120 часов над Тихим океаном без посадки на самолете на солнечной энергии

Пока писался данный текст, самолет на солнечной энергии Solar Impulse, вероятнее всего, уже совершил посадку в аэропорту штата Гавайи (США) и завершил рекордный полет через Тихий океан. Все внимание и почести достанутся пилоту Андрэ Боршбергу, управлявшему необычным летательным аппаратом 120 часов кряду. Однако если говорить откровенно, Solar Impulse — это не просто работа одного пилота, это слаженная работа целой логистической группы, которая находилась в момент установления рекорда на земле.

Учитывая всю проделанную «за кадром» работу и переброску реактивного российского транспортного самолета, вполне справедливо задаться вопросом о рентабельности всей затеи. Ведь если даже Solar Impulse завершил перелет через Тихий океан, то это совсем не значит, что этот успех мгновенно открывает двери для коммерческих полетов самолетов на солнечной энергии.
Однако с точки зрения людей, работавших над миссией Solar Impulse, это никогда и не было ключевой целью миссии. Со слов руководителя миссии Грегори Блатта, полет Solar Impulse — очень большой и публичный трюк:

«Наша задача — обратить внимание и лучшим способом на это является пилотируемый полет. Если вы посмотрите на наш список партнеров, то поймете, что среди них всего лишь несколько, кто относится к авиационной отрасли. В большей степени мы работаем с кампаниями, которые не имеют ничего общего с самолетами».

Сложно, казалось бы, представить, что Solar Impulse является лишь большим PR-ходом для индустрии производства солнечных панелей. Но реальность куда прозаичнее, и данная миссия часто неверно воспринимается как демонстрация возможностей самолета на солнечной энергии. И с этой точки зрения, если не брать в расчет месячные задержки перед полетами, обязательное наличие большой команды поддержки из инженеров и наблюдателей на земле и необходимость ходить в туалет в специальные контейнеры (а вы как хотели, места там крайне мало) во время полета, проект действительно выглядит выигрышным.

Но если рассматривать эту миссию не в качестве испытания технологии, которая может иметь важнейшее значение для будущего возобновляемой энергии, то результаты кажутся уже не такими восхитительными.