку и высадку, корректировать маршрут и даже болтать с пассажирами, рассказывая о местных достопримечательностях, отвечая на вопросы и всячески отвлекая внимание от того факта, что никто не сидит за рулем, да и сам руль отсутствует. В течение лета 3D-печатная маршрутка будет проходить испытания в округе Колумбия, после чего пополнит транспортные парки Лас-Вегаса и Майами.
То, что Microsoft всерьёз заинтересовалась системами отслеживания движений пользователя в пространстве, стало ясно в тот момент, когда в 2009 году была анонсирована первая версия сенсора Kinect. На тот момент, правда, Kinect не умел отслеживать движения отдельных пальцев, ограничиваясь лишь головой, туловищем и конечностями человека. Вторая версия сенсора хоть и стала более точной, тоже была далека от совершенства, да и не получила такого широкого распространения. Но Microsoft не намерена сдаваться на полпути.
Разработанная британским технологическим стартапом Smart Antenna Technology антенна для ноутбуков сочетает в себе поддержку следующих беспроводных стандартов: Wi-Fi, GPS, Bluetooth, 3G/4G LTE и WiGig (60 ГГц). Таким образом, разработанная учеными Бирмингемского университета (University of Birmingham) антенна позволяет заменить собой пять различных антенн. Несмотря на распространение смартфонов и планшетов, компьютеры все еще сохраняют свою значимость в такой степени, что даже обеспечивается поддержка ими приложений для мобильных девайсов.
Специализирующаяся на робототехнике компания Boston Dynamics, известная разработкой брутального и неуклюжего робота BigDog, созданного для военных целей, на этот раз показала кое-что гораздо более изящное и милое. Их новый робот выглядит как помесь средних размеров пса с жирафом. Он умеет ходить, бегать, красться на полусогнутых и даже может принести вам чего-нибудь выпить, закусить, не откажет и в просьбе прибраться, выбросив в урну мусор, а грязную посуду составив в посудомоечную машину. Классно, да?
Благодаря сотрудничеству Hyperloop с российским олигархом строительство скоростной транспортной системы может начаться в Москве. Стало известно, что между стартапом Hyperloop и группой «Сумма», российским диверсифицированным холдингом, во главе которого стоит миллиардер Зиявудин Магомедов, был подписан меморандум о взаимопонимании с Москвой. Дальнейшая совместная работа позволит сторонам изучить возможности возведения новой транспортной системы в столице Российской Федерации.
Умную машину, способную за один день построить целое здание, создаёт команда специалистов, работающая под руководством иранского профессора Бехрока Кхошневиса. Он говорит о том, что строительство — дорогостоящее, опасное занятие, и приводит цифры, свидетельствующие о смертности на возводимых объектах недвижимости, поэтому инженер считает, что необходимо использовать для строительства роботов.
В будущем технологию 3D-печати планируется использовать в условиях космоса. Астронавты смогут печатать живые ткани и органы прямо на борту космического корабля, тем самым увеличивая свои шансы на выживание в ходе особенно продолжительных космических миссий. И уже сегодня подобная технология успешно прошла необходимые испытания в условиях микрогравитации на специально оборудованном для этого самолёте.
Консультативный совет по рекомбинаторной ДНК при Департаменте здравоохранения США одобрил использование весьма перспективной технологии генетической модификации человека. Речь идет о CRISPR/CAS-9, с помощью которой исследователи планируют улучшить эффективность работы иммунной системы.
Американское космическое агентство занялось разработкой нового тестового самолёта довольно давно и сейчас готовит его к испытаниям, задача которых — протестировать уникальное крыло, в котором размещены 14 электродвигателей, приводящих в действие пропеллеры. Самолёт получил имя «Максвелл», его порядковый номер — X-57.
Исследователям из Южной Кореи удалось создать фотоэлементы настолько тонкие, что ими можно оборачивать различные предметы. Во время первой публичной демонстрации своей разработки, учёные легко оборачивали солнечную панель вокруг обычного карандаша. Подобная гибкость и прочность позволит использовать данную технологию в совершенно новых областях.